Без шагов по политическому урегулированию, режим прекращения огня на Донбассе обычно держится считанные дни, говорят эксперты. И само нынешнее перемирие, и негативная реакция на него может рассматриваться в контексте всеукраинских местных выборов.
«Перемирие может быть сорвано, но сам факт его заключения уже является компромиссом»
В ночь на 27 июля на Донбассе стартовало очередное перемирие. На этот раз вступил в силу режим полного и всеобъемлющего прекращения огня.
В частности, введен запрет на стрельбу, включая снайперскую; на использование летательных аппаратов; на размещение тяжелого вооружения в населенных пунктах; а также на разведывательно-диверсионные действия. Такой договоренности ранее достигли Украина, Россия и ОБСЕ на заседании Трехсторонней контактной группы «минского формата» 22 июля.
К нарушителям обещают применение дисциплинарных мер. А ответный огонь допускается только в том случае, если он открыт по приказу соответствующего руководства Вооруженных Сил Украины и руководства вооруженных формирований ОРДЛО.
Вице-премьер-министр Алексей Резников заявляет, что если будут не «случайные, единичные нарушения режима тишины», а реальная агрессия, то украинские военные воспользуются Гаагской конвенцией 1907 года о законах и обычаях ведения войны. Статья 40 этой конвенции гласит: «Всякое существенное нарушение перемирия одною из сторон дает право другой отказаться от него и даже, в крайнем случае, немедленно возобновить военные действия».
Тем не менее, 27 июля у Офиса Президента проходила акция протеста. По данным правоохранительных органов на нее собралось около тысячи человек. Организатором акции стал «Рух сопротивления капитуляции». Но анонс акции рассылала партия Петра Порошенко «Европейская солидарность».
СМИ цитируют рассылку: «Человек по фамилии Зеленский запретил украинской армии защищать Украину. Кажется, здесь есть государственная измена. Кажется, человек, являющийся президентом Украины, стал слугой России и заставляет украинское войско капитулировать перед русским агрессором».
Собравшиеся на Банковой протестующие держали плакаты: «Нет перемирию с врагом», «Зеленского вон», «Защитим армию», «Россия — враг».
В тот же день пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что Россия не может гарантировать соблюдения режима прекращения огня на Донбассе, потому что не является стороной конфликта. «На уровне «нормандского формата» — это одно дело, а какие-либо гарантии со стороны России, в данном случае, не думаю, что об этом можно говорить, потому что не Россия является участником конфликта на юго-востоке Украины», — цитирует Пескова российское издание ТАСС
Следует напомнить, что переговоры по урегулированию конфликта на Донбассе ведутся в двух форматах – «минском» (Украина, Россия, ООБСЕ) и «нормандском» (Украина, Россия, Франция и Германия).
На «нормандском» саммите в Париже, 9 декабря 2019 года, украинская сторона обязалась предпринять ряд шагов ради урегулирования конфликта. В частности, пунктом парижского коммюнике был вопрос о полном прекращении огня, напоминает политолог Алексей Якубин. Он отмечает, что ранее этот пункт не был реализован, однако теперь стороны пошли на компромисс.
«Президент Владимир Зеленский во многом понимает, что его рейтинг доверия строится в ожидании от него подвижек по Минским договоренностям и достижению мира. Что же касается самого соглашения, то я не исключаю, что оно может быть сорвано, но сам факт его заключения уже является компромиссом», — говорит политолог
«Конфликт остается замороженным в политическом смысле. В военном, он продолжает тлеть»
Парижское коммюнике предполагало имплементацию в украинское законодательство так называемой «формулы Штайнмайера», предусматривающей местные выборы на Донбассе под контролем ОБСЕ.
Но согласовав формулу, украинская сторона, все равно считает выборы невозможными до возвращения контроля над границей. И всеукраинские местные выборы, намеченные на 25 октября, будут проходить по всей стране, за исключением неподконтрольных территорий.
Политолог Владимир Воля считает, что на самом деле, по стратегическим вопросам прогресс отсутствует.
«Остаются нерешенными вопросы политического статуса оккупированных территорий. Плюс к этому добавляется контроль над границей. Россия, ЛНР и ДНР не пойдут на то, чтобы отдать контроль над границей до закрепления особого статуса Донбасса в Конституцию. Поэтому переговоры зашли в «хронический тупик»… Конфликт на Донбассе остается замороженным в политическом смысле. В военном смысле, он продолжает тлеть», — рассудил политолог.
Политтехнолог Олег Постернак считает, что перемирие упрочит международные позиции Украины и укрепит имидж надежного партнера в «нормандском формате». Кроме того, он допускает, что прекращение огня может запустить более предметную дискуссию по политическим вопросам, в частности по модальностям выборов в ОРДЛО.
Дескать, Президент Владимир Зеленский пытается продвинуться к миру «осторожной тактикой малых успехов»: обмен удерживаемых лиц, освобождение моряков, открытие моста в Станице Луганской, первые участки разведения сил, нормандская встреча. По мнению политтехнолога Владимир Зеленский «фактически может свернуть окопный период войны. И это многим политикам в Украине не понравится, ведь непосредственно затрагивает их электоральные возможности».
«Кто-то преднамеренно уже ждет срыва, чтобы голодной стаей наброситься на Зеленского. Воспаленная фантазия оголтелых и верноподданных одного бывшего уже строчит конспиративные оды ненависти, что перед нами очередная «капитуляция» и конец. Бездоказательно и надрывно, как всегда», — написал он в Facebook.
Впрочем, перемирия объявлялись неоднократно (до трех десятков раз), их называли: «новогоднее», «рождественское», «пасхальное», «школьное», «хлебное», «майское перемирие». Только за время правления президента Зеленского прекращение огня объявлялось трижды: в июле 2019 года, осенью 2019 года, на фоне частичного разведения сил и в январе 2020 года, когда прекращение огня не наступило.
На этот раз ставки высоки. Советник главы ОП Михаил Подоляк так излагает позицию противников перемирия: «Война до победного конца. Никакого перемирия. Никакого прекращения огня. Все на митинг. Даешь побольше человеческой крови и мяса». Подоляк пишет в Facebook: «По версии ЕС-ников «война должна продолжаться». Обязательно. Вечно».
А заместитель директора Украинского института политики (УИП), политический эксперт Кирилл Молчанов считает, что за взаимными обвинениями кроется попытка мобилизации электората.
Он отмечает, что выборов в ОРДЛО не будет. «Так что мы опять упираемся в политический тупик. А как уже показала практика, без шагов в плане политического урегулирования, режим прекращения огня держится считанные дни. У нашей власти нет комплексного подхода к решению проблемы. Зато есть желание что-то подкинуть избирателю перед местными выборами», — цитируют Молчанова «Комментарии».