Любовь Величко
10:00 27/06/2014

Переселенцы из Межигорья: жизнь вдали от дома

Сейчас на территории бывшего президентского поместья живет около ста переселенцев из Крыма и Донбасса. Для этих людей Межигорье является временным убежищем от тех бед, которые они пережили на своей малой Родине. ГолосUA уже не раз писал о том, какие трудности с жильем испытывали крымчане, приехав в Киев. Как оказалось, наши публикации помогли донести зов о помощи местным властям, которые сначала упорно игнорировали проблемы временных переселенцев. В знак благодарности они пригласили ГолосUA в Межигорье, чтобы показать, как им здесь живется сейчас. В целях безопасности все имена героев публикации были изменены.

«Герои» резиденции

В Межигорье живет около 250 человек: в это число входит охрана поместья (милиционеры и самооборона Майдана), люди, которые ухаживают за территорией, и, собственно, сами переселенцы.

Главный здесь – комендант Максим. Он волонтер, и его задача — следить за тем, чтобы здания не разворовывали, территория оставалась в том виде, в котором она была до того, как стала Меккой для туристов. Но для переселенцев, которые начали здесь жить, Максим – это их спаситель.

"Наш Максим – это настоящий герой Украины, патриот и, вообще, добрейшей души человек,- говорит 27-летняя Ирина из Симферополя, которая около трех недель живет в резиденции. – Это он предложил властям дать разрешение, чтобы мы поселились здесь. Он помогает каждому, кто просит о помощи".

Ирина, как многие другие переселенцы, считает, что часть территории нужно отдать именно для нужд людей, которые не по своей воле оказались в изгнании поневоле.

А крестной матерью переселенцы считают Алию – она помогает Максиму решать вопросы крымчан и дончан, которые приезжают в Киев в надежде получить поддержку от государства. Приехав на вокзал, они первым делом садятся в метро и едут на Крещатик — в Координационный совет Майдана, который находится в так называемой «крымской палатке».

Алию мы не застали на территории поместья – она здесь не живет, но регулярно приезжает, чтобы проверить, все ли в порядке.

«В начале мая мы заселили крымчан, а месяц спустя начали принимать людей из «горячих точек». Тогда мужчин из Крыма переселили в санатории и пансионаты Пущи-Водицы и села Литки (Броварской район Киевской области — Авт.). Благодаря тому, что о жилищной проблеме переселенцев много писали СМИ, те пансионаты, которые раньше пустовали, сейчас набиты до отказа. Оставили жить в Межигорье женщин и детей, пожилых людей. Считаю, что это правильно»,- говорит Алия, к слову, тоже крымчанка.

Девушка отмечает, что в Межигорье регулярно пытаются поселиться киевляне, которые выдают себя за переселенцев.

«Таких случаев было три: парни говорили, что их паспорта порвали на крымской границе. Но потом их раскусили – в процессе общения легко определить, действительно человек родом из Крыма. Чтобы выселить их, пришлось вызывать милицию. Грустно, что такие люди есть», — говорит она.

Чтобы такие случаи не повторялись, на территорию Межигорья сейчас пускают только людей с документом, который официально подтверждает статус вынужденного переселенца.

Условия проживания

Сто переселенцев разместились в четырех домах: два дома – те, в которых ранее жила прислуга Януковича, один дом – это так называемая комендатура, и еще один дом – на территории местного зоопарка.

В комендатуре есть три комнаты – в них поселились женщины с младенцами; на территории зоопарка находится одноэтажный дом, где проживают еще около десятка человек.

Но большинство переселенцев — порядка 60-ти человек — живут в домах прислуги, которые стоят в полусотне метров от входа к резиденции. Внутри здесь очень чисто, уютно, чувствуешь себя, словно в отеле. Раньше в комнаты селили по два человека, а потом количество людей увеличивалось, и сейчас комнаты рассчитаны на трех-четырех жильцов.

"Условия мне нравятся. Теплая вода есть, электричество, стиральная машинка, кухня, продукты привозят волонтеры. Большое спасибо киевлянам, которые нам помогают, без них мы бы не выжили",- говорит Ирина из Керчи, которую мы застали за готовкой обеда на кухне.

Женщина понимает, что Межигорье – это ее временное убежище — о постоянном выделении жилплощади дело не идет. Но говорит, что никто из местных не выгоняет переселенцев, а наоборот – пытается найти работу и постоянное жилье.

"Нам идут навстречу в плане поиска работы. В этом помогают волонтеры, подсказывают, где есть вакансии. А бывает и такое, что люди приходят в Координационный центр Майдана и говорят – приглашаем переселенцев на работу. Помогает и Государственная служба занятости — но зарплаты, как правило, невысокие,- рассказывает Сергей из Славянска. — Мне предлагали работу юриста в селе с зарплатой 1200 грн. – я считаю, что этого недостаточно для нормального проживания, поэтому пришлось искать самому".

Правда, ездить на работу в Киев из Межигорья проблематично — нет регулярной маршрутки из села Новые Подгорцы. Вместо этого с 10 утра до 10 вечера раз в полтора часа ездит автобус с билетом стоимостью 20 грн. Переселенцы говорят, что тратить по 40 грн в день на проезд не хочется, но иного пути нет.

"На попутке – еще дороже – 50 грн. Каждый день на работу не наездишься. А если ходить пешком до села – это 4 километра. Сельский совет Новых Пидгирцив еще не решил вопрос, чтобы пустить от Межигорья маршрутку до площади Тараса Шевченко или до станции «Минской»",- жалуется 32-летний Игорь из Керчи, который недавно устроился супервайзером в одном из киевских супермаркетов.

На фоне бытовых проблем жителям Межигорья безумно нравятся местные пейзажи.

"Когда я только заселилась, то мне сложно было понять, как эта красота могла служить для одного-единственного человека? Я считаю, что дикий лес должен принадлежать народу. Особенное удовольствие – гулять по такому парку, сидеть у озера. Романтика! С детьми приятно гулять",- делится впечатлениями 29-летняя Наталья из Донецка.

Девушка говорит, что все жители Межигорья – люди доброжелательные.

"Когда рядом живешь, как в общежитии, все друг другу помогают. Все понимают, что находятся в одной ситуации и пытаются помочь – кому за ребенком посмотреть, кому за бытовой химией в город съездить. Очень дружные люди", — добавляет дончанка.

Переселенцы очень надеются на то, что наступит день, когда они смогут вернуться домой. Пока же они понимают, что этого сделать нельзя из-за угрозы решетки (в случае с Крымом) или смерти (в ДНР и ЛНР).

"В России есть закон о клевете, в соответствии с которым, за критику власти можно сесть за решетку. В основном выехали те крымчане, которые критикой не ограничивались, а выступали на телевидении, защищали своих соотечественников, были правозащитниками. Они не хотят становиться русскими, менять свой паспорт. Это люди, которые остались верны Украине. Государство должно это понимать и ценить, и помогать таким людям",- напоследок говорит Наталья.

Читайте также по теме