Реорганизация добралась до главных президентских органов — Администрации Президента и Совета национальной безопасности и обороны также неожиданно, как прокуратура до Юрия Луценко. Мало кто ожидал, что глава государства 10 декабря 2010 года взявший курс на административную реформу, применит ее буквально на себе. Тем не менее, 5 апреля 2011 года на сайте Президента появилась первая информация о возможных сокращениях первых «замов» и просто «замов» главы Администрации Президента и аппарата Совбеза.
Процесс пошел…Безусловно, интригующий, поскольку новый расклад на Банковой традиционно определяет ход мыслей Президента и направление развития государства в ближайшем будущем. Не надо и слушать послании Виктора Федоровича с которым он выступит в четверг в парламенте.
Показательно, что процедура апгрейда Администрации Президента и Совета национальной безопасности и обороны прошла очень сдержанно: ни один «обиженный» сотрудник не слил ничего в прессу, как это обычно бывало при Викторе Ющенко. Каждый переживал свой взлет/падение молча. Ожидаемого скандала в команде профессионалов не получилось, хотя, надо честно, признать, оппозиция на это сильно рассчитывала. Во-первых, глава оппозиционного Кабмина Сергей Соболев озвучил мысль, что отдельные чиновники с Банковой уволены за провалы в сфере разных реформ. Во-вторых, была перенесена дата партийного съезда Партии регионов и сразу пошли слухи: дескать, разногласия среде регионалов так велики, что опасно «выходить на люди». Хотя, не исключено, что доля правды в этом есть: партийный съезд мог бы стать площадкой для выяснения вопросов: а кто тут теперь главный?, которые журналисты не преминули бы задать Левочкину, Герман или Лукаш. А так все прошло мирно, как говорится, без комментариев.
Что это было и к чему приведет тасование кадровой колоды в Администрации Президента и Совбезе? Чем обернется новый тактический ход? Кто подсказал В. Януковичу так поступить со своими соратниками?
С одной стороны, власть не упустит случая записать себе в актив последовательность с которой проводятся сокращения чиновников. «Врач сказал в морг, значит в морг». Поблажек нет ни у кого. Вначале, по указу главы государства реорганизовали Кабмин. Ну что тут сказать? « Ежики плакали, кололись, но продолжали есть кактусы…» Президент строго предупредил, что если увидит у кого-то из министров более 3 замов, то будут резать по живому. Всех. В результате неимоверных кадровых мук аппараты министерств затрещали по швам, но указание главы государства было выполнено. Уже почти начали спускать реформу на местный уровень, урезая количество замов в местных администрациях, как вдруг как гром среди ясного неба грянула перестройка в АП и СНБО.
Неожиданно, но справедливо. Виктор Янукович, похоже, и дальше решил реализовать в жизнь лозунг своего предшественника « Закон один для всех». В результате, в Администрации теперь 514 работников, а в СНБО всего 90. Под кадровый удар попали 8 заместителей главы Администрации Президента: Е.Лукаш потеряла должность первого зама главы АП, представлявшего президента в Конституционном суде, Анна Герман лишилась кресла заместителя главы АП, уволен Андрей Гончарук- еще один заместитель Левочкина, потерпел от реформы и главный президентский протоколист Юрий Ладный. Больше не отвечает за судебную реформу и экс-бютовец Андрей Портнов — по нему также есть указ об освобождении с должности начальника управления по вопросам судоустройства, Олег Рафальский больше не ведает всей документацией АП- его сняли с должности начальника управления документообеспечения, а Станислава Скубашевского «выбили» из кресла заместителя главы АП- начальника главного управления по вопросам региональной политики. Ну, и наконец, не успела плодотворно поработать на должности зам главы АП свеженазначенная «беженка» из оранжевого лагеря Марина Ставнийчук. В общем, не самые последние люди как бы лишились хлебных мест, что только подчеркивает верность Президента избранному пути сокращения чиновничьего аппарата. Как известно, хороший руководитель всегда начинает с себя.
Однако, за кулисами ротаций в Администрации Президента и Совбезе нечто большее, чем верность административной реформе. Виктор Федорович твердо решил переформатировать две политические площадки – Администрацию Президента и СНБО, оптимизировав обе структуры. Дело в том, что еще во времена Леонида Кучмы эти «органы» стали местом трудоустройства соратников Президента. Когда Верховная Рада «выжила» Виктора Медведчука из кресла первого вице-спикера парламента, куда пошел лидер эсдеков? Все правильно: главой Администрации Президента.
Потом традицию продолжил Виктор Ющенко, который буквально «раздул» администрацию после 2006 года. Это была вынужденная мера: политреформа настолько ограничила возможности главы государства, что у Виктора Андреевича осталось только три инструмента влияния: Администрация Президента, Совбез и СБУ. Через них он пытался воевать с сильным премьером Тимошенко, именно эти структуры стали «прибежищем» союзников Виктора Андреевича.
Но теперь надобность в такой «крыше» отпала. После возвращения Конституции-96 Виктор Федорович стал полноправным хозяином с широким набором полномочий. Ему не нужны специальные инструменты борьбы или укрепления своего влияния. Поэтому Администрация Президента — это просто канцелярия, а Совбез — консультативный орган при Президенте Украины.
О чем это говорит? Те, кто думал, что влияние господина Левочкина сильно укрепилось, потерпели поражение в своих прогнозах. Никто не собирается минимизировать степень значимости главы Администрации Президента, но после указа от 5 апреля 2011 года он становится «хранителем президентской печати». А вот «отставники», получившие статус советников (прежде всего, Анна Герман) могут рассчитывать на большую значимость в глазах главы государства. Ведь многие из «уволенных» заняли еще более высокие посты руководителей профильных управлений администрации. Марина Ставнийчук будет руководить Главным управлением по вопросам конституционно-правовой модернизации, Юрий Ладный – ГУ государственного протокола и церемониала, Андрей Портнов получил в подчинение управление по вопросам судоустройства, Андрей Гончарук – ГУ по вопросам международных отношений.
Вот только небольшая неясность с Анной Герман: она будет «командовать» общественно-политическими вопросами в Главном управлении гуманитарных и общественно-политических вопросов. Правда, на сайте главы государства эта «клеточка» пока не заполнена и вместо А. Герман и.о. числится некий г-н Голуб (не коммунист!). Вот это уже больше похоже на политическую ссылку, хотя такое развитие событий прогнозировалось после прихода в Администрацию пресс-секретаря Януковича Дарки Чепак. Официальные комментарии главы государства — это теперь ее парафия, а Анна Герман как бы не у дел. Зато ликвидирован очаг постоянного конфликта между Герман и Левочкиным.
Пошатнулись и позиции и г-жи Лукаш. Ей не досталось никакого управления, она просто советник и представитель Президента. Возможно, потому, что главе государства больше не понадобиться системной работы в Конституционном суду? А зачем? Не похоже, чтобы Конституционный суд в ближайшее время поднимал вопросы, угрожающие политической или властной позиции Януковича.
Теперь поговорим о тех, кто сохранил свои кресла в АП и СНБО. Достаточно спокойно и уверенно чувствует себя Ирина Акимова — первый заместитель главы АП, она по прежнему будет заниматься связями с Кабмином и экономической политикой. Это означает, что глава государства продолжит курс радикальных экономических реформ и одобряет медицинскую, налоговую и земельную политику, которую декларирует г-жа Акимова. Как известно, она является активным сторонником отмены моратория в земельном вопросе и адептом продажи украинской земли иностранцам. От Акимовой исходит и инициатива переустройства системы здравоохранения, предусматривающая сокращения количества врачей и больниц.
Осталась «рулить» Совбезом и Раиса Богатырева, правда из ее подчинения вывели Нестора Шуфрича и Владимира Сивковича. Но если с первым все понятно — он сам признавался что его должность в СНБО декоративная и на работу он не ходит, то за Сивковича обидно. Он действительно сильный профессионал.
Возможно, в этом и есть главная причина: глава государства не заинтересован в превращении Совбеза в сильную структуру. Все помнят, во что, например, превратил Е. Марчук СНБО в свое время — чуть ли не во второе правительство. Да и при Ющенко подобная тенденция наблюдалась… Поэтому Янукович не просто осуществляет кадровые ротации, но и ослабляет потенциально опасные «органы». Естественно, под видом административной реформы. Следующими на очереди — губернаторы, главы местных администраций. Шаг вполне закономерный и логичный: за год до выборов необходимо обеспечить полную кадровую благонадежность на всех этажах власти.