Крещатик — главная и любимая улица не только киевлян, но и туристов. Просторная, с широкой проезжей частью и не менее широкими тротуарами, на которых растут каштаны. По выходным улица становится полностью пешеходной. Более 15 лет назад, киевские власти придумали перекрывать движение от ул. Богдана Хмельницкого до Майдана с 10 утра до 10 вечера. Но в будние дни главным становится автомобиль, и если вам захочется попасть на соседскую улочку – приходится делать длинный путь, спускаясь и поднимаясь по лестницам под землю. Подземные переходы — это ад для пешеходов! Столичные архитекторы предлагают сделать Крещатик удобнее, за счет сужения проезжей части с 8 до 5 полос и обустройства регулируемых наземных переходов.
Неудобные «подземки» Крещатика
Основной вред подземных переходов в том, что они провоцируют людей нарушать правила и перебегать дорогу. Добровольно спускаться под землю не хочет никто.
«Идешь себе по Крещатику, а тут бац, и подземный переход через второстепенную улицу. Подземные переходы здесь намного глубже, чем в Москве. Это чтобы пешеход мог в полной мере ощутить свою второсортность как участник дорожного движения. Нигде в мире нет такого количества подземных переходов, как в странах бывшего совка. В Киеве это наследие приобрело совсем глубокую форму. Но самое главное — в каждом подземном переходе обязательно должен быть торговый центр. Это важнее освещения, урн, плитки и нормальной лестницы», — пишет в своем блоге известный российский топ-блогер и основатель фонда «Городские проекты» Илья Варламов после посещения украинской столицы.
Кроме того, в Киеве проживает большое количество маломобильных людей: пожилых, инвалидов, родителей с колясками, которым трудно и неудобно спускаться в переходы.
(желтым цветом — регулируемые переходы, зеленым — нерегулируемые)
В европейских городах подземные пешеходные переходы строятся лишь там, где нет возможности сделать наземные, а именно на скоростных дорогах или магистралях непрерывного движения, подобных проспектам Победы или Бажана в Киеве. «Конечно же, загонять людей под землю там, где есть возможность пройти по дневной поверхности неправильно. Но принимать такие изменения нужно осознанно. Создание наземных переходов традиционная европейская практика. Однако у нас в стране в сознании некоторых людей подземные переходы остаются более безопасными», — отметил главный архитектор Киева Сергей Целовальник, который предпочитает переходить дороги по наземной поверхности.
Проблему может решить реорганизация движения на Крещатике: устройство пешеходных переходов и сокращение количества полос там, где они избыточны.
С 8 до 5 полос
Специалист управления инженерно-транспортной инфраструктуры Департамента градостроительства и архитектуры КГГА и автор идеи проекта Виктор Петрук считает, что на Крещатике достаточно светофоров, регулирующих движение, поэтому для комфорта киевлян было бы разумно продублировать все подземные переходы наземными.
Проанализировав уличную сеть от Европейской до Бессарабской площади, авторы идеи пришли к выводу, что Крещатик, на отрезке от улицы Богдана Хмельницкого до улицы Михайловской может быть сужен с 8 до 5 полос. До трех полос в направлении Бессарабки, и до двух полос в направлении Европейской площади. При этом его пропускная способность не уменьшится, а скоростной режим даже возрастет.
«На Крещатике можно организовать наземные переходы, потому что главная улица столицы имеет избыточную пропускную способность. На сегодняшний день, в вечерний час пик, Европейская площадь выпускает с направления Крещатика всего около 3,2 тыс. автомобилей в час, а пропускная способность восьмиполосной проезжей части улицы в одном направлении 5,5 тысяч. Утром с точностью до наоборот – в сторону Бессарабской площади с Крещатика выезжает около 2,3 автомобилей в час. Избыточная ширина проезжей части Крещатика, никак не реализуется, поэтому улица используется, в лучшем случае, как накопитель автомобилей для пробок», — рассказал. В. Петрук.
Но речь не идет о перекрытии всей улицы или об ограничении движения на ней. Крещатик – магистраль общегородского значения, и автомобильный трафик с него нельзя переносить на прилежащие улицы – они для этого не предназначены.
«Благодаря двухфазному регулированию автомобильного движения на всех перекрестках, можно организовать наземные переходы возле ЦУМа, Департамента архитектуры и Дома Профсоюзов и автомобильное движение абсолютно не будет нарушено», — отметил В. Петрук.
Островки безопасности
Посередине проезжей части Крещатика появятся два островка безопасности — от ул. Б. Хмельницкого до ул. Прорезной и от ул. Прорезной до ул. Михайловской, шириной от 7 до 9 метров. Эти «островки» нужны для повышения безопасности всех участников дорожного движения, особенно пешеходов. А чтобы эти островки безопасности по центру проезжей части улицы не пустовали, рассматриваются предложения по размещению на них лавочек или деревьев.
«Было предложение сделать там бульвар. Но, например, бульвары Л.Украинки или Т.Шевченко, как мы видим, не пользуются спросом. Людям не интересно сидеть посреди магистрали и дышать выхлопными газами. Однако поскольку в выходной день Крещатик перекрывается, на них можно разместить какие-то объекты активности выходного дня», — сказал автор идеи проекта.
«Зебры» на Бессарабке, Городецкого и Театральной
Кроме этого, авторы проекта предлагают нарисовать «зебру» рядом с Бессарабским рынком. Здесь неиссякаемый поток пешеходов, которые нарушают правила.
«Люди, в основном, перебегают дорогу возле магазина «Roshen» на углу Крещатика. Там постоянный поток пешеходов, который водители вынуждены пропускать. Кроме того, на углу Бессарабского рынка, если двигаться в сторону Круглоуниверситетской, есть опасный нерегулируемый переход, с ограниченной обзорностью. Мы предлагаем этот переход закрыть, а вместо него открыть два других, которые бы управлялись светофорами», — рассказал координатор Совета урбанистики Киева Григорий Мельничук.
Абсолютно ничто не мешает нарисовать «зебру» с островком безопасности на перекрестке с улицей архитектора Городецкого.
Также уличный переход нужно обустроить и возле метро Театральная, где очень неудобный глубокий подземный переход. Следующий объект – это проспект Победы со стороны примыкающих к нему маленьких боковых улиц. Машины там ездят редко, но люди все равно проходят поверху.
«Вместе с тем, мы выступаем за то, чтобы на окружной дороге, наконец-то построили наземные переходы возле села Жуляны в жилом массиве Теремки. На восьмиполосной дороге, по которой гоняют фуры, было зафиксировано много смертельных случаев. Поэтому на этом месте регулируемые наземные переходы просто необходимы», — ввел в курс дела Г. Мельничук.
Остаётся вопрос, что делать с подземными переходами, когда появится много наземных «зебр». Киевские активисты предлагают на их месте построить подземные паркинги или оставить их просто в роли торговых центров.
В Департаменте архитектуры заявляют, что сделать центральную улицу города полностью пешеходной пока не возможно, ведь Крещатик – важная транспортная магистраль. В перспективе под Крещатиком может появится транзитный тоннель, который полностью возьмет на себя транспортную функцию. Но это – не ближайшая перспектива. Если обустройство «зебр» и светофоров больших затрат не требует, то на тоннель нужны сотни миллионов гривен.
Подсветка и «ручные» светофоры
Кстати, для безопасности пешеходов на зебрах в некоторых европейских городах придумали креативное решение: над переходом устанавливать лампы, которые направленно освещают «зебру». Таким образом, пешехода видно еще издали, даже когда он только приближается к дороге. «Похожий переход, только с подсветкой есть в Харькове, но не в центре города. Киеву нужно брать пример. Это простое и правильное решение, которое не требует много средств», — уточняет сокоординатор Совета урбанистики Киева.
В столице также планируют перевести светофоры на переходах с автоматического режима на ручной. Но, по мнению экспертов, такая схема движения имеет право на жизнь в местах с интенсивным автомобильным трафиком. Во остальных случаях – это нецелесообразно. Также в ближайшее время будет пересмотрен и режим перевода светофоров на «мигающий желтый» в вечернее время, поскольку из-за значительного снижения трафика, большинство светофоров можно отключать уже в восемь вечера.
Столичные архитекторы уверены: центральная улица столицы должна стать максимально удобной для киевлян. А для этого необходимо создать дружелюбную обстановку по отношению к пешеходам. «Нам нужно поменять отношение к улице. Нельзя пользоваться улицей, как транзитом от работы – домой и от дома – на работу. Она должна стать средой, где люди общаются, пьют кофе, сидя на лавочках и читают книги», — уверен В. Петрук.