Андрей Кислов
16:00 16/04/2020

«Переворот в парламенте»: Регламент Рады изменили ради кредита МВФ, но…

Верховная Рада изменила регламент, чтобы принять «антиколомойский» закон под предлогом кредита МВФ. Обещано, что новшества введены только на время карантина. Но эксперты не верят — ограничение прав депутатов было инициировано еще в сентябре.

«Законодательный спам»

На внеочередном заседании Верховной Рады был изменен регламент парламента. Теперь депутат может вносить какое угодно количество правок к законопроекту, но рассматриваться в сессионном зале будут только одобренные соответствующим комитетом. Такое ограничение прав народных депутатов сделано под эгидой принятия банковского законопроекта, который позволит получить транш МВФ – Международного валютного фонда.

За закон об изменении регламента проголосовало 242 депутата.  Глава Верховной Рады Дмитрий Разумков пообещал, что после вступления закона в силу будет внесена поправка о том, что изменение регламента носит временный характер— на период карантина и еще на 30 дней после него.

Однако, ничто не мешало сразу записать эту оговорку. Закон приняли без нее. Политолог Руслан Бортник констатирует «мягкий, тихий переворот в парламенте и еще большую концентрацию в руках монобольшинства».

Поводом стали 16 тысяч поправок, которые были поданы к банковскому законопроекту. Тот предусматривает запрет возвращать национализированные банки прежним владельцам, несмотря на любое решение суда. На практике документ должен помешать олигарху Игорю Коломойскому вернуть в свою собственность «ПриватБанк», который перешел к государству в 2016 году.

Любопытно, что сам банковский законопроект рассматривать не спешат. Заседание профильного комитета перенесли с 16 на 21 апреля.

Законопроект, прозванный «антиколомойским», изначально спорный. Он содержит конфликт между законодательной и судебной ветвями власти – ведь по этому закону приговор суда можно не выполнять по решению парламента. «Делать невозможным обжалование решений Национального банка – это фактически незаконный подход», — отмечал Руслан Бортник, когда закон прошел первое чтение 30 марта.

Ко второму чтению депутаты завалили Раду поправками, чтобы затянуть принятие банковского законопроекту. Пока учтены 12,5 тысяч поправок. «Они имеют редакционный характер, где-то запятая, где-то слово, где-то что-то другое», — рассказал спикер ВР Дмитрий Разумков.

Таким образом, принятие «антиколомойского» закона откладывалось на неопределенный срок. На каждую правку требуется как минимум 5 минут, с учетом того, что правки рассматриваются комитетах, а затем в зале. То есть каждая тысяча правок — это 5 тысяч минут работы, а это — 80 часов или 10 дней работы. Рада же заседает не ежедневно, она работает в сессионном режиме.

Например, поправки к законопроекту о рынке земли заняли два месяца. Причем рассмотрели около полутора тысяч (депутаты подали 4 тысячи поправок, но многие отозвали).  Чтобы подобное не повторилось, власть решила изменить регламент. Был поднят законопроект, который уже прошел первое чтение в сентябре прошлого года. Он называется: «О внесении изменений в регламент Верховной Рады Украины относительно противодействия злоупотреблением прав народных депутатов в ходе законодательной инициативы».

Как видим, «злоупотреблением» и «законодательным спамом» большое количество поправок стали называть задолго до нынешнего карантина. Теперь закон приняли, передав отклонение поправок на усмотрение комитетов.

Теперь банковский закон можно принять за несколько часов. Но Руслан Бортник констатирует, что изменения регламента приняты «под отдельную ситуацию под внешнего игрока», и  могут быть оспорены в Конституционном суде.

«Власть пытается «развести» МВФ»

«Попытка рассмотреть без правок «антиколомойский» закон нивелирует роль оппозиции и депутатов «галерки». Более того, это может рассматриваться как элемент ограничения права на законодательную инициативу народных депутатов и может быть оспорен в Конституционном суде, что будет основанием для пересмотра решения и отмены самого банковского закона», — считает Руслан Бортник.

Напомним, что «антиколомойский» закон считается условием получения кредита от МВФ. Но Бортник отмечает, что запрет на возврат банков вопреки судебному решению лишает других   игроков рынка права на судебную защиту.

«Проблема закона о банках заключается вовсе не в «Привате», проблема в том, что он касается еще 70 или 80 бывших владельцев банков. И они тоже лоббируют свои интересы», — отметил он в СМИ.

Политолог Дмитрий Корнейчук вообще считает, что Игоря Коломойского «антиколомойский» закон касается в последнюю очередь. «Коломойскому не нужен «Приват». Коломойский вывел оттуда вместе со своим якобы врагом Порошенко 5 миллиардов долларов. Зачем этим людям возвращать банк, из которого они все вывели, а потом государство с наших налогов 5 миллиардов туда закачало?», — рассуждает он.

Политолог считает, что торг велся вокруг судебных исков против Коломойского, которые рассматриваются в Англии. Их подавало государство: национализированный «ПриватБанк» и Минфин.

Дмитрий Корнейчук полагает, что депутаты, внося тысячи правок, «на самом деле торгуются с Зеленским: если хотите от МВФ 5 миллиардов долларов, тогда отзывайте иски, чтобы наконец-то от Коломойского отвязались».

«Все это цирк. С одной стороны, наша власть пытается «развести» МВФ, чтобы взять с них как можно больше денег. С другой стороны, идет торговля с Коломойским. Этот цирк прикрывает то, что у всех хорошие отношения. Нет никакого конфликта между Зеленским и Коломойским», — заявил политолог

Как бы то ни было, теперь многие поправки к любым законопроектам можно не учитывать. Причем Регламент Верховной Рады изменен таким образом, что депутат вообще не может потребовать рассмотрения своей поправки на пленарном заседании.

Если к законопроекту вносится более 500 правок, такой законопроект может рассматриваться по особой процедуре.  Она запускается по ходатайству 150 депутатов, поддержанному не менее 226 голосами на пленарном заседании Верховной Рады.

Сама специальная процедура означает, что каждая фракция или группа может настаивать на рассмотрении 5 правок, а депутат — на рассмотрении одной неучтенной комитетом правки. Во время рассмотрения законопроекта на представление каждой правки дается до двух минут.

Читайте также по теме