Борьба за «включение» новой системы для голосования в парламенте — это ни что иное, как старт новой избирательной кампании, подготовка к изменениям к закону о выборах.
Вспомним, с чего все началось? С резкой критики европарламентариями особенностей голосовательной системы в украинской Верховной Рады. Польские коллеги откровенно насмехались над украинскими многорукими депутатами, которые традиционно жали кнопки «за себя и за того парня». Система, действующая уже много лет и никого не смущающая, вдруг стала поводом для громких скандалов. Экс-спикер Яценюк потребовал немедленного ввода в работу «собственноручно» разработанной системы голосования «Рада-3», при которой голосовать за соседа просто невозможно.
В Партии регионов взялись переписывать регламент и допустили возможность «коллективного голосования», при котором занятые депутаты просто отдают свои карточки «старшему» фракции, поскольку все голосования согласованы и одобрены заранее. Рассматривается даже вариант сокращения числа пленарных заседаний, на которых происходит непосредственный контакт депутатов с кнопками для голосования. Действительно, 6-8 раз в месяц в Верховную Раду могут явиться даже самые занятые и озабоченные слуги народа. Сейчас же парламентариям приходится посещать сессионный зал не реже 10-15 раз в месяц.
Несложно заметить, что все голосовательные новации непосредственно связаны с заявлением Президента Виктора Януковича о необходимости изменить систему выборов в Украине. В «Разговоре со страной» Виктор Федорович откровенно сказал, что «большая ошибка была сделана, когда была изменена система выборов и только пропорциональная система, которая сейчас пока еще существует при избрании депутатов в Верховную Раду, она привела к тому, что народные депутаты утратили мотивацию бывать в регионах и работать на людей. Не все, но есть большое количество депутатов, которые самоустранились от этих своих обязанностей». При этом глава государства «забыл», что именно пропорциональная система выборов помогла зайти в парламент столь значительному числу мандатоносцев от его родной партии — вряд ли большинство из тех, кто сейчас представляет фракцию Партиии регионов в Верховной Раде смогли бы пройти по смешанной или мажоритарной системе. Это означает, что партийная система изжила себя… для Партии регионов.
Поэтому — пришел к выводу Президент — необходимо менять закон о выборах. И наиболее подходящий вариант — это смешанная или даже чисто мажоритарная система. «Соответствующий законопроект готовится, создана рабочая группа при участии, в том числе, представителей оппозиции и международных организаций» — добавил он. По словам Виктора Януковича, рабочая группа представит варианты проекта нового избирательного закона, «я буду тоже принимать участие в рассмотрении этого закона, и, скорее всего, за подписью Президента этот закон пойдет в парламент. Но как минимум, я убежден в этом, это будет моя позиция, я другого закона не подпишу — как минимум, пропорциональность должна быть 50 на 50 — 50 (процентов) мажоритарников и 50 (процентов) по пропорциональным спискам. Как минимум. Но если будет наработано предложение, что полностью мажоритарная будет система, я тоже не буду возражать". По мнению украинского лидера, "или 50 на 50, или полностью мажоритарная система даст возможность поднять уровень ответственности депутатов перед избирателями и, безусловно, повысить эффективность работы парламента и приблизить решения парламента к точке зрения избирателей".
В принципе, изменение электорального законодательства — вполне логичный шаг после «возвращения» Конституции 1996 года. Президенту нужно получить не только право формировать правительство и расставлять губернаторов, но и влиять на парламент. То есть, постараться максимально приблизиться к тем временам, когда кандидатуры депутатов «расписывались» по округам в кабинете первого лица государства на Банковой. По крайней мере, так было при Л. Кучме. И не для того ли собирал Виктор Янукович бывших президентов — чтобы перенять некий опыт?
Сегодня Верховная Рада хоть и является «послушной» воле гаранта, однако в ней есть потенциально опасные очаги противостояния: тот же «Фронт перемен» А. Яценюка или БЮТ Ю. Тимошенко. Но даже и не в этом дело: априори парламент остается представительским (выборным) органом власти, а не назначаемым — как министры или судьи. И уменьшить его полномочия, означает усилить вертикаль президентского управления, к чему так стремится новая властная команда. Сегодня основная задача Президента — укрепить себя и монополию на власть своей политической силы.
Кроме того, главу государства и его окружение не может не беспокоить растущая политическая апатия общества в отношении выборов. По последним социологическим данным, Украина вышла на пик недовольства: 10% граждан не собираются идти на выборы вообще, 21% избирателей проголосуют «против всех», 22% людей вообще не знают за какую политическую силу они бы отдали свой голос. То есть, более 50% украинцев политически и электорально пассивны или же находятся в растерянности, потеряв идеологические ориентиры. Это тревожный звонок для партии власти. Почему?
Во-первых, нынешняя власть не смогла предложить обществу воспринятые и поддержанные социальные, политические и экономические ориентиры. Всего 45% людей как бы одобряют (не протестуют) те реформы, которые происходят с подачи гаранта Конституции. И с каждым месяцем, и с каждым меморандумом МВФ слой этих людей будет становиться все тоньше. Это значит, что падает рейтинг доверия ко всему, что делает власть и ассоциирующаяся с ней Партия регионов.
Во-вторых, если каждый пятый украинец не знает за какую партию он пойдет «воевать» на электоральном фронте, то вполне очевидно, что открывается широкое поле для появления новых лидеров и новых политических организаций. Есть спрос на молодых вождей, на новые идеологии, и к выборам 2012 года он только обострится. Это невыгодно для партии власти: ведь у нее появятся новые, порой совершенно непредсказуемые, конкуренты. Поэтому:
Первое. Нужна спешная реформа избирательного законодательства. Оно должно быть построено так, чтобы те, кто не хочет договариваться с властью или проповедуют иную чем у Партии регионов идеологию развития страны, не смогли попасть в органы представительной власти. А если уж и прорвутся, то их влияние должно быть минимальным.
Второе. В новом избирательном законе наверняка резко ограничат право граждан быть избранными. Поэтому власть так активна в стремлении превратить всех потенциальных конкурентов (в том числе, возможных лидеров новых партий, протестных движений) в криминальных элементов или политических изгоев. Например, уже активно распространяется информация о том, что « Юрию Луценко дадут 2 года, а Юлии Тимошенко — 3». Политиков с судимостями вообще не допустят к выборам. И если бывшие оранжевые демократы будут обвинены в уголовных преступлениях, то «националистам» из партии « Свобода» инкриминируют нечто, связанное с вандализмом (памятники) или терроризмом. Почва уже готовится: вспомните взрыв памятника в Запорожье или недавний теракт в Мариуполе…
Третье. Возможности партийного развития резко сократятся. Нет необходимости строить или развивать партии, чья идеология будет резко отличаться от идеологии Парптии регионов. Начнется отток (в том числе и спонсорский) из партийных структур — ведь любой олигарх сможет самостоятельно войти в парламент, а не «тянуть» целую партию. Резко сузится партийное поле, а те структуры, что смогут сохраниться, будут «на одно лицо». Как говорил незабвенный Виктор Черномырдин: «какую партию не строим, все равно получается КПСС». А это означает, что ликвидируется еще один инструмент влияния на ход государственной политики — партийный.
Четвертое. Усиление налоговых и силовых структур, которые каждый день рапортуют о пойманных взяточниках из числа судей, местных депутатов и мелких чиновников. Сегодня власти выгодно, чтобы пройти в органы власти могли только крупные бизнесмены, денежные мешки, которых можно «приструнить» в случае неповиновения через налоговые или правоохранительные органы. Эти депутаты должны действовать в русле политики, рекомендованной Партией регионов. Только Чечетова, взмахивающего рукой и раздражающего польских депутатов, уже не будет.
Пятое. Введение смешанной системы голосования (50% по партийным спискам, 50% по мажоритарным округам) – означает высокую степень зависимости кандидатов от их благодетелей, а не от воли избирателей. Если кандидат входит в проходную часть партийного списка, он уже зависим от воли партийного лидера. Если же кандидату «помогают» избраться по мажоритарному округу, то он вынужден «смотреть в рот» главе местной администрации, который не включал административный ресурс в его случае. А кто «расставляет» местных глав администрации? Согласно новым законодательным и конституционным правилам — президент. Неформальный лидер ПР, лидер партии власти. В общем, круг замыкается: либо ты идешь в списках партий, лояльных к политике нынешнего главы государства, либо баллотируешься в округах, которые курируют назначенные на Банковой чиновники.
Шестое. Местные выборы-2010 года стали «пристрелкой» для новых технологий ограничения влияния избирателя на процесс голосования и защиты собственного волеизъявления, на формирование террториальных избирательных комиссий и комитетов наблюдателей. Наверняка, основные наработки будут использованы при написании новых электоральных правил на 2012 год и главными новациями будут законодательно закрепленный контроль над избирательными комиссиями. Контроль над судами — благодаря новому закону о судоустройстве — уже есть. Нет сомнений, что с помощью судебных механизмов неудобных или слишком рейтинговых кандидатов будут снимать с гонки, а обжаловать эти решения в судах «отстраненные» конечно смогут. После окончания выборов.
В результате, избиратель просто становится механической машиной для голосования с запрограммированным результатом. Ни о какой системе влияния людей на формирование органов власти, и тем более о «народном контроле» за депутатами — речи не идет. Теперь политику для получения мандата вовсе не нужно общение с избирателями и тем более получение расположения этого самого избирателя. Задача потенциального мандатоносца — понравится не людям, а власти, завоевать ее расположение и поддержку.
Таким образом, резко сократиться число социальных предвыборных программ, и даже пресловутой раздачи гречки и сахара не будет… Зачем? Эти расходы будут перепрофилированы на работу с местными администрациями или на поддержку высоких чиновников, кто вхож в первые кабинеты страны. В результате, новая власть получит полностью управляемую Верховную Раду, тотальный контроль над всеми ветвями власти, ручные партии и апатичного избирателя, интересы которого состоят в наполнении желудка, а не в контроле за теми, кого он «выбрал» для управления страной.