Украина лидирует в рейтинге коррупции, хотя для борьбы с ней создан ряд органов. Но эксперты полагают, что они заняты «сугубо политическими» делами, хотя осваивают по полтора миллиарда гривен в год.
Вернули в бюджет 5 тысяч гривен
Украина оказалась на первом месте по уровню коррупции среди 41 страны из Европы, Ближнего Востока, Индии и Африки. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного аудиторской компанией Ernst & Young.
Политический эксперт, директор консалтинговой компании "Партия власти" Елена Дьяченко отмечает: «Каждый раз, когда нам Запад вежливо говорит, что мы недостаточно боремся с коррупцией, имеется в виду, что власть ворует международные кредиты и помощь».
Примечательно, что в 2015 году Украина в этом рейтинге была седьмой по уровню коррупции. Именно в том году власти приступили к созданию новых антикоррупционных органов. Сначала создали Национальное антикоррупционное бюро Украины- НАБУ. Затем — Специализированную антикоррупционную прокурату- САП, Национальное агентство по предотвращению коррупции – НАПК.
В марте этого года правительство США предоставило Украине 54 млн долларов на реформы и борьбу с коррупцией. Но политолог Алексей Якубин уверен — деньги не помогут.
«Деятельность не приводит к борьбе с коррупцией, а к размыванию понятия коррупции и спекуляции на ней»- считает он.
Эксперт напомнил, что Государственный бюджет на 2017 год предусматривает увеличение финансирования Национального антикоррупционного бюро (НАБУ) по сравнению с 2016 годом на 58,3% до 773,6 млн гривен.
«Если посмотреть на реальные результаты НАБУ, то они не очень высокие. Поэтому НАБУ больше выполняет пиар-функцию, чем раскрывает коррупционные преступления. Ведь в прошлом году НАБУ отправило только 11 дел в суд, два из которых распались. Если учесть, что бюджет НАБУ составляет 500 миллионов гривен, можно посчитать, сколько каждое из этих дел стоило»- говорит политолог.
На Специальную антикоррупционную прокуратуру выделили 100 миллионов гривен. Национальному агентству по предотвращению коррупции предусмотрено 577 миллионов гривен. Государственному бюро расследований, которое еще не создано, —640 млн. грн.
При этом, до конца года, правительство надеется вернуть 11,5 млрд.гривен, конфискованных у коррупционеров.
Однако, по состоянию на 1 марта с начала 2017 года в специальный фонд госбюджета, из конфискованных решением суда коррупционных денег вернули государству 5,1 тыс. гривен.
До конца года время еще есть. Но опыт прошлых лет показывает, что в 2015 году в бюджет вернули всего 100,1 тыс. гривен. В 2016 году удалось вернуть в бюджет только 164,9 тыс. гривен (из плановых 7,7 млрд гривен).
Напомним, задачи по борьбе с коррупцией выполняют: прокуратура, СБУ, Министерство внутренних дел, Национальное антикоррупционное бюро, Специализированная антикоррупционная прокуратура, правительственный уполномоченный, Нацсовет по вопросам антикоррупционной политики. Принят закон о создании Национального агентства по вопросам розыска и распоряжения активами, полученными от коррупционных и других преступлений. Стартовало электронное декларирование доходов чиновников.
«Сугубо политические»
В МВФ считают, что создание новых антикоррупционных органов в Украине пока еще не дало результата.
«Необходимо решительно бороться с коррупцией. Несмотря на создание новых антикоррупционных институтов, конкретные результаты пока не достигнуты» — заявил первый заместитель директора-распорядителя МВФ Дэвид Липтон.
И, хотя очередной транш в 1 млрд. долларов МВФ все-же предоставил. Фонд требует усилить борьбу с коррупцией, предоставить НАБУ право негласно прослушивать телефоны подозреваемых. Эксперты напоминают, что Агентство США по международному развитию (USAID) выделило $1,3 млн на борьбу с коррупцией в Украине. Также правительство США передало НАБУ техническое оборудование, программное обеспечение.
(См. ИНФОГРАФИКУ)
НАБУ создано для борьбы с коррупцией в высших эшелонах власти. Но также НАБУ расследует любые коррупционные дела, в которых фигурирует сумма свыше 500 минимальных зарплат, (1 млн 600 тыс. грн.). Среди фигурантов дел опальный нардеп Александр Онищенко , судья Николай Чаус, экс-глава ГФС Роман Насиров.
Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП) следит за расследованиями, которые ведут детективы НАБУ и представляет обвинение в судах. А НАПК должно проверять электронные декларации и проводить мониторинг образа жизни чиновников.
Однако, в Украине всего около 330 тысяч чиновников. А количество субъектов декларирования уже более полутора миллионов. При этом из 103 тысяч деклараций, поданных в прошлом году, НАПК сообщает, что проверило около трех тысяч электронных деклараций чиновников. Об этом заявил зампредседателя НАПК Руслан Радецкий. Он уточнил, что 24 проверки касались высших чиновников . При этом, Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции нашло нарушения в финансировании партий «Самопомощь» и ВО «Батькивщина». Об этом говорится в сообщении ведомства на его сайте. Если НАПК находит коррупционные признаки в декларациях – передает дело НАБУ.
Эксперт Всеволод Степанюк уверен, что результатов борьбы с коррупцией не может быть, потому что НАБУ, дескать — политическая организация. «НАБУ не является ни независимым, ни профессиональным органом. Это -политическая организация, чтобы держать некоторых украинских чиновников под контролем» — говорит он.
Эксперт полагает, что степень выполнения НАБУ своих обязанностей видна по е-декларированию: ни один фигурант е-декларирования не стал объектом антикоррупционного расследования.
«НАБУ могло бы поинтересоваться, почему большую часть своего имущества декларанты приобретали в 2015 году, когда пришли к власти. ..Но почему-то, если и открываются дела, то или по неугодным, или по оппозиционным депутатам. И нет ни одного дела по депутатам, приближенным к власти. Можно говорить о сугубо политических преследованиях. НАБУ для этого и создавалось, хоть и с подачи заокеанских партнеров»- резюмирует он.