Первомайское повышение цен на газ

Ради кредита от МВФ нынешнее правительство готово продать хоть родную мать, но получить заветные дензнаки. Причем, как это обычно бывает с украинским правительством, на что пойдет кредит и чьи именно карманы ощутят «покращення» — не сообщается.
Одним из шагов на пути получения кредита является ограбление населения в пользу поставщиков газа и услуг ЖКХ. Так, согласно постановлению Кабинета министров №106 от 17 апреля, Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики (НКРЭ),
color="#0000ff">рекомендовано повысить цены на газ на 40% с 1 мая 2015 года, на 20% – с 1 мая 2016 года и на 20% – с мая 2017 года.
При этом совершенно непонятно как именно будет повышаться цена и будут ли проценты просто суммироваться или же повышение пойдет по пути сложного процента. Во втором случае каждый следующие 20% будут включать в себя цены, уже увеличенные на 40% и т.д. Косвенным образом подтверждается именно такое развитие событий, так как правительство сохранило поэтапность увеличения предельного уровня цены на газ поставщикам тепла и горячей воды для нужд населения, но вместо ранее четко запланированного роста оставило возможность более высокого повышения. Так, если ранее предполагалось увеличение цен на газ для ТКЭ на 40% с 1 мая 2015 года, на 20% — с 1 мая 2016 года и на 20% — с 1 мая 2017 года, то последняя редакция постановления предполагает увеличение цены «не менее чем на» 40%, 20%, 20% соответственно.
Напомню, сейчас Украина покупает российский газ по «контрактам Тимошенко», которые связывают цену на газ с ценой на нефть. Стоимость же нефти за последние 10 лет изменялась от 80 до 160 долларов США за баррель. То есть, колебания цены составляли 100%. Так что никто не сможет сказать, сколько будет стоить газ даже через год, не то что через три. Но рост цен уже заложен априори.
Следует также отметить, что девальвация гривны за три с половиной месяца с начала года достигла почти 65%. То есть, газ, за который «Нафтогаз» расплачивается помесячно, уже будет дороже минимум на столько же. Но… при том, что никто и никогда за 23 года независимости не сводил баланс по газу (закупки+производство=потребление+запасы) то никаких достоверных данных о том, сколько потребляет население, сколько промышленность и какая часть идет на отопление – нет.
Мало того, согласно данным Кабмина,
color="#0000ff">озвученным премьер-министром Украины А. Яценюком с трибуны Верховной Рады, фактическое и учетное количество газа в подземных хранилищах НАК «Нафтогаз Украины» отличается на 13 млрд куб. м.
«Фактически в ПХГ «Нафтогаза» — 7,2 млрд куб. м, а должно быть более 20 млрд куб. м. Не я воровал этот газ», — сказал он, но не уточнил кто это сделал.
При стоимости 1000 куб.м. газа в 400 долларов США, объем украденного исчисляется суммой, превышающей 5 млрд долларов США! Если столько можно абсолютно спокойно и безнаказанно украсть, то почему сейчас за это воровство должны расплачиваться простые украинцы? Они, как и премьер, газа не крали.
Одновременно с ростом цен на газ произойдет и пересмотр тарифов на тепло и горячую воду, которые должны в среднем соответствовать динамике и периодичности увеличения цены на газ. И что удивительно, несмотря на рост цен, объем государственного субсидирования предприятий ТЭК в бюджете 2014 не уменьшен ни на копейку, а вот расходы на компенсаторные выплаты малоимущим обещают увеличить. То есть рост цен на газ никак не снизит бюджетные расходы, а наоборот – потребует их наростить. Вот такая «экономия» от Кабмина выходит.
Никаких экономических обоснований для нынешнего повышения цен на газ нет и не было. Впрочем, ничего удивительного – именно так действует любая монополия: повышает цены на свои товары или услуги, когда хочет получить большую прибыль. А большая прибыль госмонополии может быть еще увеличена за счет бюджетных ассигнований. Что и происходит в ситуации с газом.

Читайте также по теме