На днях Петру Порошенко после визита в Ивано-Франковск пришлось возвращаться в Киев не на своем самолете, а на военном воздушном транспорте, срочно найденном для такого случая. «Борт номер один» попросту сломался и не смог подняться в небо.
«Первый борт»: сигнал SOS!
Точнее сказать, президентский Ан-74 был сломан уже тогда, когда президент только собирался лететь в Ивано-Франковск. Резервный самолет и вовсе не запускался, а через швы в его обшивке, как рассказывают очевидцы, просачивалась вода.
Поломки техники, которая перевозит первых лиц государства, в этом году стали явлением обычным. Только чудом удается пока избегать нестандартных ситуаций в небе.
И не только в небе, их хватает и на земле. Не так давно уборщица, работающая в аэропорту Борисполь, пожаловалась, что ей не хотят оформлять больничный. Причина нетрудоспособности — ее отравление ртутью на рабочем месте. Интересно, что документы об инциденте с отравлением загадочным образом исчезли, а то, что осталось — засекречено. Откуда на рабочем месте уборщицы президентского самолета ртуть? Оказывается, она была-таки обнаружена уборщиками и техниками – в салоне президентского Ан-148, под панелью. Случилось это 21 сентября 2015 года.
Пикантность ситуации в том, что по документам — на президентском самолете незадолго до этого было якобы проведено техобслуживание. В том числе с проверкой на ртуть. После этого президентский самолет стоял на только охраняемой стоянке, без доступа посторонних. Так что тогда — теракт? Нет, все гораздо проще. В действительности, техобслуживание на самолёте фактически не проводилось, а деньги за него были выведены с госпредприятия его руководством и присвоены.
Напомним, регулярным ремонтом этих машин и содержанием их в надлежащей форме и постоянной готовности занимается государственное авиационное предприятие «Украина». Как стало известно, за этот год ремонты президентских Ан-74 и Ан-148 проводились нерегулярно, причем, даже такими операторами, которые не имеют для этого соответствующих сертификатов и разрешений. Одна из последних диагностик проводилась на ПрАТ «Украинский авиационно-технический центр». После диагностики теоретически должны были вестись ремонтные работы. На все это из бюджета было выделено около 600 тыс. Но о какой диагностике может идти речь, если самолеты даже не появлялись ни на указанном предприятии, ни на авиационном заводе 410.
Госпредприятие входит в состав Госуправления Делами, а значит — вся информация о его деятельности засекречена, что дает неограниченное поле для коррупции.
Уже стал достоянием общественности тот факт, что руководство «Украины» при техобслуживание президентского самолета беззастенчиво оформляет фиктивные акты выполненных работ, а затем успешно присваивает «вырученные» деньги. Видимо нынешний руководитель авиапредприятия «Украина» Юрий Солончук имеет богатый коррупционный опыт. Возникает резонный простой вопрос: неужели эти вопиющие недостатки в работе предприятия, обслуживающего самолеты для руководства страны, не очевидны или их невозможно устранить? Или для украинской политической элиты рисковать жизнью – это дело настолько привычное, что на него выработался стойкий иммунитет? Как бы там ни было, но состояние «Первого борта», который разваливается буквально на глазах, явно должно заинтересовать и соответствующие органы, и общественность.
Талант из 90-х
Юрий Солончук, назначенный на должность руководителя ГАП «Украина» в декабре 2014-го года, кажется, не изменяет своему стилю работы уже лет двадцать. Как и на прошлых местах работы, он снова с помощью всех имеющихся и не раз опробованных схем пытается как можно больше вывести в частное поле государственных денег.
Достаточно взглянуть на трудовую биографию нынешнего руководителя ГАП «Украина». Началась она в 90-е. С 1992 года Юрий – тогда молодой инженер – начал карьеру с руководящих должностей, войдя в число топ-менеджмента в частные фирмы «Топ Сервис» и «Юникон». Формально спектр деятельности фирм был классическим: «купи-продай». Приобреталась, налаживалась и реализовывалась оргтехника, позже ассортиментный ряд расширился другими товарами – вплоть до сельхозпродукции, которую реализовывали на экспорт.
Торговля шла бойко – через пять лет годовые показатели объемов экспорта превысили 150 млн долларов. Казалось бы, у компаний весьма перспективное будущее: расти и развивайся.
Но на рубеже двухтысячных вокруг «Топ-Сервиса» и его дочерних предприятий разражается громкий криминальный скандал. Как оказалось, в результате следствия, в белых воротничках руководителей прятались матерые крупнокалиберные мошенники и воры, которые для достижения своих целей не брезговали ни разбойными нападениями, ни шантажом, ни убийствами. Все в соответствии с поэтикой «лихих 90-х».
Один из руководителей фирмы – Игорь Шагин – был задержан и позже осужден пожизненно за организацию преступной группировки. Задачей преступников было разработать и внедрить схему незаконного возмещения НДС. Все, кто стоял на их пути, уничтожались. В августе 1997 года было организовано убийство замглавы налоговой администрации одного из районов столицы. Покушались и на руководителя райадминистрации того же района, а также на начальника управления Госдепартамента ветмедицины, на владельцев фирм-конкурентов. За решеткой оказалось 15 человек.
Сухим из воды вышел лишь талантливый Юрий Солончук. Поговаривают, что не обошлось без поддержки «свыше». Есть мнение, что таковую предпринимателю оказал бывший министр транспорта и связи Николай Рудьковский. Это кажется вполне достоверным, если учесть, что Рудьковского связывают с одной из фирм, возглавляемых Солончуком – с «Юникомом».
Возможно, негласный патрон разглядел в бизнесмене с небезупречным прошлым все его таланты. А, может, господину Рудьковскому понадобился человек, который был бы ему премного обязан. Так или иначе, с подачи экс-министра Солончук внезапно возглавляет Черниговскую таможню. Назначение было быстрым, срок службы – тоже. Солончук проработал всего 42 дня, но за это время, по информации, просочившейся в СМИ, на границе было проведено несколько сомнительных операций, в которых как раз и мог быть заинтересован экс-министр. Кстати, каким образом удалось провернуть означенные операции и какой ущерб был при этом нанесен государству, доселе неведомо: расследование так и не проводилось.
Небесный казнокрад
Уже через год Юрий Солончук становится и.о. гендиректора аэропорт «Борисполь». Назначение идет сложно, через суды, но Солончук-таки заполучает кресло. И снова, как поговаривают, не без участия своего негласного патрона.
Вот тут-то талант менеджера-мошенника развернулся в полную силу. В «Борисполе» внедряются многочисленные коррупционные схемы, государство в результате несет многомиллионные убытки. Это и поддельные документ, и неэффективное использование средств, и перевод денег в «нужные» банки, где эти средства потом «исчезали».
Однако даже проверки КРУ и явная заинтересованность следственных органов деятельностью Солончука на посту гендиректора «Борисполя», не отправили «талантливого» казнокрада на скамью подсудимых.
Позже он займет место замглавы Госавиаслужбы Украины, где вновь блеснет своими способностями. Юрий Солончук попытается внедрить схему по отъему государственных средств в аэропортах страны.
Первым окажется Одесский. На его базе возникает частное ООО «Международный аэропорт «Одесса», где городские власти становятся собственниками 25% акций, а 75% — в собственности некоего ООО «Одесса Аэропорт Девелопмент» с уставным фондом в 1000 грн. Предприятие, к слову, зарегистрировано в нежилом помещении по улице Грушевского в Киеве.
Конечная цель указанной схемы: перевод коммунальных активов в частную собственность. По этой же схеме планировалось прибрать к рукам и Симферопольский аэропорт – в мае 2012-го года Солончук был назначен главной правления этого предприятия. За семь месяцев, которые Юрий Солончук находился на посту, в Симферополе была запущена многоходовая мощная коррупционная разработка, от которой волосы дыбом встали даже у российских финансовых инспекторов после аннексии Крыма. После аудита деятельности аэропорта АП «Симферополь» россияне выявили нарушения на общую сумму в более 60 млн грн.
Формула «прежних»
Нынче господин Солончук вновь применяет свои способности, возглавляя государственное авиапредприятие «Украина», которое призвано обслуживать самолеты первого лица страны.
Схемы и методы те же.
Ничего удивительного. Кроме одного. Власть-то сменилась. Люстрация идет полным ходом, но мимо… «Прежние» как были, так и остаются на своих местах. Ни смена режима, ни «посадки», ни бегство бывших руководителей страны нипочем. Неужели так мало людей готовы работать в «новой» команде, что приходится оставлять бывалых и «проверенных»?
Почему руководство государства не реагирует на столь вопиющие нарушения, почему чиновники, ненадлежащим образом выполняющие свои обязанности, остаются на своих местах и продолжают разворовывать бюджетные деньги? Вопросов как всегда больше, чем ответов.
То ли руководство страны попросту не замечает, что происходит, то ли кто-то находится в доле, да в такой, что даже безопасность первых лиц государства уходит на второй план.
Как бы там ни было, вопрос остается открытым: «Борт номер один» посылает сигнал: SOS!