Первый раз в первый класс, или готовим ребенка к школе

Школа для ребенка, который вот-вот станет первоклашкой, – новый, важный и ответственный этап, и дабы он не стал еще и очень сложным, родителям нужно подготовить малыша к переменам в его жизни. Психологи отмечают, что в 7-летнем возрасте готовность к школе в целом должна уже быть сформирована, что касается 6-летних детей, то этот процесс у них завершается во время первого года обучения.
«Cтоит обратить внимание на 6-летний возраст детей, идущих в первый класс. По многолетним исследованиям нейропсихологов, в этом возрасте функциональные зоны головного мозга ребенка еще не достаточно развиты для легкого восприятия и усвоения информации, связанной со знаковыми системами. То есть все, что касается наблюдений красоты природы, рисования, выстраивания отношений с одноклассниками и учителями будет даваться ребенку легко и непринужденно. А вот с чтением, письмом, счетом у некоторых детей могут возникать трудности», — комментирует психолог-консультант Елена Колесник.
Большинство родителей считают интеллектуальную готовность основным фактором. Он и в самом деле важен, но подготовка не должна ограничиваться лишь им одним. Нужно помнить, что необыкновенно важной остается психологическая составляющая – развитие мотивации и самостоятельности ребенка.
Чему учить и какие качества развивать?
Первые шаги в освоении чтения, письма, арифметики – приветствуются, главное — без фанатизма.
Помните также, что 5-6-летние дети не могут заниматься долго, потому длительность домашних «уроков» должна составлять минут 10-15, после чего ребенку нужно отвлечься.
В целом старайтесь найти, что называется, золотую середину: не «натаскивайте» ребенка, ни в коем случае не требуйте того, что малышу на данном этапе по тем или иным причинам не по силам, только из-за того, что, к примеру, его сверстники это уже умеют. Важно, чтобы ребенок получал удовольствие от процесса и достигнутого результата, чтобы у него было желание продолжать познавать новое.
Что для этого нужно? Ответ психологов прост и очевиден – учеба в игровой форме. Благо, сейчас таких обучающих игр достаточно как в интернете, так и на прилавках детских магазинов.
Задавать материал ребенку специалисты рекомендуют как можно меньшими частями. Обязательно хвалите малыша за их выполнение. Что же касается замечаний, то, как отмечают психологи, они допустимы, но должны быть в виде своего рода рекомендаций, чтобы у ребенка не пропало желание двигаться дальше. А вот укоров вроде «Сколько раз тебе повторять?», «Снова ты сделал это не так, как нужно» и подобных следует избегать.
Специалисты подчеркивают, что нужно больше рассказывать своим детям, отвечать на их вопросы, и несмотря на то, что у любопытных малышей их может быть множество, не «отмахиваться» от ответов. Также психологи советуют не только отвечать ребенку, но и задавать ему самому разные вопросы, что, как минимум, поможет совершенствовать произношение малыша.
А для пополнения словарного запаса вашего чада не забывайте ему читать. Это также может стать неплохим упражнением: после прочтения произведения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию: «Кто?», «Когда?», «Где?», «Почему?», «Как бы поступил ты?». Такие разговоры развивают аналитическое мышление, внимание, и память малыша. Ведь, как отмечают психологи, интеллектуальная готовность к школе – это не просто определенные знания, а, в первую очередь, умение видеть связи и желание ребенка понять, что и почему. Специалисты подчеркивают, что, вопреки устоявшимся у многих родителей представлениям, важен не объем знаний, а развитое мышление.
«Очень важно, чтобы родители понизили свои ожидания относительно успеваемости ребенка, и не требовали от своих детей невозможного. Необходимо обращать внимание на эмоциональное состояние ребенка, уделять ему больше времени. Учитывайте, что в жизни Вашего ребенка появятся новые люди, и надо помочь ему найти свое место и почувствовать себя принятым в новом коллективе. При положительном психологическом фоне в отношении школьной обстановки у ребенка будет желание ходить в школу и проявлять себя там активно и успешно», — отмечает Е. Колесник.
Родителям нужно стараться находить время для своих малышей и учить их всему постепенно, ведь по сути все, что вы вложите в ребенка за период жизни до школы и будет своеобразной подготовкой к новому – школьному — этапу.
Возможные трудности в первый год обучения
Очень важный фактор, который влияет на успешную адаптацию ребенка к школьной жизни, — это уровень физического развития. У ослабленных детей понижен уровень работоспособности, потому школьные нагрузки им могут оказаться не под силу.
«Если родители увидели, что ребенок быстро утомляется, вялый, теряет аппетит, чаще обычного болеет, то о дополнительных нагрузках в виде внешкольных занятий по математике и письму лучше на время забыть, пока ребенок полностью адаптируется к новым условиям жизни. Таким детям надо больше бывать на свежем воздухе, посещать спортивные секции, заниматься творчеством – лепить, рисовать, танцевать, а то и просто играть в свои любимые игры, исключая компьютерные. Кроме этого ребенку необходим полноценный сон», — посоветовала Е. Колесник.
Психолог также подчеркнула, что 6-летний возраст предполагает активную игровую деятельность ребенка как самостоятельную, так и с другими детьми.
Наверное, самое сложное задание, с которым сталкивается учитель первоклашки, — «удержать» внимание малыша, сделать так, чтобы он мог спокойно послушать и воспринять информацию. Каковы же причины того, что некоторые детишки не умеют управлять своим вниманием? Психологи утверждают, что это может происходить из-за того, что на ранних этапах развития ребенка были допущены некоторые ошибки в воспитании. Это могла быть как чрезмерная опека со стороны взрослых, так и чрезмерная строгость, которая подавляла активность. Родителям стоит помнить об этом и в такие крайности не впадать, а придерживаться уже упомянутой ранее золотой середины.
Еще один возможный вариант развития событий — нежелание малыша учиться. Причиной этого, по мнению психологов, может быть как реальная неготовность ребенка к школе, так и то, что родителям кажется якобы их малыш недостаточно подготовлен, потому они начинают «предупреждать» его о всех тяжких школьной жизни. Стоит ли говорить, что настраивать ребенка на такую волну не нужно. Вместо этого следует подбодрить, объяснить, что обучение в школе может оказаться непростой задачей, но все трудности преодолимы, если стараться.
Вообще психологи советуют родителям учить ребенка преодолевать трудности вместе: как на личном примере, так и во время совместных игр или занятий. Взрослым следует показывать детям, что нужно стараться доводить начатое дело до конца, даже если поначалу все получается не слишком удачно. Например, если у малыша не получается нарисовать тот или иной предмет, помогите ему: начните рисовать вместе или найдите нужную картинку в книге, которая может послужить ребенку «моделью».
«В погоне за успешностью родители часто заваливают своего ребенка ожиданиями и представлениями относительно его развития и реализации, забывая о самом ребенке, о его возможностях. Тогда учеба для него может превратиться в испытания, пропадает желание ходить в школу, появляются перепады настроения, он начинает часто болеть. Вот в это самое время родители и приходят на консультацию с ребенком. В ситуациях детей до 12 лет зачастую в консультации нуждаются не дети, а сами родители. Все дело в том, что у нас не учат быть родителями, а это большой внутренний труд и терпение», — говорит Е. Колесник.
Итак, подытоживая выше изложенное, выделим несколько пунктов, которые следует запомнить родителям будущих первоклашек :
— расскажите ребенку о переменах, которые его ожидают, о правилах, с которыми он встретиться в школе, главное – не испугайте его, а наоборот – постарайтесь настроить на «правильную» волну;
— составьте вместе распорядок дня, и старайтесь следить за его соблюдением;
— хвалите ребенка за успехи, ведь, как отмечают психологи, эмоциональная поддержка может очень позитивно повлиять на интеллектуальные достижения;
— если у малыша есть определенные трудности в процессе обучения, не «давите» на ребенка, а постарайтесь разобраться в чем их причина и как их можно преодолеть;
— помните, что школа, хоть и является для ребенка достаточно сложным и ответственным переходным этапом, она все же не должна лишать малыша радостей детства. У него должно оставаться достаточно времени для игр и общения с друзьями.  

Читайте также по теме