- Школа для ребенка, который вот-вот станет первоклашкой, – новый, важный и ответственный этап, и дабы он не стал еще и очень сложным, родителям нужно подготовить малыша к переменам в его жизни. Психологи отмечают, что в 7-летнем возрасте готовность к школе в целом должна уже быть сформирована, что касается 6-летних детей, то этот процесс у них завершается во время первого года обучения.
- «Cтоит обратить внимание на 6-летний возраст детей, идущих в первый класс. По многолетним исследованиям нейропсихологов, в этом возрасте функциональные зоны головного мозга ребенка еще не достаточно развиты для легкого восприятия и усвоения информации, связанной со знаковыми системами. То есть все, что касается наблюдений красоты природы, рисования, выстраивания отношений с одноклассниками и учителями будет даваться ребенку легко и непринужденно. А вот с чтением, письмом, счетом у некоторых детей могут возникать трудности», — комментирует психолог-консультант Елена Колесник.
- Большинство родителей считают интеллектуальную готовность основным фактором. Он и в самом деле важен, но подготовка не должна ограничиваться лишь им одним. Нужно помнить, что необыкновенно важной остается психологическая составляющая – развитие мотивации и самостоятельности ребенка.
- Чему учить и какие качества развивать?
- Первые шаги в освоении чтения, письма, арифметики – приветствуются, главное — без фанатизма.
- Помните также, что 5-6-летние дети не могут заниматься долго, потому длительность домашних «уроков» должна составлять минут 10-15, после чего ребенку нужно отвлечься.
- В целом старайтесь найти, что называется, золотую середину: не «натаскивайте» ребенка, ни в коем случае не требуйте того, что малышу на данном этапе по тем или иным причинам не по силам, только из-за того, что, к примеру, его сверстники это уже умеют. Важно, чтобы ребенок получал удовольствие от процесса и достигнутого результата, чтобы у него было желание продолжать познавать новое.
- Что для этого нужно? Ответ психологов прост и очевиден – учеба в игровой форме. Благо, сейчас таких обучающих игр достаточно как в интернете, так и на прилавках детских магазинов.
- Задавать материал ребенку специалисты рекомендуют как можно меньшими частями. Обязательно хвалите малыша за их выполнение. Что же касается замечаний, то, как отмечают психологи, они допустимы, но должны быть в виде своего рода рекомендаций, чтобы у ребенка не пропало желание двигаться дальше. А вот укоров вроде «Сколько раз тебе повторять?», «Снова ты сделал это не так, как нужно» и подобных следует избегать.
- Специалисты подчеркивают, что нужно больше рассказывать своим детям, отвечать на их вопросы, и несмотря на то, что у любопытных малышей их может быть множество, не «отмахиваться» от ответов. Также психологи советуют не только отвечать ребенку, но и задавать ему самому разные вопросы, что, как минимум, поможет совершенствовать произношение малыша.
- А для пополнения словарного запаса вашего чада не забывайте ему читать. Это также может стать неплохим упражнением: после прочтения произведения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию: «Кто?», «Когда?», «Где?», «Почему?», «Как бы поступил ты?». Такие разговоры развивают аналитическое мышление, внимание, и память малыша. Ведь, как отмечают психологи, интеллектуальная готовность к школе – это не просто определенные знания, а, в первую очередь, умение видеть связи и желание ребенка понять, что и почему. Специалисты подчеркивают, что, вопреки устоявшимся у многих родителей представлениям, важен не объем знаний, а развитое мышление.
- «Очень важно, чтобы родители понизили свои ожидания относительно успеваемости ребенка, и не требовали от своих детей невозможного. Необходимо обращать внимание на эмоциональное состояние ребенка, уделять ему больше времени. Учитывайте, что в жизни Вашего ребенка появятся новые люди, и надо помочь ему найти свое место и почувствовать себя принятым в новом коллективе. При положительном психологическом фоне в отношении школьной обстановки у ребенка будет желание ходить в школу и проявлять себя там активно и успешно», — отмечает Е. Колесник.
- Родителям нужно стараться находить время для своих малышей и учить их всему постепенно, ведь по сути все, что вы вложите в ребенка за период жизни до школы и будет своеобразной подготовкой к новому – школьному — этапу.
- Возможные трудности в первый год обучения
- Очень важный фактор, который влияет на успешную адаптацию ребенка к школьной жизни, — это уровень физического развития. У ослабленных детей понижен уровень работоспособности, потому школьные нагрузки им могут оказаться не под силу.
- «Если родители увидели, что ребенок быстро утомляется, вялый, теряет аппетит, чаще обычного болеет, то о дополнительных нагрузках в виде внешкольных занятий по математике и письму лучше на время забыть, пока ребенок полностью адаптируется к новым условиям жизни. Таким детям надо больше бывать на свежем воздухе, посещать спортивные секции, заниматься творчеством – лепить, рисовать, танцевать, а то и просто играть в свои любимые игры, исключая компьютерные. Кроме этого ребенку необходим полноценный сон», — посоветовала Е. Колесник.
- Психолог также подчеркнула, что 6-летний возраст предполагает активную игровую деятельность ребенка как самостоятельную, так и с другими детьми.
- Наверное, самое сложное задание, с которым сталкивается учитель первоклашки, — «удержать» внимание малыша, сделать так, чтобы он мог спокойно послушать и воспринять информацию. Каковы же причины того, что некоторые детишки не умеют управлять своим вниманием? Психологи утверждают, что это может происходить из-за того, что на ранних этапах развития ребенка были допущены некоторые ошибки в воспитании. Это могла быть как чрезмерная опека со стороны взрослых, так и чрезмерная строгость, которая подавляла активность. Родителям стоит помнить об этом и в такие крайности не впадать, а придерживаться уже упомянутой ранее золотой середины.
- Еще один возможный вариант развития событий — нежелание малыша учиться. Причиной этого, по мнению психологов, может быть как реальная неготовность ребенка к школе, так и то, что родителям кажется якобы их малыш недостаточно подготовлен, потому они начинают «предупреждать» его о всех тяжких школьной жизни. Стоит ли говорить, что настраивать ребенка на такую волну не нужно. Вместо этого следует подбодрить, объяснить, что обучение в школе может оказаться непростой задачей, но все трудности преодолимы, если стараться.
- Вообще психологи советуют родителям учить ребенка преодолевать трудности вместе: как на личном примере, так и во время совместных игр или занятий. Взрослым следует показывать детям, что нужно стараться доводить начатое дело до конца, даже если поначалу все получается не слишком удачно. Например, если у малыша не получается нарисовать тот или иной предмет, помогите ему: начните рисовать вместе или найдите нужную картинку в книге, которая может послужить ребенку «моделью».
- «В погоне за успешностью родители часто заваливают своего ребенка ожиданиями и представлениями относительно его развития и реализации, забывая о самом ребенке, о его возможностях. Тогда учеба для него может превратиться в испытания, пропадает желание ходить в школу, появляются перепады настроения, он начинает часто болеть. Вот в это самое время родители и приходят на консультацию с ребенком. В ситуациях детей до 12 лет зачастую в консультации нуждаются не дети, а сами родители. Все дело в том, что у нас не учат быть родителями, а это большой внутренний труд и терпение», — говорит Е. Колесник.
- Итак, подытоживая выше изложенное, выделим несколько пунктов, которые следует запомнить родителям будущих первоклашек :
- — расскажите ребенку о переменах, которые его ожидают, о правилах, с которыми он встретиться в школе, главное – не испугайте его, а наоборот – постарайтесь настроить на «правильную» волну;
- — составьте вместе распорядок дня, и старайтесь следить за его соблюдением;
- — хвалите ребенка за успехи, ведь, как отмечают психологи, эмоциональная поддержка может очень позитивно повлиять на интеллектуальные достижения;
- — если у малыша есть определенные трудности в процессе обучения, не «давите» на ребенка, а постарайтесь разобраться в чем их причина и как их можно преодолеть;
- — помните, что школа, хоть и является для ребенка достаточно сложным и ответственным переходным этапом, она все же не должна лишать малыша радостей детства. У него должно оставаться достаточно времени для игр и общения с друзьями.
Министерство экономики Украины, Минцифра и Google Украина запустили платформу с бесплатными ресурсами...