I. От общества социальной справедливости к обществу сверхэксплуатации
1. Глобальный «заказ» на гуманитарную катастрофу
Сегодня Украина оказалась на грани масштабной гуманитарной катастрофы. Характерными чертами нынешнего украинского общества стали тотальная трудовая бедность, нищенские социальные стандарты жизни, болезни и сокращение населения, падение образовательного и культурного уровня, моральная деградация, всеобщая подавленность и неуверенность в завтрашнем дне. В чем причина такой ситуации?
Представители буржуазных политических партий, разномастные эксперты и адепты либеральных доктрин выдвигают разные версии. Они пытаются объяснить нынешнее положение дел неудачами экономических реформ, текущим кризисом или слабостью национальной элиты. При этом ситуацию в Украине часто преподносят как уникальный единичный факт, не имеющий аналогов и прецедентов в мировой истории. Однако все эти толкования — лишь отговорки, схоластичное перечисление второразрядных и третьеразрядных причин социальной катастрофы.
Коммунисты утверждают, что состояние украинского общества — это закономерный итог либеральных реформ, запрограммированный мировым капиталом удел всех обществ, не входящих в «золотой миллиард».
Сегодня многие стараются забыть, вычеркнуть из памяти и со страниц учебников правдивую историю двадцатого века. Подмена понятий, искажение и перивирание истории производится с одной целью — скрыть истинные причины гуманитарной катастрофы постигшей народы бывшего Советского Союза, более чем 280 млн. человек.
События той эпохи сегодня интерпретируются как столкновение «прогрессивного» Запада и «консервативной» советской системы. Не прекращаются попытки скрыть и извратить истинную сущность мировых процессов, ознаменовавшихся острой и бескомпромиссной борьбой двух парадигм развития человеческой цивилизации. Борьбы капиталистической общественной формации и советского общества, безудержной жажды наживы капитала, против права трудящихся на достойную жизнь.
В конце 70-х-80-х годов мировая капиталистическая система оказалась во власти системного кризиса. Не помогла даже смена правящих элит и приход к власти в ведущих странах Запада, в первую очередь в Великобритании и США, представителей финансового капитала.
Инструменты, которые предложила финансовая олигархия для стабилизации капиталистической системы не дали, и не могли дать позитивных результатов. Финансовый капитал оказался непродуктивен.
Иллюзорный эффект роста экономик Запада за счет стимулирование потребительского бума, сверхэксплуатации природных и человеческих ресурсов на тот момент себя практически исчерпал. Вместе с тем, финансирование долгосрочных проектов, имеющих важное общественное значение, поддержка инновационного научно-технического развития было полностью свернуто. «Горячие деньги» лишь раздували спекулятивные «пузыри», которые время от времени громко лопались, уничтожая благосостояние семей, разрушая компании и разоряя страны. В результате, в ведущих капиталистических экономиках (Япония, Великобритания, США) появились признаки системного спада, реальностью стала угроза тотальных банкротств участников системы. Капитализм как общественная формация встал перед угрозой вырождения.
Для того, чтобы выжить и сохранить свое гегемонистское положение мировому капиталу нужен был новый ресурс. Именно тогда, «заказ» на разрушение социалистической системы и демонтаж социалистических государств обрел реальные очертания и стал основной политической целью Запада.
Разрушая социалистическую систему и подрывая СССР, мировой капитал стремился решить две взаимосвязанные задачи.
Первая — текущая. Обеспечить новое пространство для финансовых спекуляций, добиться доступа к природным и трудовым ресурсам, а также прорваться к кошелькам новых потребителей, организовав рынки сбыта для третьесортного ширпотреба.
Вторая — стратегическая. Вытеснить народы бывшего СССР и социалистического лагеря на мировую периферию. Именно поэтому сам факт распада социалистической системы и Советского государства не рассматривался Западом как основная и окончательная цель. Народам постсоветских стран необходимо было создать такие условия жизни, чтобы они даже через многие годы не смогли составить конкуренцию «золотому миллиарду». Деградация пост-социалистических обществ должна была стать необратимой.
/> Для достижения этих целей необходимо было дестабилизировать и разрушить все сферы жизнедеятельности народов, строящих социализм, разрушить экономическую, политическую и социальную систему, деморализовать общество.
В экономическом плане демонтаж социалистической системы предполагал в первую очередь ослабление государства и подчинение национальных правительств мировому финансовому капиталу.
Для реализации этой задачи мировым капиталом и правительствами стран Запада была разработана новая экономическая доктрина, известная под названием «Вашингтонский консенсус» (1989). Она включала: кардинальное сокращение экономической активности государства, отказ от субсидий и прямого регулирования рынков, проведение широкой приватизации, либерализацию торговли и валютного курса, равные гарантии для национального и иностранного капитала. На навязывание этих постулатов социалистическим и развивающимся странам были брошены усилия западных правительства и мировых финансовых институтов (МВФ, Мировой банк).
Естественным итогом этих процедур становилось немощность государства, неспособность гарантировать стабильность развития национальной экономики и обеспечивать полноценную реализацию экономических и социальных прав граждан.
Либеральные реформы и влияние мирового капитала разительно меняли национальные экономики. Место отечественной продукции на внутреннем рынке прочно занимал разнообразный импортный ширпотреб. Причем состав, качество и влияние этой продукции на здоровье потребителя государство не могло контролировать. Сельское хозяйство, в ущерб животноводству и растениеводству, переориентировалось на выращивание несвойственных типов культур — рапса, сои. Главенствующую роль в финансовой системе и полную свободу действий получали иностранные банки. Раздувались и лопались потребительские пирамиды. Единственными источниками для долговременных инвестиций становились не доходы собственного государственного бюджета, а заемный капитал.
Часть секторов национальной экономики, зачастую наиболее высокотехнологических, просто выпадали из правительственных планов экономического развития. Места в списке базовых отраслей пополнялись производства низкого передела и добывающая промышленность. Типичный пример — разрушение военно-промышленного комплекса, которое на всем постсоветском пространстве был назван «конверсией».
В частности в Украине была сконцентрирована почти треть всех производственный мощностей ВПК СССР. На предприятиях оборонной промышленности, в конструкторских бюро и научно-исследовательских институтах работали сотни тысяч высококвалифицированных специалистов. Из 21 «критической» технологии ВПК в Украине разрабатывалось 17, в том числе лазерное оборудование, радиолокация, технологии «стелс» и др. Сегодня, в результате либеральной диверсии, эта отрасль национальной экономики находится на грани выживания. Разрушительная печать неолиберализма уже поставлена на тяжелом машиностроении, судостроении, авиастроении. Зачем миру украинская авиация, если уже есть «Airbus» и «Boeing».
Для страны последствия такой «структурной перестройки» были не только и не столько экономические. Развал социалистической экономики закладывал базис деградации общества.
Умерщвление высокотехнологических секторов экономики и закрытие «избыточных мощностей» вело к сокращению рабочих мест. Миллионы высококвалифицированных рабочих и служащих просто «выбрасывались» на улицу. В результате шла стремительная маргинализация населения и критический отток квалифицированных и высокопрофессиональных кадров заграницу. Экономика больше не создавала спрос на инженеров, ученых, преподавателей. Система образования и науки приходила в упадок. Страна теряла конкурентоспособность.
Таким образом, главным и ожидаемым результатом либеральных экспериментов стало изменение целевой, фундаментальной функции национальной экономики. Вместо обеспечения потребностей общества «реформированная» экономическая система пост-социалистических стран переориентировалась на получение прибыли любой ценой. В том числе, за счет игнорирования общественных и национальных интересов.
Так называема «реформа» общественно-политических отношений, навязанная Западом, в пост-социалистических странах имела целью смену советской системы народовластия на режим «управляемой демократии». Доминирование компрадорского и транснационального капитала в экономике неминуемо превращало демократические процедуры в фикцию. Участие в формировании национального правительства теряло свое значение. Государственная власть сменялась диктатом олигархических групп, которые навязывали обществу свою политику вне зависимости от результатов выборов и задач развития государства. Все демократические процедуры в странах, эксплуатируемых финансовой олигархией (выборы, референдумы), выхолащивались.
Как следствие, население теряло мотивы участия в политической жизни. Народ оказывался полностью отстраненным от принятия важных государственных решений и формирования государственного курса. Трудящиеся де-факто оказались лишены своих политических прав и возможности поставить экономическую систему на службу обществу. Государство, приватизированное представителями капитала, становилось для них классово чуждым и враждебным.
Так называемая «структурная перестройка» экономики и узурпация государственной власти капиталом создали условия для достижения главной цели — демонтажа социальной системы. Для того, чтобы деградация оказалась необратимой базовый механизм, обеспечивающий жизнедеятельность общества, его здоровье, образовательный уровень, необходимые стандарты жизни для его членов, должен был повсеместно и последовательно разрушен.
Это означало резкое сокращение финансирования системы здравоохранения и образования, науки и культуры, снижение пенсионного и социального обеспечения граждан. Ожидаемый итог — рост социальных болезней, демографический кризис, тотальное падение образовательного уровня населения.
При этом, для того, чтобы общество «не заметило» эффекта перемен вход шла пропаганда нового образа жизни. Вместо высоких социальных стандартов и гармоничного развития личности трудящимся предлагалось одно — расширенное потребление. Вместо принципов социальной справедливости, достойного вознаграждения за труд на пьедестал возводился потребительский стандарт.
В результате, под влиянием различных социальных технологий и новых практик социального управления: (реклама, пиар, гламур) в социалистических странах насаждался новый набор установок и жизненных ценностей. Этот новый «образ жизни» до неузнаваемости менял общество, разъедал его ценностную основу и мировоззренческие ориентации.
Таким образом, разрушение социальной системы ставило окончательную точку в вопросе будущего страны. Ведь совершенно очевидно, что уровень образования ,науки культуры, социальной защищенности, здравоохранения — это те факторы, от которых зависит общая конкурентоспособность национального государства в современном мире.
Сегодня коммунисты вынуждены констатировать — в отношениии Украины задача, поставленная мировым капиталом, практически решена. Так называемая национальная элита состоящая из националистов, псевдолиберальных диссидентов и местных олигархов выполнила заказ «золотого миллиарда» на гуманитарную катастрофу и деградацию украинского общества.
2. От социалистического государства к «соціальній державі”:
подмена, которая стала фатальной
В Украину мировой капитал пришел с манящими сказками об обществе тотального индивидуального потребления. Сейчас украинские граждане понимают, что за фасадом капиталистического изобилия стояла и стоит погоня за сверхприбылями. На пути к ней позволено все. Здесь нет никаких правил, стандартов и ограничений. Рассыпающиеся еще до сдачи в эксплуатацию дома, игрушки, отравляющие детей, продукты, вызывающие заболевания и генетические нарушения, «одноразовая» обувь и одежда, продаваемая по грабительской цене, упаковка, засоряющая окружающую среду — этот список реалий потребительского рая можно продолжать бесконечно.
Ценой, которую за такое изобилие заплатил народ Украины, стал отказ от социальных и политических завоеваний социалистического периода. Внешне все выглядело как незначительные стилистические поправки. Социалистическое государство стало социальным. Из общенародного государства, которое выражало волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех национальностей, Украина превратилась в суверенное и независимое, демократическое, социальное, правовое государство.
Но в ходе этих поправок были изменены базовые цели государства и ценности украинского общества. Удовлетворение возрастающих материальных и духовных потребностей людей труда, как цель, закрепленная в Основном Законе УРСР, было снято с повестки. Во главу угла была поставлена необходимость обеспечения гражданских прав. Главным из них оказалось право частной собственности, а попросту — право на эксплуатацию трудящихся и получение наживы. Право на достойный уровень жизни всех людей было оттеснено правом на получение прибыли для немногочисленных собственников.
Смена базовой цели государства сразу же отразилась на месте социальной сферы в перечне государственных приоритетов. Из ключевого направления бюджетных расходов, на выполнение которого была ориентирована вся социалистическая экономика, социальная сфера превратилась в бесправную содержанку олигархической системы. Сокращение социальных расходов стало основным ресурсом для «повышения конкурентоспособности отечественной продукции». А сами социальные расходы из инструмента человеческого и общественного развития превратились в инструмент предвыборных популистских манипуляций.
Сегодня государство больше не обеспечивает, а только скромно заявляет о своем желании «создавать условия» для реализации социальных прав граждан. При этом государство полностью сняло с себя ответственность за поддержание высоких социальных и гуманитарных стандартов и контроль за их соблюдением.
3. Социальные права — декларации, ставшие демагогией
Социальные права — это возможности гражданина свободно распоряжаться своей рабочей силой, использовать ее самостоятельно или по трудовому договору, то есть право на свободный труд (выбор вида деятельности, безопасные условия труда, гарантированные минимальные размеры ее оплаты и т.п.), право на социальное обеспечение, отдых, образование, достойный уровень жизни и др. Весь этот широкий спектр прав украинских граждан в полной мере был закреплен и реально гарантирован в Конституции Украинской СССР, принятой 20 апреля 1978.
На первый взгляд, новая Конституция, принятая в 1996 году, тоже декларирует защиту социальных прав. Независимое украинское государство сохранило формальные обязательства перед гражданами обеспечивать их социальные и экономические, гарантировать достойную жизнь, поддерживать высокий уровень социальной защищенности и социальной безопасности. Однако, объем социальных прав был существенно сокращен, а уровень гарантий их обеспечения со стороны государства снижен. И даже эти декларативные положения на практике превращены в фикцию.
Периферийный капитализм, который построен в большинстве постсоветских стран, не особенно тяготится выполнением законных норм. При буржуазном государстве и олигархической власти демонтажу подвергается и социально-ориентированая Конституция и сами социальные права. По сути, рыночные реформы и выхолащивание положений Конституции, которые касаются социальных прав трудящихся — два взаимосвязанных процесса.
Вот, несколько наиболее кричащих примеров.
Конституция УССР (Ст.15) определяла, что «наивысшая цель общественного производства при социализме — наиболее полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей людей».
В Конституции Украины образца 1996 года этот пункт исчез. Украина прошла через «рыночные реформы» и стала капиталистическим государством, где главной целью производства является получение прибыли любой ценой. Поэтому вместо гарантий со стороны государства по удовлетворения всех насущных потребностей граждан появились компенсирующие положения. Например, ст. 48: «Каждый имеет право на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи, включающий достаточное питание, одежду, жилье».
Однако большинство наших сограждан не склонны считать свой жизненный уровень «достаточным». Более того, Украина лидирует среди стран, для которых характерен феномен «работающие бедняки». По мере обострения экономического кризиса, социологи стали фиксировать увеличение массы людей, которые имеют работу и при этом с трудом сводят концы с концами.
Наглядно проиллюстрируем, как изменилось положение украинских трудящихся. Средняя зарплата в УССР составляла порядка 315 долл. США в советском эквиваленте. Через 20 лет уровень средней зарплаты едва достиг 230 долл. США (1845 гривен по данным государственного комитета статистики на апрель 2009 года), а прожиточный минимум составил издевательские — 669 гривен или около 86 долл. США. При этом цены на продукты питания и затраты на жилищно-коммунальные услуги существенно выросли.
Конституция УССР (Ст.38) четко устанавливала, что «граждане Украинской ССР имеют право на труд – то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда соответственно его количеству и качеству и не ниже установленного государством минимального размера…». В тоже время Конституция Украины образца 1996 года гарантирует лишь возможность зарабатывать на жизнь трудом. Статья 43 (пункт 1-2) гласит: «Каждый имеет право на труд, которое включает возможность зарабатывать на жизнь трудом, который он свободно выбирает или свободно соглашается». Ни слова о государственных гарантиях рабочего места. Современное украинское государство только «создает условия для полного осуществления гражданами права на труд…».
Не случайно, гражданам УССР было незнакомо понятие «безработица», а в современной Украине насчитывается более миллиона безработных, и еще нескольким миллионам наших соотечественников приходится добывать себе на хлеб в статусе «трудовых нелегалов» зарубежом.
Не знали граждане УССР и такого понятия как «задержка заработной платы», тем более ее невыплата. На первое июня задолженность по выплате заработной платы в Украине превысила 1,5 млрд. гривен, а задержки оплаты за труд вообще превратились в «нормальное явление».
В Конституции 1996 года существенно сократились и гарантии государства в отношении условий трудовой деятельности. Конституция УССР (Ст.21) гласила: «государство заботится про улучшение условий и охрану труда, ее научную организацию, про сокращение, а в дальнейшем и полное вытеснение тяжелого физического труда на основе комплексной механизации и автоматизации производственного процесса во всех отраслях народного хозяйства». Конституция 1996 года содержит лишь скромное упоминание (Ст.43, п.4): «Каждый имеет право на соответствующие, безопасные и здоровые условия труда…».
К чему привел либерализм буржуазных законодателей на практике хорошо известно. Разгосударствление, тотальная приватизация и переход контроля в руки частных собственников и вовсе привели к полному развалу системы охраны труда на большинстве украинских предприятий. Перманентные аварии и техногенные катастрофы, рост производственного травматизма превратили в фикцию нормы Конституции. Ежегодно, около 20 тыс. украинских трудящихся получают травмы на рабочем месте. Только по официальным данным в 2008 году производственные травмы получили 16671, в том числе 857 закончились смертельным исходом.
Экономический кризис, который спровоцировал остановку предприятий и волну массовых сокращений рабочих, продемонстрировал тот факт, что в Украине практически не работает система трудового законодательства. Тысячи трудящихся были уволены с грубыми нарушениями трудового законодательства. В стране, в которой происходит лавинообразный рост безработных и прогрессирует экономическая эмиграция, смешно говорить о соблюдении конституционных прав на труд.
В Конституции 1996 года оказались выхолощенными такие базовые социальные права граждан, как право на медицинское обслуживание и право на жилье.
Конституция УССР (Ст.42) провозглашала право всех граждан УССР на жилье и содержала в себе четкий механизм его реализации. При этом «невысокая плата за квартиру и коммунальные услуги» признавались конституционной нормой и прямым обязательством государства.
В Конституции Украины от 1996 года все «права на жилье» превращаются в пустой звук. Согласно Статье 47 «государство создает условия, при которых гражданин получит возможность построить жилье, купить его в собственность или взять в аренду».
Показательно, что в 1989 году в Украине в эксплуатацию было введено более 21 миллиона квадратных метров жилья, тогда как в период «строительного бума» 2007-2008 годов ввод жилья в эксплуатацию не превышал 9 млн. квадратных метров. При этом в УССР жилье было бесплатным, а средняя стоимость одного метра квадратного для украинских граждан сегодня перевалила за 1 тысячу долларов США. Мало того, что жилья строится мало, но оно еще и строится для богатых, которые и так его имеют.
Что касается системы здравоохранения, то Конституция Советской Украины однозначно определяла (Ст.40): «граждане Украинской ССР имеют право на охрану здоровья. Это право обеспечивается бесплатной и квалифицированной медицинской помощью, которое предоставляется государственными учреждениями охраны здоровья».
Номинально, Конституция 1996 года (Ст.49) также декларирует право каждого на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование. Однако «бесплатность» в сфере здравоохранения в Украине уже давно является лишь «парафразом» из Основного Закона. Систематическое недофинансирование и тенизация системы расчетов за услуги в области здравоохранения практически уничтожили систему бесплатной медицины в Украине. Государственные лечебные учреждения часто не имеют средств даже на оказание первой помощи, а на сложные операции людям приходится копить годами.
Приходится констатировать, что в Украине планомерно уничтожаются правовые основы социального государства. Конституционные нормы, которые декларировали и символизировали построение в Украине социального государства извращены, окончательно выхолощены и дискредитированы. На смену реальным гарантиям социальных прав граждан пришло тотальное социальное бесправие, которое превратились в визитную карточку правящего в Украине национал-олигархического режима.
4. Демонтаж системы социального обеспечения: нет системы — нет проблемы?
Закономерным результатом превращения социальных прав трудящихся в фикцию стало изменение отношения государства к социальной инфраструктуре и системе социального обеспечения. Сегодня они финансируются по остаточному принципу, или не финансируются вовсе. Вот несколько красноречивых фактов:
— дефицит Пенсионного фонда в І квартале 2009 года составил 6,6 млрд. грн.;
— ежегодное недофинансирование социальных льгот составляет 50-60%;
— расходы на науку на 2009 год составили около 0,5% от ВВП, тогда как в законах Украины об образовании и научно-технической политике прописана норма в 1,7% от ВВП. За историю независимой Украины показатель финансирования науки ни разу не достиг законодательно закрепленной отметки;
— в 2009 году на 30 % уменьшены расходы на развитие физкультуры и спорта в стране;
— в 2009 году втрое уменьшено финансирование социальной сферы украинских сел;
— укомплектованность медицинскими кадрами в Украине составляет 80%, дефицит врачебных кадров составляет почти 48 тысяч должностей. По некоторым областям процент укомплектованности опускается к 60%;
— средняя зарплата медиков равняется 1200 грн., средняя зарплата работников образования равняется 1300 грн. По разным подсчетам для удовлетворения только базовых потребностей считается необходимой зарплата в 3300 грн.;
— и как следствие: по показателю индекса человеческого развития в 2007 году Украина заняла 76-е место среди 177 стран мира. В 1993 – постсоветском — году Украина находилась на 45 месте. Думается и в 2009 году положение не улучшилось.
Такое состояние у украинских чиновников находит очень простое объяснение: система социального обеспечения якобы не отвечает современным условиям, она не может быть профинансирована по определению, она должна быть реформирована. Под реформированием по умолчанию подразумевают банальное сворачивание социальных программ в угоду «режиму жесткой экономии». Так произошло со многими социальными льготами.
Почему это происходит — понятно. Сокращая расходы на общественные и человеческие нужды, власти облегчают налоговое бремя для «социально ответственного» бизнеса, который в условиях кризиса якобы нуждается в поблажках и свободе маневра.
Но что происходит, когда эти «поблажки» приобретают тотальный характер и становятся правилом, как это произошло в Украине?
Когда в жертву чьему-то нежеланию отказываться от сверхприбылей и жизни «на широкую ногу» приносятся судьбы миллионов людей?
Когда люди остаются один на один со своими жизненными трудностями и не могут рассчитывать на помощь со стороны государства и общества?
Когда государству становится безразлично, как живут его граждане? Как воспитывается молодое поколение? Как живут старики?
У такого государства нет перспектив, помимо превращения в безвольную и бессильную марионеточную колонию. А общество стремительно деградирует и распадается, срываясь в пике гуманитарной катастрофы.
ІІ. Показатели социального и гуманитарного неблагополучия: пациент скорее жив, или скорее мертв?
1. Поле битвы — демография
Статистические данные о том, как после 1991 г. менялась численность населения в Украине, вызывают сложные чувства. Складывается впечатление, что страна ведет затяжную кровопролитную войну с жестоким врагом. Каждый год Украина теряет десятки тысяч своих граждан. Всего за годы независимости численность постоянного населения в стране сократилось на 5,6 млн. человек или на 11% (см. табл. 1). Темпы сокращения населения в Украине – одни из самых высоких в мире.
Таблица 1
Количество постоянного населения (на 1 января).
200049115,0-4,9%* По отношению к 1991 г.
Демографическую катастрофу усугубляют и низкая рождаемость, и чрезвычайно высокая смертность. С 1991 г. смертность в Украине превышает рождаемость, причем отрицательное сальдо нарастало до 2000 г. включительно.
Уровень рождаемости в Украине — один из самых низких среди европейских стран. В 1999-2001 годах в украинских городах этот показатель опускался до беспрецедентно низкого уровня (меньше 1 ребенка на тысячу человек), который не наблюдался ни в одной стране мира.
В последние годы рождаемость в Украине несколько повысилась, однако даже по итогам 2008 г. уровень рождаемости (11,1 младенцев на тысячу населения) оказался в полтора раза ниже смертности. Вместе с тем, в связи с экономическим кризисом демографы ожидают снижения рождаемости. По свидетельствам медиков, с конца 2008 г. в Украине увеличились объемы продаж абортивных средств, количество самих абортов, сократилось число беременных, стоящих на учете.
Следует отметить, что в разгар экономического кризиса 90-х гг. число абортов было катастрофическим. В 1995 г. на 100 родов приходилось 205 абортов (для сравнения: в Германии или Нидерландах на 100 родов приходится 12-15 абортов). Со временем количество абортов в Украине уменьшилось, но даже в сравнительно благополучном 2006 г. их число составляло около 200 тыс. (По некоторым оценкам их число вдвое больше, включая скрытые). Аборты являются одной из причин такой серьезной проблемы как бесплодие: в Украине почти миллион супружеских пар сегодня не могут иметь детей.
Крайне неблагоприятные условия жизни, низкое ее качество (об этом подробнее см. ниже) привели к ужасающей смертности. По уровню смертности в 2004 году Украина занимала 25 место среди 226 стран, в которых ведется статистика (т.е. в 221 стране смертность была ниже, чем в Украине). В 2008 г. уровень смертности в Украине составил 16,3 смертей на тысячу населения. Для сравнения: коэффициент смертности в Германии составляет 10, в Великобритании — 9,5, во Франции — 8,6. Даже в России он заметно ниже!
Одним из источников депопуляции является внешняя трудовая миграция. Среди стран Европы Украина на протяжении последних 10 лет занимает одно из первых мест по миграции населения в поисках работы. Существуют разные экспертные оценки того, сколько наших соотечественников вынуждены зарабатывать за рубежом. Некоторые говорят даже о 7 млн. заробитчан! По данным же Министерства труда и социальной политики, сейчас за границей работает от 3 до 3,5 млн. украинцев. При этом только 2% мигрантов, трудоустраиваются легально.
Сегодня нужно прямо говорить о том, что для Украины перспектива вымирания – это вполне реальная угроза. По прогнозам ООН к 2050 г. численность населения в Украине сократиться до 31 млн. человек. Есть и более мрачные прогнозы, предвещающие, что к указанному сроку на территории страны не останется ни одного украинца.
Крайне ограниченные меры, принимаемые до настоящего времени властями, не сдерживают негативных демографических процессов. Украина неуклонно приближается к «демографической точке невозврата». Речь идет о демографической ситуации, когда количество населения детородного возраста уже недостаточно для поддержания популяции при любых условиях, когда количество трудоспособного населения будет неизбежно сокращаться, а основную часть населения будет составлять пожилые и престарелые люди.
Согласно критериям ООН, если доля граждан старше трудоспособного возраста (65 лет и более) превышает 7%, то населения страны считается старым. В Украине удельный вес населения старше 65 лет составляет 16%, а среди сельских жителей – 20%. Поэтому население нашей страны характеризуется как «очень старое». По числу людей 65 лет и старше в структуре населения Украина занимает 11 место среди стран мира (для сравнения: Белоруссия — 23 место, Россия – 27-oе).
Следует отметить, что в период 60-х и 70-х гг. в Украине имело место старения населения, однако это происходило за счет увеличения продолжительности жизни, что характерно и для развитых стран. В 90-х гг. средний возраст населения стал увеличиваться за счет резкого сокращения рождаемости.
Из-за низкой рождаемости и высокой смертности среди работоспособного населения растет нагрузка пенсионеров на одного работающего. Сегодня в стране насчитывается 14,3 млн. пенсионеров, из них — 10,3 млн. пенсионеров по возрасту. По прогнозам Института демографии и социальных исследований НАН Украины, к 2050 г. количество трудоспособного населения в Украине уменьшится с 54% до 50%, зато доля людей преклонного возраста возрастет с 21% до 32%, т.е. пенсионеры будут составлять треть украинского населения. Для сравнения: в 50-х годах прошлого столетия в Украине было 10% пенсионеров.
2. Физическое нездоровье народа
Здоровье народа – важнейшее достояние страны. К сожалению, начиная с 1991 г. здоровье населения Украины неуклонно ухудшалось. Непосильный труд, плохие условия труда, высокий травматизм, низкокачественное питания, неправильный образ жизни, развал системы охраны здоровья подорвали здоровье украинцев и в конечном итоге стали причиной высокой смертности.
Обобщающей характеристикой состояния здоровья населения является показатель продолжительности жизни. По показателю средней ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) Украина занимает предпоследнее место среди стран Европы, опережая лишь Россию. Сегодня ОПЖ в Украине составляет 68 лет, что на 10-12 лет меньше чем в развитых странах Евросоюза. Для украинских женщин ОПЖ составляет 74 года, а для мужчин – 63 года.
Однако украинцы не только рано уходят из жизни, они еще и очень рано теряют свое здоровье. К пенсионному возрасту наши граждане подходят с ворохом различных болячек и недугов, измученные, «выработанные». Средняя ожидаемая продолжительность здоровой жизни (ОПЗЖ) в Украине составляет 55 лет. Данный уровень близок к показателям ОПЗЖ Туркменистана (52 года), Таджикистана (53 года), Узбекистана (58 лет), значительно уступая показателям ОПЗЖ развитых стран ЕС, где он превышает 70 лет.
Украинцы горько шутят, что после выхода на пенсию до собственных похорон у них остается времени только обойти знакомых и попрощаться с ними. Вместе с тем, представители власти (под давлением МВФ) не устают твердить о необходимости и неизбежности повышения пенсионного возраста.
Демонтаж социалистической экономики и системы социального обеспечения нанес удар не только по пенсионерам. «Дикий капитализм» не в меньшей мере ударил по молодым. По тем, кто жертвуя здоровьем, вынужден был «вкалывать на дядю» по 10-12 часов, чтобы накормить семью. По тем, кто жертвуя семейным благополучием уехал на заработки за рубеж. По тем, кто потеряв работу опустился, спился, деградировал. Украина явила миру ужасающую картину массового вымирания (сверхсмертности) молодых людей в невоенное время.
В Украине треть от умерших составляют люди трудоспособного возраста – такова страшная плата за «адаптацию» к новым экономическим реалиям. Данный показатель в три-четыре раза выше, чем в странах ЕС. Особенно высока смертность среди мужчин – главны