Поступили сообщения, что соратника Порошенко задержали не за нашумевший «бизнес на крови», а по делу о белорусских грузовиках. К тому же он не бежал из страны, а летел на выставку в Брюссель. По экспертному мнению, есть сомнения, что НАБУ убедительно предоставит доказательства…
«Обоснованные, убийственные, безупречные»
Бывший первый заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Олег Гладковский был задержан детективами Национального антикоррупционного бюро (НАБУ).
В пресс-службе НАБУ сообщили, что Олег Гладковский задержан по подозрению в злоупотреблении служебным положением (ч.2 ст.364 УК). Отметим, что по указанной статье грозит заключение на срок от 3 до 6 лет. «Следственные действия продолжаются. Сейчас это вся информация, которую мы можем сообщить, учитывая сохранение тайны следствия», — говорится в сообщении НАБУ.
Политтехнолог Михаил Подоляк отмечает, что это начало задержаний людей из окружения Петра Порошенко. Но задается вопросом: приведет ли это к реальным многолетним срокам?
«Задержание Гладковского (полезное, не спорю) проходит на несколько странном фоне. Социологи уже показывать начало существенного падения рейтинга Зеленского. Плюс — сразу несколько катастрофических и резонансных скандалов с премьером Гончаруком. Плюс — одно за одним следуют провокационные заявления членов правящей команды, которые сильно раздражают общество. Плюс — профессионально моделируемые общественные страхи из-за формулы Штайнмайера и прочего…», — написал он в Facebook.
Политтехнолог допустил, что Олег Гладковский проведет за решеткой «какое-то значимое время». Но он отметил, что задержание Гладковского (и, соответственно, всю оперативно-аналитическую работу по нему) проводило НАБУ. «Которое уже многократно доказывало крайне низкое качество своей оперативной работы и неспособность потом убедительно представить в суде доказательства. Обоснованные, убийственные, безупречные», — отметило Михаил Подоляк.
Примечательно, что СМИ сообщили о том, что Гладковский был задержан «при попытке покинуть Украину». Однако компания «Богдан», которой он руководит, сообщила, что он намеревался вылететь в Брюссель для участия в международной автобусной выставке Busworld. «Это инсинуации, подмена понятий и создание картинки. Это демонстрирует, что силовые структуры подконтрольны желаниям определенных политических сил», — заявили в корпорации.
Олег Гладковский – один из главных экс-бизнес-партнеров предыдущего президента Петра Порошенко. Он долгое время руководил корпорацией «Богдан», долю в которой имел также и Порошенко. В 2015 году Гладковський занял должность заместителя секретаря СНБО.
В центре внимания прессы он оказался 25 февраля, когда журналисты программы «Наші гроші» обнародовали расследование о том, как люди из окружения Порошенко курируют хищения в оборонной сфере. Они заявили о многолетней схеме, к которой, якобы, причастен 22-летний сын Гладковского Игорь. Расследование вышло на сайте Bihus.Info.
Журналисты утверждали, что фигуранты их расследования организовали поставки контрабандных российских деталей для военной техники. Якобы государственные предприятия «Укроборонпрома» покупали эти детали у фирм-прокладок по ценам, завышенным в несколько раз. Таким образом группа якобы получила от «Укроборонпрома» не менее 250 млн грн.
Олег Гладковський попросил прекратить его полномочия первого заместителя секретаря СНБО на время расследования. А 4 марта президент Порошенко уволил Гладковского с должности. Политический обозреватель Роман Романюк высказал мнение, что причиной позднего увольнения стало то, что Олег Гладковский не чужой человек Петру Порошенко. «Это человек, с которым Петр Алексеевич практически прожил жизнь и строил бизнес в 90-х годах. Игорь Кононенко (соратник и армейский друг Петра Порошенко- авт.) привел его еще где-то в 1992 году, они были одногруппниками», – рассказал Романюк.
Кстати, в расследовании упоминалось, что сделки организовывались через три основные фирмы-«прокладки», а одной из подобных фирм якобы выступал завод Кузня на Рыбальском, на тот момент, принадлежавший Порошенко.
Скандал приобрел предвыборный характер. Его называли «Бизнесом на крови».
«Задержан по делу закупки для нужд оборонной сферы автомобилей МАЗ»
27 февраля Олег Гладковский дал 40-минутное интервью телеканалу ZIK, в котором фактически признался в поставках, о которых сообщили журналисты. «Нам, к сожалению, много комплектующих невозможно изготавливать, потому что технологически это очень сложно. Я подтверждаю, что часть (комплектующих) мы завозим оттуда, где они изготавливаются. Это очень сложное задание, к которому привлечены и наши спецслужбы, но не могу раскрывать детали. Скажу, что люди выполняют важную миссию, которая иногда ставит под угрозу их жизнь. Нам главное, чтобы отремонтированные танки стреляли и выполняли боевое задание», — заявил он.
Вскоре вышла новая часть журналистского расследования, в которой утверждалось, что бывший заместитель секретаря СНБО Олег Гладковский, якобы, получил «откат» от организаторов схемы хищений в оборонном секторе Украины за поставку высотомеров по контракту на ремонт самолетов Ан-26 для Казахстана. Дескать, «Укроборонпром» заплатил 580 тыс. долларов за товар, чистая стоимость которого — 85 тыс. долларов. Журналисты подсчитали, что из 460 тыс. долларов переплаты участники схемы потратили 160 тыс. на обналичивание, транзитные фирмы и растаможку по завышенной цене. Чистая прибыль составила 300 тыс. долларов.
В «Укроборонпроме» тогда заявили, что обнародованная программой «Наші гроші» информация «имеет признаки манипуляций». Дескать, журналисты не понимают «всех нюансов формирования таможенной стоимости».
Однако Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ) провело обыски у Олега Гладковского и его сына Игоря.
Тем не менее, 5 июля стало известно, что бывший первый заместитель секретаря СНБО и фигурант расследования о хищении в «Укроборонпроме» Олег Гладковский вернулся на работу руководителя корпорации «Богдан».
Теперь бывший депутат Сергей Лещенко сообщил, что задержали по делу закупки для нужд оборонной отрасли автомобилей МАЗ, которые перебрендировали в концерне «Богдан».
«Олег Гладковский задержан по делу закупки для нужд оборонной сферы автомобилей МАЗ, которые перебрендировались и проходили «отверточную сборку» в автомобили Богдан. … Данная техника поставлялась для нужд обороны без проведения тендера и при наличии явного конфликта интересов, то есть личной заинтересованности Гладковского и Порошенко», — написал он в Telegram-канале.
Любопытно, что белорусские грузовики МАЗ считаются техникой двойного назначения, которая может быть использована как гражданскими, так и силовыми структурами. Официально военно-техническое сотрудничество с Украиной «не реализуется», поскольку Беларуси важно поддерживать статус нейтральной площадки по урегулированию украинского кризиса.
Однако Минский автозавод поставляет украинскому концерну «Богдан» машинокомплекты для производства автотехники повышенной проходимости. Шасси МАЗ, производимые в Украине были представлены на выставке в рамках второго форума регионов Украины и Беларуси, который проходил в Житомире в начале месяца. Там встречались президенты Украины и Беларуси Владимир Зеленский и Александр Лукашенко.
Тогда Политолог Павел Рудяков отмечал, что при взаимных ограничениях между Украиной и РФ, Беларусь стала важным торговым партнером, и такие отношения будут развиваться. «Именно бизнес заставляет обниматься и целоваться президентов, так как они являются бизнес- партнерами. На этих ограничениях они наваривают и очень довольны», — иронизировал он.