Пребывание в СИЗО по-разному влияет на лидеров украинской оппозиции. Если Юрий Луценко коротает время за прочтением мировой классики, набираясь вселенской мудрости, то Юлия Тимошенко решила попробовать себя в эпистолярном жанре и пойти путем Ленина, обращаясь с письмами к своим коллегам и сторонникам.
Второе же письмо стало достаточно знаковым и, возможно, не до конца оцененным украинским политикумом. Призыв к объединению оппозиции, содержащийся в письме, великолепно задуман по сути, хорошо реализован по форме, но может быть катастрофическим по своим последствиям. И не столько для оппозиции, хотя и для нее тоже. Сколько для украинской политической системы. Ведь реализация на практике тех предложений, которые содержатся в тексте документа, будет способствовать достаточно жесткому закреплению в Украине двупартийной политической системы. При этом любые другие политические силы, кроме оппозиционной партии и партии власти, как бы автоматом зачисляются в неполноценные или сателлитные по отношению к власти.
Мало того, ни одна из существующих оппозиционных партий, если исходить из текста письма, не годится, по мнению Юлии Владимировны, на роль объединительной силы. Именно так можно понимать следующее ее высказывание, изложенное в письме: «Считаю, что действительно реальным может быть только объединение в единый партийный список на основе нейтральной партии и в единый список по выдвижению кандидатов в мажоритарных округах. Только в этом случае для всех оппозиционных партий появится шанс предотвратить борьбу внутри самой оппозиции и с большим преимуществом выиграть справедливый бой «Украина против мафии». Верю, что оппозиционные силы могут найти такой консенсус без мелочной борьбы за пропорции и привилегии в списках и хоть раз продемонстрировать любовь к Украине, а не к себе».
В Украине уже скоро будет 200 партий и найти среди них нейтральную по отношению и к власти, и к оппозиции, весьма проблематично. А если такое и можно сделать, то авторитет такой партии явно не позволит в те короткие сроки, которые остались до выборов, стать реальным игроком на политической арене – даже если представить себе, что все украинские оппозиционные силы внезапно решат забыть о существующих между ними разногласиях и противоречиях и объединятся в единую политсилу. А также объединят ресурсы для того, чтобы донести до своих сторонников и не определившихся, что именно эта новая политическая сила и будет основным конкурентом Партии регионов на парламентских выборах 2012 года.
Абсолютно логичная и в принципе неплохая идея Тимошенко о том, что такую партию желательно возглавить моральному авторитету общенационального уровня, упирается в тот барьер, что подобных авторитетов, способных стать объединяющим фактором для всех категорий избирателей, на сегодня в Украине практически нет.
Юлия Владимировна убеждена в том, что: «Общий список такой команды нужно было бы обнародовать заранее для общественного обсуждения и пригласить возглавить этот список высоконравственного и патриотическую человека уровня Лины Костенко. Прошу Комитет сопротивления диктатуре рассмотреть мое публичное предложение вместе со всеми оппозиционными партиями и принять ее ради Украины».
Несмотря на то, что прошло уже несколько мнений после обнародования письма, мнение самой Лины Костенко относительно такой идеи неизвестно. Даже если бы она согласилась, то учитывая, насколько неоднозначно было принято ее последнее произведение, все информационные ресурсы оппозиции и аналитические центры были бы вынуждены работать над тем, чтобы обосновать такое объединение, объяснить его преимущество и убедить избирателей в том, что наличие моральных авторитетов в новой партии – это не просто собрание «свадебных генералов», а реальный инструмент влияния на партию и гарантия ответственности перед лицом украинского народа. Не уверен, что в нынешних условиях объединенная оппозиция способна на это.
Юрий Гаврилечко