16 февраля Арсений Петрович представит парламенту не только отчет деятельности правительства в 2015 году, но и план работы на 2016 год. Документ не афишируется Кабмином, но благодаря коллегам по журналистскому цеху стал доступен общественности.
«План дій на 2016 рік» представляет собой скучную таблицу на 300 страниц с перечнем конкретных действий и ответственных за их выполнение органов исполнительной власти.
Документ явно писался для внутреннего употребления и не рассчитан на публичность. Он переполнен декларативными положениями и устаревшими планами.
Экономических реформ не будет от слова «совсем». Документ повторяет идеологию отчета – экономика не является приоритетом правительства. О ней вспоминает только начиная со 195-ой страницы таблицы.
С полной уверенностью можно утверждать, что писали его для «галочки» — мол, депутаты проглотят отчет, а вместе с ним и план. Да, и кто у нас в правительстве пишет планы, чтоб их выполнять?
Налоговая реформа под дудку Кабмина
Базовый вопрос любой экономики – налоги. Как известно, перед новым годом между парламентом и общественностью с одной стороны, и правительством — с другой, прошла широкая дискуссия о налоговой реформе.
Законопроект Минфина №3630 был противопоставлен более радикальному законопроекту №3357 – так называемому «Налоговому кодексу Южаниной».
В результате Кабмин пошел на некоторые уступки парламенту и принят был закон №3688 о внесении изменений в Налоговый кодекс для обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2016 году, вызвавший бурю критики от бизнеса.
Вместо того, чтоб в 2016 году фундаментально и ответственно подойти к вопросу налоговой реформы с учетом предложений всех заинтересованных лиц, Аресений Яценюк предлагает в плане работы вернутся к первоначальному правительственному варианту №3630. Мнение профильного парламентского комитета и бизнеса премьер-министра не интересует.
Предусмотренная планом программа развития украинского экспорта предусматривает все что угодно, кроме главного – возврата НДС. Без этого пункта экспорт в Украине не заработает.
От обороны до ЖКХ
В плане, предложенном правительством, ничего нового. Подходы те же, что и в налоговой реформе.
Так, в сфере здравоохранения предложен пакет законопроектов (2309а, 2310а, 2311а) отклоненных профильным комитетом ВРУ. Главный подход в реформе медицины один – полный перевод на коммерческие рельсы.
В базовом законе «Основы законодательства Украины о здравоохранении» планируется написать прямо: «Финансирование здравоохранения осуществляется за счет Государственного бюджета Украины и местных бюджетов…, других средств физических и юридических лиц».
В сфере жилищно-коммунального хозяйства никакой поддержки гражданам и ОСББ — только монополистам. Об этом ярко свидетельствует принятый в пером чтении закон «О жилищно-коммунальном хозяйстве».
Правительственные предложения в сфере пенсионной реформы (законопроект №2767) были отклонены Главным научно-экспертным управлением и профильными комитетами ВРУ, но тоже ставятся в приоритет работы Кабмина на 2016 год.
В сфере аграрных отношений правительство взяло курс на приватизацию земель сельско-хозяйственного назначения. Но даже в проекте закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» никто не видел, а без него снятие моратория на продажу земли недопустимо.
О культуре Кабмин тоже побеспокоился в своем плане – перечень платных услуг заведениями культуры будет расширен.
В сфере оборонной политики правительство собирается модернизировать 27 зенитно-ракетных дивизионов, самому молодому из которых более 20 лет. В планах военного ведомства создание частей специального назначения, в функции которых будут входить информационно-психологические операции. Также, армии вернут 4 военных городка и создадут единый государственный реестр военнообязанных – на радость всем «откосившим».
Не совсем понятна суть запланированного правительством создания системы стратегических коммуникаций. Когда в здании на Грушевского слышишь о чем-то «стратегическом», то к гадалке не ходи – речь идет об очередном распиле бюджетных средств. Может перед внедрением системы стратегических коммуникаций следовало бы поработать над тактическими и, как минимум, выложить план работы правительства в открытом публичном доступе?
Давно пора
При чтении плана работы правительства, возникает вопрос – почему целый ряд законопроектов, которые запланированы, до сих пор не готовы?
Почему до сих пор нет программы реформирования развития оборонно-промышленного комплекса и Вооруженных сил?
Почему не проведена работа по созданию стратегически важного Государственного материального резерва? То же самое качается и разработки закона об энергоэффективности.
Почему стратегию приватизации только предстоит разработать? Или мы ее увидим, когда все лакомые государственные объекты будут приватизированы?
Вывод напрашивается один — правительство по многим базовым направлениям сознательно ничего не делало, и делать, судя по всему, не собирается. В ручном режиме управлять сподручнее.
Правительственное словоблудие
Некоторые пункты программы вызывают полное недоумение своей терминологией.
Что хотели сказать авторы в разделе «Усиление связи профессионального образования с рынком труда» словами «создание региональных советов стейкхолдеров в каждой области». Нормативного определения «стейкхолдеров» в Украине не существует. Почему не написать проще «заинтересованных сторон»?
Также документ предусматривает юридическое закрепление в Украине новой сословной касты или социального класса – «состоятельных лиц» (в оригинале на украинском «заможня особа»). Для них специально пропишут изменения в Налоговый кодекс, и, судя по логике деятельности любого украинского правительства, освободят от налогообложения.
Не работали и не собираемся
План правительства Арсения Яценюка на 2016 год написан для формального акта – пролонгацию парламентом полномочий Кабмина. Его никто не будет читать и изучать.
Страшное другое. Даже на уровне схематического наброска у правительства нет плана реформ. А то, что есть – старая законодательная макулатура, вызывающая чувство отторжения общества и парламента.
Этот документ — яркое свидетельство того, что все вопросы в украинской власти решаются исключительно на уровне закулисных договоренностей.
План работы правительства старательно скрывается, чтоб лишний раз не показывать обществу глубину профессиональной некомпетентности правительства, а главное нежелание что-либо менять в стране.