В блоке экономических вопросов Верховной Рады – налоговая амнистия для сокрытых ранее доходов и индивидуальные льготы для инвесторов. Эксперты же бьют тревогу — у инвесторов нет доверия к судебной, правоохранительной системе. А качество экономических прогнозов Рады уже привело к потере 25,5 млрд гривен.
«Защищать от государства»… в индивидуальном порядке
1 сентября начинается новая сессия Верховной Рады. Заместитель председателя комитета по вопросам антикоррупционной политики, депутат из фракции «Слуга народа» Елена Мошенец рассказала, что с прошлой сессии был перенесен целый блок экономических вопросов.
«Первый закон, который я бы выделила и который требует рассмотрения во втором чтении, — это закон о так называемых инвестиционных нянях, инициированный и внесенный Президентом. В первом чтении он был принят летом, и я знаю, что к нему внесено очень много правок», — подчеркнула депутат.
Основой документа стала идея, которую Президент Владимир Зеленский назвал «инвестиционными нянями». В проекте закона говорится о инвесторах, сумма инвестиций которых превышает 30 млн евро и которые создают более 150 рабочих мест со средней зарплатой на 15% больше, чем в регионе. Такие инвесторы получат прямой договор с правительством и некоего инвестиционного менеджера, который будет сопровождать их от начала проекта до его окончания.
Презентуя идею об «инвестиционных нянях» в Давосе Владимир, Зеленский, заявлял, что менеджер будет владеть 5 языками и работать с клиентом 24/7. «Этот менеджер будет с вами работать. Любой вопрос, любая проблема будет решаться в контакте с этим менеджером»- говорил Глава государства иностранным бизнесменам.
Эксперты встретили инициативу с иронией. «Для того, чтобы привлекать инвестиции, нужно прежде всего верховенство права. И ключевыми для этого являются судебная реформа и реформа правоохранительных органов. А «инвестиционная няня» — это когда государство нанимает менеджера, который должен защищать инвестора от самого государства», — отмечал инвестиционный банкир Сергей Фурса.
Теперь деятельность по привлечению инвестиций приобретает конкретные очертания. Предусматривается несколько форм льгот, которые будут предоставляться по усмотрению уполномоченного органа для каждого инвестора индивидуально.
Например: освобождение от уплаты некоторых налогов и сборов; освобождение от ввозной пошлины на новое оборудование; преимущественное право аренды земельного участка государственной или коммунальной собственности по договорной цене; строительство или реконструкция за государственный счет прилегающей инфраструктуры (например, автомобильных дорог, линий связи, проведение электричества).
Президент анонсировал открытие Единого инвестиционного офиса для привлечения иностранного капитала. Офис должен будет привлечь в Украину около 8 млрд. долларов (сегодня ежегодные инвестиции не превышают 2-3 млрд. долларов – Авт.).
«Я могу сказать про инвестиционный офис, который в конце сентября мы откроем. Мы взяли туда господина Варшаламидзе, который строил Батуми. Мы решили сделать единый офис. Первый план на 18 месяцев я видел – план быстрых инвестиций на 8 млрд долларов», – рассказал Зеленский.
Самое, пожалуй, любопытное, что проект касается не только инвесторов, которые придут в Украину из-за рубежа, но и тех, кто уже работает в Украине, и украинских бизнесменов в том числе.
«Амнистировать под меньший процент, или даже под ноль»
Владимир Зеленский ожидает введения амнистии капиталов в 2020 году.
«Амнистию введем в этом году. Должны это сделать, мы договаривались и обещали людям», — заявил Глава государства.
Законопроект о налоговой амнистии предлагал механизм добровольного декларирования физлицами сокрытого дохода, ставки налогообложения 5% и 10%, а также сниженную 2,5% при инвестировании в облигации внутреннего государственного займа.
Позже Президент рассказал: «Сейчас были предложения о 5% и на деньги, и на недвижимость… Я думаю, сегодня сложная ситуация в стране, нужно думать об этих процентах. Если есть какая-то недвижимость или другие объекты у человека, нужно послаблять этот процент», – сказал он и добавил, что «возможно недвижимость можно амнистировать под меньший процент, или даже под ноль. Нужно перевернуть эту страницу истории, чтобы все украинцы хотели быть налогоплательщиками».
Налоговый аналитик Вячеслав Черкашин пояснял в интервью изданию НВ: «Налоговая амнистия капиталов не предусматривает попытку «отбеливания» активов, добытых коррупционным путем. Если я честный предприниматель, который в силу обстоятельства вынужден был скрывать часть своих доходов от бизнеса, это один разговор, и это можно легализировать. Амнистия выписывается только под экономическое преступление. Все остальные преступления против собственности, против государства, хищение госимущества и так далее, коррупционные статьи — это все не попадает под амнистию».
А экономический эксперт Тарас Загородний считает, что амнистия не будет работать, как задумывалось.
«Чтобы была амнистия капитала – нужно иметь доверие к судебным к правоохранительным органам. Амнистия нам нужна, хотя бы для того, чтобы начать посадки коррупционеров. Потому что сейчас невозможно посадить чиновника, который что-то украл… Сегодня в Украине нет службы финансовых расследований… У нас и АМКУ не работает, не запущена реформа судебной системы», — говорит эксперт.
Как бы то ни было, амнистию капиталов планируют запустить, приняв соответствующий законопроект до конца года.
«Низкое качество прогноза»
Среди важнейших законопроектов осени, Елена Также Мошенец отметила госбюджет, проект которого должен быть готов уже через две недели. Депутат подчеркнула, что впервые нынешний парламент самостоятельно составит бюджет на следующий год.
«До 15 сентября должен быть подан проект бюджета на 2021 год. Важный момент, что это будет наш первый самостоятельный бюджет, а не как в прошлом году, когда у нас были наработки от предыдущей власти, так как бюджетный процесс начинается с начала года. Это будет наш первый бюджет, и надеюсь, мы уделим ему много внимания и примем его быстро и беспроблемно», — сказала она.
Действительно, в прошлом году проект бюджета отчасти готовило еще правительство Гройсмана. А Рада его вовремя приняла.
Незадачи начались в ходе поправок. Так, в первом полугодии 2020 года план доходов государственного бюджета Украины недовыполнили на 38 млрд гривен из них- 25, 5 млрд из- за просчета. Глава счетной палаты Валерий Пацкан заявляет, что на невыполнение плана повлияло низкое качество прогноза макроэкономических показателей.
«Правительство в конце марта изменило прогноз среднего обменного курса гривны с 27 до 30 гривен за доллар. Но фактически в январе – июне средний обменный курс составлял 25,98 гривен за доллар, то есть на 13,4% меньше прогнозного. За счет этого недополучено 25,5 млрд гривен доходов», – утверждает глава счетной палаты.