Несмотря на новые планы по урегулированию, предложенные Германией и Францией, обстановка обостряется. По экспертному мнению, в Украине и РФ инициативой владеют сторонники эскалации и впереди «неизбежное возобновление крупномасштабных действий».
«Это означает, что она не хочет прекращения войны»
Глава Офиса Президента Андрей Ермак заявил, что Украина, Германия и Франция разработали некий план по мирному урегулированию ситуации на Донбассе. По его словам, новый план ждет согласования со стороны РФ, как участницы переговоров в «нормандском формате».
«Сегодня на столе лежит конкретный план мирного урегулирования, предложенный Германией и Францией, доработанный Украиной, и мы считаем, что он соответствует духу и принципам «Минска», он отвечает нормам международного права», — заявил Андрей Ермак во время онлайн-дискуссии на тему «Конфликт на Востоке Украины: перспективы на 2021 год».
Напомним, что переговоры об урегулировании конфликта на Донбассе ведутся в двух форматах — в «минском» формате с участием трехсторонней контактной группы (ТКГ) в составе Украины, РФ и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ); и в «нормандском» формате – с участием Украины, РФ, Франции и Германии.
В обоих форматах переговоры ведутся в рамках Минских соглашений, заключенных в феврале 2015 года на встрече глав Украины, РФ, Франции и Германии. План по их реализации («Комплекс мер») подписали участники трехсторонней контактной группы: Украина, РФ и ОБСЕ, а также тогдашние лидеры самопровозглашенных республик Донбасса, без указания их должностей.
Минские соглашения (Декларация глав Украины, РФ, Франции и Германии, а также Комплекс мер по выполнению Минских соглашений) вошли в резолюцию совета Безопасности ООН от 17 февраля 2015 года.
В годовщину заключения Минских соглашений — 12 февраля этого года проходило заседание Совбеза ООН, в формате видеоконференции, созванное по инициативе российской стороны. На нем представитель РФ Василий Небензя обвинил французскую и немецкую стороны в необъективности и односторонней поддержке Киева.
По его словам, Украина и «ее западные покровители, включая членов «нормандского формата» Германию и Францию», уклонились от участия в организованной Россией 2 декабря прошлого года неформальной встрече в ООН с представителями ОРДЛО. Дело в том, что члены Совета Безопасности ООН имеют право в частном порядке приглашать к участию неформальных встреч лиц, которых, по их мнению, «было бы полезно заслушать». Но по словам представителя РФ такая встреча вызвала у данных стран «нервную реакцию».
В адрес Франции и Германии с российской стороны прозвучало обвинение в «потакании» Украине, и в том, что тот, кто так поступает «не может называться посредником».
В ответ Франция и Германия, постоянный член СБ ООН Великобритания, а также непостоянные члены СБ ООН Ирландия, Норвегия, Бельгия опубликовали совместное заявление. «Применяя силу против территориальной целостности и суверенитета Украины, Россия явно нарушает основные принципы международного права», — говорится в нем.
Спустя месяц, Глава Офиса Президента Андрей Ермак заявил: «Сегодня у нас есть общая позиция с немецкой и французской делегациями, и мы ожидаем такую же позицию со стороны РФ». Он подчеркнул, что если Россия не согласится с положениями плана, то «это означает, что она не хочет прекращения войны и наступления мира на территории Донбасса».
Стоит отметить, что представитель РФ на заседании Совбеза ООН задал ряд вопросов о выполнении Украиной Минских соглашений: «Как Украина обеспечила помилование? Как восстановила пенсионную систему? Проведена ли конституционная реформа? Принято ли постоянное законодательство об особом статусе? Внедрена ли формула Штайнмайера?».
«При наступлении на урбанизированной местности»
Помилование участников вооруженного конфликта и Конституционная реформа предусмотрены самим Минским соглашением. Относительно пенсий мониторинговая миссия ООН обращалась с предложением «отвязать» их от справки переселенца. А обязательство имплементировать формулу Штайнмайера украинская сторона взяла на себя на встрече «нормандского формата» в Париже 9 декабря 2019 года.
Эта формула предусматривает проведение местные выборы на неподконтрольных территориях под эгидой ОБСЕ, после которых в ОРДЛО должен заработать «особый статус». В парижском коммюнике упоминался и Закон об особом порядке местного самоуправления («об особом статусе») ОРДЛО на постоянной основе. Сегодня этот закон временный — его ежегодно продляют в Верховной Раде.
Позиция украинской стороны широко известна – сначала вопросы безопасности, вывод вооруженных формирований, затем – политическое урегулирование. Аналогичную позицию озвучил в ходе заседания Совбеза ООН представитель США: «Россия должна немедленно прекратить свою агрессию на востоке Украины».
Россия настаивает на буквальном выполнении Минских соглашений в том виде, в котором они были приняты с участием президента Порошенко в 2015 году. А в них сказано, что восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании Закона Украины и конституционная реформа).
Тем не менее, 24 февраля Кабинет министров Украины уже внес изменения в Стратегию интегрированного управления границами на период до 2025 года. В обнародованном приложении к документу указано: «Задача 5. Обеспечение готовности к охране украинско-российского участка государственной границы в пределах отдельных районов Донецкой и Луганской областях после возобновления контроля над ними».
Накануне, 22 февраля, главнокомандующий ВСУ генерал-полковник Руслан Хомчак заявил, что вооруженные силы начали подготовку к действиям во время наступления в условиях городской застройки.
«Что касается наступательных действий, то в прошлом году мы начали подготовку всех наших боевых воинских частей к действиям при наступлении на урбанизированной местности, потому что это то, к чему мы также должны быть готовы», — заявил главнокомандующий.
«Зеленский принял сторону ястребов»
Информированный политолог Владимир Фесенко высказывает свои предположения относительно нового мирного плана, анонсированного Андреем Ермаком. «Мне кажется, что речь идет о новой версии «дорожной карты» реализации Минских соглашений. Первый раз Германия и Франция предложили такую «Дорожную карту» еще в 2016 г. И суть их предложений состояла в том, чтобы взаимоувязать пункты Минских соглашений по безопасности и по политической повестке (выборы и амнистия). Возможно, и сейчас речь идет об использовании подобного подхода».
Политолог констатирует, что о деталях этого плана ничего не известно — сам Андрей Ермак отметил, что за разработку нового мирного плана отвечали Германия и Франция, а Украина занималась его доработкой.
Отметим, что руководитель Офиса президента Андрей Ермак на встрече с послами стран «Большой двадцатки» (G20) отметил важность соблюдения режима прекращения огня как принципиального условия для продвижения переговоров в Нормандском и Минском форматах. А в последнее время в зоне операции Объединенных сил активизировались боевые действия. Например, за сутки, 10 марта, сообщалось о восьми нарушениях противником режима прекращения огня. Один украинский военнослужащий погиб.
Эксперт Андрей Головачев пишет в Facebook: «По обе стороны конфликта, и в России, и в Украине, инициативой сейчас владеют ястребы. Они задают тон политике в конфликте». По мнению эксперта, «начав наступление на ОПЗЖ, Зеленский показал, что принял сторону ястребов».
По мнению эксперта, такая же психологическая ситуация в Украине была, «когда Порошенко пошел на конфликт в Керченском проливе, чтобы удержаться у власти». «Ну, а раз нынешний статус-кво никого уже не удовлетворяет, то впереди неизбежное возобновление крупномасштабных действий», — рассудил эксперт.