Плата за проезд грузовиков дорогами общего назначения может стать реальностью уже в следующем году. Основная цель новшества — увеличение доходов Дорожного фонда и улучшение качества дорожной инфраструктуры. Звучит хорошо, но есть нюансы…
Власти задумались о введении платных дорог для грузовиков. Чиновники уже подготовили два соответствующих законопроекта, которые сейчас находятся на рассмотрении профильного парламентского комитета.
По подсчетам авторов документа, средний тариф для перевозчиков должен составить 1-3 гривны за километр. Новшество затронет грузовые авто с массой 12 тонн и более, а таких в стране около 1,5 млн штук.
Плата будет взиматься за езду по определенным дорогам общего назначения, а не по всем без исключения, как можно было подумать. В целом новый сбор, по оценкам чиновников, обеспечит поступления в казну на уровне 9 млрд гривен в год.
Для неплательщиков и нарушителей правил будут действовать штрафы: 8,5 тыс. гривен для компании-перевозчика и отдельно 3,2 тыс. гривен – для водителя.
Весь процесс будет контролироваться с помощью считывающего оборудования на дорогах и спутниковых технологий, а курировать новую сферу будет специально учрежденный государственный орган.
Почему мишенью чиновников стали грузовики? Дело в том, что грузовой транспорт является главным разрушителем дорожного полотна, поэтому перевозчики, как считают инициаторы изменений, должны вносить дополнительную лепту в развитие дорог.
Парламентарии планируют одобрить новые правила до конца года, отчего платные дороги могут стать реальностью, начиная с 2021. Впрочем, есть и другой вариант – до конца 2023 года платить будут только иностранные грузовики, а после – все без исключения. На каком варианте остановятся депутаты, узнаем очень скоро, ровно как и о размере оплаты, градации тарифов и перечне платных дорог.
Надо сказать, сборы для грузовиков действуют во многих европейских странах. За рубежом тарифы варьируются от 2 до 11 гривен за километр, но это километр качественной дороги. В Украине же все иначе.
Юрист Владимир Караваев говорит, что в любой стране, где существуют платные дороги, водителю предоставляется выбор – передвигаться по автобану, либо по бюджетной дороге.
Он отмечает, что в Украине имеется только 30 километров дорог, которые можно считать автобанами.
«Покупая топливо, мы уплачиваем необходимый налог на содержание дорог. Поэтому, вводить дополнительную оплату за проезд по бюджетным дорогам – это, конечно же, нонсенс», — считает эксперт.
Чиновники указывают, что основной причиной введения платных дорог для грузовиков является увеличение поступлений в Дорожный фонд, который, напомним, функционирует в системе госбюджета. Данный фонд наполняется за счет акциза и пошлин на ввозимые в страну нефтепродукты, авто и шины. Главное назначение фонда — финансирование ремонта и строительства дорог.
В этом году на дорожные работы выделено рекордные 100 млрд гривен. В этому сумму, помимо средств фонда, включены кредиты на 19,3 млрд гривен и 35 млрд гривен, выигранных Украиной у «Газпрома».
Но надо сказать, что «дорожный» бюджет тратиться не только на восстановление трасс.
Так, 6,3 млрд гривен из общего финансирования пойдет на обслуживание кредитов «Укравтодора», 22 млрд — на субвенции для развития региональных дорог, 32 млрд – на дорожную безопасность.
Таким образом, в сухом остатке получается недостаточное финансирование ремонтных работ на ключевых трассах и участках. Чтобы навести порядок на дорогах нужно ассигнование как минимум в 200 млрд гривен в год. А пока такого финансирования нет прорыва в отрасли не будет.
Отметим, что сегодня стоимость среднего ремонта составляет от 10 до 20 млн гривен за один километр, а строительство «с нуля» дороги первой категории – 1,5-2 млн евро.
Если верить данным чиновников, в период 2014-2019 гг. было построено и капитально восстановлено 9,7 тыс. км дорог (2016 год – 900 км, 2017 год – 2100 км, 2018 год – 3500 км, 2019 год – 2400 км).
В этом году планируют отремонтировать более 4 тыс. км дорог государственного и местного значения, а в следующие 4 года – 20 тыс. км.
Сама дорожная сеть Украины имеет протяженность 170 тыс. км, из которых 47 тыс. км – это трассы международного и национального значения, находящиеся в юрисдикции «Укравтодора». А остальные 123 тыс. км — это трассы регионального значения, за которые отвечают органы местного самоуправления. Более 80% всех дорог страны требуют восстановления.
В свежем рейтинге качества дорог от Всемирного экономического форума Украина занимает 130 место из 137 существующих.
Украинские дороги оказались лучше лишь дорог Парагвая, Йемена, Гвинеи, Мадагаскара, Гаити, Конго и Мавритании. А вот обогнали Украину такие страны, как Камерун, Нигерия, Молдова и Мозамбик.