Концерт, кино, разговор. Нам всем слышащим это доступно, и воспринимается, как само собой разумеющееся. Большинству из нас невдомек, что есть люди, которые всю свою жизнь, или значительную ее часть взяты в плен тишиной. Они живут в параллельной вселенной, редко соприкасающейся, к сожалению, с нашим миром, потому что мы живем по принципу – «мужик не перекрестится, пока гром не грянет». Поэтому общение этих людей с нами зачастую представляет собой испорченный телефон: «Алло, алло!», — говорят они. «Я вас не слышу!», — отвечаем мы. И не пытаемся даже услышать. Почему так происходит, решил разобраться корреспондент ГолосUA.
На «токарь, повар, слесарь» рассчитайся!
Нехитрая перспектива у ворот взрослой жизни ожидает выпускников Криворожской специализированной школы-интерната для глухих детей. Чаянья, мечты, ожидания зачастую разбиваются о суровую реальность. Токарь, повар, слесарь, и, в лучшем случае, повар.
«Это все, что мы можем реально предложить нашим выпускникам. В городе всего одно училище, в котором есть переводчик жестового языка. Если набирают группу, тогда могут получить профессию. Но эту группу еще нужно набрать, потому что, как правило, при всем «богатстве» выбора, самой востребованной остается профессия повара, куда хотят попасть все. Швея, слесарь и токарь – абсолютно проигрывают конкуренцию мастерам приготовления пищи», — рассказала заместитель директора по учебной работе интерната Ольга Касецкая.
Она подчеркнула, что самое важное в общении с такого рода детьми – это открыть их и не дать закрыться в застенках тишины. Сейчас на попечении интерната 95 полностью глухих детей.
«В 2017 году нашу школу окончил очень талантливый мальчик. Его зовут Дмитрий Чабанюк. У него огромные способности по части коммуникативных навыков в среде глухих. Он исполнял песни известных исполнителей на жестовом языке. Для обычных, среднестатистических людей то, что сделал Дима – ничего не значит, потому что все мы можем слышать этот мир звуков и чувствуем его. Для глухих же, лишенных одного из главных источников коммуникации с внешним миром человека, эта работа Димы носит просветительский характер. Он в Youtube создал свой канал. Мы его поддерживали всячески в этой деятельности. Однако по завершению школы он уперся в стену. Выбор отсутствует, так как семья не обладает достаточным материальным ресурсом для того, чтобы вывести парня на широкую дорогу. В результате он закрылся, и все усилия педагогического коллектива, чтобы социализировать не слышащего и открыть его навстречу миру, пошли прахом. Парень пошел учиться на токаря, теперь открывать его нужно заново. Хватит ли у кого-то терпения, такта, любви и внимания, чтобы сделать это?» — откровенно сказала педагог.
О. Касецкая посетовала, что хуже всего в их городе глухим сиротам.
«Еще один маленький шанс для наших подопечных вырваться из тисков обыденности и предопределенности — Межрегиональный центр профессиональной переподготовки уволенных в запас военнослужащих. Там тоже иногда дают шанс нашим выпускникам. Но, проблема в том, что они не берут сирот, которых нужно обеспечивать жильем. Это прискорбно», — отметила О. Касецкая.
Раздосадованная не радужной перспективой, нарисованной для не слышащих детей в Кривом Роге, я решила набрать номер Белоцерковской специальной общеобразовательной школы-интерната для детей с нарушениями слуха. Выбрала ее среди 59 подобных случайно. Но всего 90 километров от центра страны вдохновляли. Может быть, если не язык, то язык жестов доведет выпускников этого заведения до широких столичных горизонтов быстрее, чем их коллег из Кривого Рога?
Роль пресс-атташе взяли на себя в бухгалтерии. Ее, охочая до разговоров, сотрудница поведала мне такие тайны, которые, честно говоря, повергли в шок.
«У выпускников нашей школы три дороги. Или сразу после окончания они идут на производство – есть у нас швейное предприятие «Весна», там их обучают, и они могут работать. Если у родителей есть деньги, то возможен вариант поступления в Киев. Но, вы же должны понимать, в каких семьях рождаются глухие? Это, как правило, неблагополучные семьи, и денег у них нет. И третий вариант – просто окончить нашу школу и уйти в никуда. Какого-то училища у нас нет. Да и куда же они пойдут? На учителя или бухгалтера? Они же глухие, не смогут работать», — сказала женщина из бухгалтерии, и попросила позвонить через несколько дней и пообщаться с руководством, которое куда-то мигрировало.
Однако, после столь красочно описанной широкой столбовой жизненной дороги, которая ожидает 70 глухих детей, которые в настоящее время находятся в учреждении, а также после абсолютно безапелляционно выставленного диагноза всем и сразу одним скопом, звонить, знаете ли, расхотелось.
Киев – таки город возможностей, а жизнь не слышащих в нем – искусство возможного. Имея характер, стержень и силу внутри самого себя, люди могут в столице вести яркую и насыщенную жизнь. В частности, среди выпускников Учебно-реабилитационного центра 6 для детей с расстройствами слуха и речи для глухих детей (ранее — школа-интернат №6 для глухих детей – ред.) есть сотрудники дома моды Voronin. Кроме того, предприятия открывают людям с отсутствием слуха, живущим в столице, свои двери – «Ашан», McDonalds . В крайнем случае, стать востребованными и свободными у столичных жителей с такими проблемами гораздо больше возможностей, чем у их провинциальных не слышащих собратьев по несчастью. В этом меня убеждала заместитель директора по коррекционной работе в начальных классах Мария Коростелёва.
«Для желающих продолжить образование есть несколько ПТУ, колледж легкой промышленности, университет «Украина» и университет им. М. Драгоманова, где существует кафедра спецпедагогики, ранее сурдопедагогики», — рассказала М. Коростелёва.
Мы каждый день рядом с вами
Кто же вам расскажет о том, что чувствуют, как живут, выживают в нашем сложном мире люди, оглушенные тишиной, как не они сами. Впрочем, не расскажут, а напишут. Именно по переписке в Facebook мы познакомились с Марией Андриенко, представительницей Украинского общества глухих (УТОГ).
«Даже тогда, когда я училась в обычной школе со слышащими, не носила слухового аппарата. Тогда в школе слышала лучше, чем сейчас, да и не хотелось привлекать внимания. Со временем слух начал все больше и больше падать. Но все равно не использую слухового аппарата — заранее сообщаю собеседнику, что имею нарушение слуха. Общество должно знать, что есть люди, которые не слышат, и это не является проблемой вообще для полноценной жизни и деятельности. Если надо, то переспрашиваю, прошу написать на бумажке», — поделилась М. Андриенко.
Она обратила внимание, что человеку с нарушениями слуха все еще сложно найти работу, но «сейчас это не так страшно, как было раньше».
«Вообще, в системе УТОГ есть по всей Украине предприятия, на которых работают глухие. Но сейчас очень высокая конкуренция на рынке, поэтому не всем им удается иметь стабильные заказы, а соответственно и работникам — постоянную зарплату. В последнее время много глухих трудоустраиваются в «Ашане» и McDonalds, но, как вы понимаете, не все хотят всю жизнь там работать. Есть примеры успешных глухих, которые имеют свое собственное дело и не зависят ни от кого. Это глухие: Сергей Парфенов — флорист, Олег Тарнавский — дизайнер одежды, Анатолий Куралов – программист, Алексей Нашивочников — архитектор, он спроектировал 8 станций киевского метрополитена. Но каким путем они этого достигали! К сожалению, в обществе еще есть определенные стереотипы относительно глухих, поэтому свою способность чего-то достичь не слышащие вынуждены доказывать нелегким трудом», — написала Мария Андриенко.
Из общения с М. Андриенко я узнала и о том, что в парламенте "лежит" Закон об Украинском жестовом языке, который должен регламентировать порядок использования жестового языка в стране. Кроме того, профильное общество ожидает решения вопроса о предоставлении жилья инвалидам и помощи в обеспечении заказами предприятий УТОГ.
Среди элементарных бытовых трудностей для людей с проблемами слуха, М. Андриенко выделила отсутствие возможности оповещения людей этой категории о чрезвычайных ситуациях.
«Опасность подстерегает при авариях и стихийных бедствиях — системы оповещения об этом нет, а представители экстренных служб не обучены языку жестов», — уточнила она.
Представительница УТОГ также рассказала о том, как глухие могут реализовывать свои культурные потребности в столице.
«В Киеве есть Культурный центр УТОГ, и театр мимики и жеста «Радуга». У нас интересная жизнь, несмотря на то, что мы все не слышим. Мы достигаем успехов, о которых, к сожалению, общество совершенно не знает и не хочет знать. Почему-то о нас вспоминают только в Международную неделю глухих и ко дню инвалидов, а на самом деле мы каждый день рядом с вами», — отметила М. Андриенко.
«Не делайте для нас без нас»
«Когда-то в Венгрии сложился такой девиз. По программе обеспечения людей с инвалидностью приобрели дорогие инвалидные коляски. «А вы в них пробовали сидеть? Очень неудобные! Если хотите сделать для нас, узнайте и адресно обеспечьте средствами реабилитации». Так приняли «подарки» люди, которым эти средства передвижения были жизненно необходимы. Я живу по такому принципу. Хотите узнать, какие проблемы у не слышащих, то лучше обращаться к ним. Я родилась в семье глухих родителей, свободно говорю, перевожу и думаю на жестовом языке, считаю его родным», — начала беседу президент Союза переводчиков жестового языка Марина Лиферова.
Марина Лиферова порекомендовала разделять конкретно – люди, глухие абсолютно, пользуются жестовым языком, но это часть населения.
«Слабослышащие реже или совсем не используют жестовый язык, остаток слуха протезируют кохлеарными имплантатами или слуховыми аппаратами», — объяснила М. Лиферова.
Марина Лиферова обратила внимание, что жестовый язык у нас изучают люди, которые его не знают.
«Я после школы не поступила педагогический институт Горького, так как недобрала несколько баллов. Не интересовало, что я из семьи глухих, что свободно владею жестовым языком, важны были школьные оценки. Прошло 25 лет, я получила предложение из университета Драгоманова, так теперь именуется это учебное заведение, — вести курс жестового языка для студентов факультета спецпедагогики. Но я так и не получила педагогическое образование, и это явилось непреодолимой преградой. При Киевском институте спецпедагогики существует лаборатория исследования жестового языка, однако парадокс состоит в том, что возглавляют лабораторию педагоги и магистры, которые его не знают — что непрофессионально. В УТОглухих существуют курсы переводчиков жестового языка, длительность которых три-четыре месяца. По окончании этого получают удостоверение переводчика жестового языка. Однако я глубоко убеждена в том, что качественно выучить любой иностранный, в том числе жестовый язык, возможно у носителей языка. Практика такого обучения широко применяется в Америке и Европе. Я всю жизнь продолжаю изучать и познавать свой любимый и родной язык», — поделилась Марина Лиферова.
М. Лиферова особо отметила, что в течение долгого времени жестовый язык был неугоден советской образовательной системе.
«Я помню рассказы моей глухой мамы, как ее били по рукам за использование жестового языка в школе для глухих. Жестовый язык был запрещен. Сейчас становится модным, толерантным… но спеть песню, рассказать стих на жестовом языке. Жестовый язык заслуживает более глубокого изучения. Применение жестового языка намного шире и богаче, его можно использовать и передавать с его помощью самый широкий спектр тем, информаций, чувств и эмоций. Воспитание начинается с семьи. И даже если глухой ребёнок родился в семье слышащих или наоборот. Вот где важно и нужно применять в полном объёме навыки жестового языка. Почему родители глухого ребёнка отдают его в школу и ждут, что он станет таким, каким они себе представляют? Кто их ребенка сделает таким, если родители перекладывают ответственность на чужих учителей, а сами не изучают родной язык ребёнка, не рассказывают на нем сказки, не умеют общаться со своим родным глухим ребёнком на его родном жестовом языке? Я знакома с такими семьями, где глухие дети учились в массовой школе. Конечно, это требует усилий, договоренностей с педагогами: обращать внимание на артикуляцию, усадить на первую парту, объяснить одноклассникам, что такое слуховой аппарат, дома с детьми работать. И конечный результат зависит не от школы, а от родителей! Безусловно, глухой ребенок для адаптации требует больше внимание, и для нее требуется комплексное содружество детей и родителей. Учитель тоже должен быть готов принять этого ребенка в свой класс и приложить усилия для того, чтобы он адаптировался», — сказала М. Лиферова.
Марина Лиферова обращает внимание на то, что современное украинское общество пока не готово принимать людей с особенными потребностями.
«Реальная история. В УТОГ много лет на руководящей должности работал глухой. Когда ему пришлось искать другое место работы, он разослал резюме, указал отдельной строкой, что имеет инвалидность по слуху. Его приглашали на собеседование, он звал меня, как переводчика жестового языка с собой. И самый главный вопрос работодателя – «Как вы будете говорить по телефону?». Все возражения, что он не телефонистом устраивается, есть электронная почта, знания украинского и русского языков, профессиональные навыки – наталкивались на ступор работодателя, и найти взаимопонимание не получалось. К огромному сожалению», — поведала М. Лиферова.
Марина Лиферова убеждена, что воля человека к самореализации не зависит от слуха или глухоты. Это определяется совершенно другими критериями. Глухие и слабослышащие люди зарабатывают деньги и имя собственным трудом. Поэтому каждый устанавливает планку себе сам. Кто-то может опуститься после первого же указания на физический недостаток или грубых слов, другой — продолжает жить и бороться. Кого-то просто устраивает быть среди слышащих, и это уже вершина успеха — может быть и «Ашан», и «МакДональдс». Глупо и безнравственно, когда на тебе ставят клеймо, подчиняются навязанным стереотипам…
«Всем людям: слепым, глухим, слышащим, с инвалидностью и без — не хватает только одного – любви, принятия и понимания! Моему отцу исполняется в этом году 80 лет. Глухой человек ослеп, когда ему было 44 года. Я уверена, что от мыслей о суициде его спасла любовь и вера, что нужен, рядом мы, его дочки и внуки, те, кто поймут, примут и согреют своим теплом; он уже правнуков держал на руках. В эти моменты неважно, что он физически слепой и глухой, и осознание, что живет в любви, папу делает во много раз сильнее», — разоткровенничалась собеседница.
И сообщила, что в Кабинете министров достаточно серьёзно сейчас обсуждается вопрос, как сделать так, чтобы службы экстренной помощи были доступны людям с нарушением слуха.
«В частности речь идет о том, чтобы не слышащий мог отправлять SMS на номера «102», «103», где бы специальными цифрами обозначалось, что это не слышащий человек, и далее экстренная служба выезжает на вызов, и связывается с переводчиком, закрепленным по району. Это, безусловно, помогло бы облегчить жизнь глухих. Однако наша система принятия каких-либо решений чрезвычайно забюрократизирована. Прежде чем сделать какой-либо конкретный шаг, его нужно 1000 раз обсудить, согласовать, подписать. Поэтому когда появится такая возможность на практике пока сложно сказать», — резюмировала Марина Лиферова.
…В «Ашан» возле метро «Черниговская» попала случайно. То ли печенье призывно манило, то ли подспудное желание удостовериться в правдивости слов своих собеседников в этот день, которые в один голос говорили, что тут трудятся люди с нарушениями слуха. Не прошло и десяти минут моей экскурсии по супермаркету, как прямо возле меня, — словно приведенная мне провидением, дескать, вот тебе, живая иллюстрация, — оказались двое парней, разгружающих муку, при этом что-то живо обсуждающих на языке жестов. Не стала прерывать их общение, тем более что язык жестов мне не ведом, а спросила у их коллеги, раскладывающего виноград на полках. «Я никогда ранее не задумывался, как живут эти люди. Но когда я начал тут работать бок о бок с ними, начал присматриваться, и стало даже интересно, как это у них получается общаться. Кое-чему даже научился. Теперь общаемся при помощи сообщений на телефоне, сегодня они упрощают жизнь», — поделился фасовщик винограда. И на кассе меня тоже ждала встреча с теми, кому посвящены эти строки. Девочка-кассир, виновато улыбнулась, закрыв кассу, жестом показала, что отправляется перекусить. Коллега, которая вызвалась меня обслужить, охарактеризовала глухих так: «Они очень трудолюбивы, порядочные и исполнительные».