Накануне украинских выборов дело Манафорта может навредить не тем, чьи имена звучат в ходе разбирательств. Оно портит отношение власти с Белым домом, без поддержки которого выиграть выборы проблематично.
Плюс для Тимошенко — минус для Банковой
Дел о предполагаемых финансовых преступлениях экс-руководителя избирательной кампании Дональда Трампа Пола Манафорта может отразится на украинских политиках. Политолог Алексей Якубин заявил в СМИ: «Из последних документов вырисовывается картина, что Манафорт мог быть причастен и к действующему Президенту Петру Порошенко — в 2014 году окружение Порошенко то ли запрашивало, то ли не запрашивало рекомендации или советы со стороны Манафорта. То есть, по факту, может быть выход и на действующего Президента».
Напомним, что в Федеральном окружном суде Александрии (штат Вирджиния, США) 31 июля начался судебный процесс по делу Манафорта. Это дело — одно из наиболее болезненных для администрации Трампа. Ведь в 2016 году обнародование в Украине части «черной бухгалтерии» Партии регионов, связанной с руководителем избирательной кампании Трампа Полом Манафортом, заставило кандидата в президенты США в разгар кампании искать замену помощнику.
Тогда эксперты полагали, что украинская власть затеяла дело, чтобы подыграть сопернице Трампа в президентской гонке Хиллари Клинтон. Трамп все равно победил. Но теперь Украина стала ключевым элементом обвинения против Пола Манафорта. Ведь до того, как возглавить избирательный штаб Дональда Трампа, политтехнолог работал на Виктора Януковича и Партию регионов.
В самой работе ничего криминального, официально за время работы в Украине Манафорт успел задекларировать 14 млн дол. Но обвинение утверждает, что он потратил в США десятки миллионов долларов, с которых не уплатил налоги. По данным спецпрокурора Роберта Мюллера, политтехнолог заработал в Украине 60 млн дол, часть из которых скрыл от налоговых органов и перевел в офшоры.
Обвинения в адрес Манафорта были выдвинуты в рамках расследования спецпрокурора Мюллера, посвященного возможному вмешательству России в американские выборы в 2016 году.
Якубин отмечает, что процесс затеян с целью выйти на «русское досье» Трампа, но пока в этом успехов нет — разбирательство идет вокруг деятельности Манафорта в Украине. «Мы слышали информацию и о Ринате Ахметове, и, понятно, о Викторе Януковиче, и о целом ряде других украинских политиков, — констатировал политолог.
Его коллега Андрей Миселюк считает, что на фоне суда над Манафортом риторика президента США Трампа относительно Украины может измениться. «К событиям вокруг Пола Манафорта Дональд Трамп может привлечь «украинскую карту», тотально изменив тему. Мол, это мы помогали Хиллари Клинтон, а Россия никак не вмешивалась в выборы США», – сказал он в телеэфире.
Миселюк привел пример, как два года назад Дональд Трамп и его окружение перекладывали ответственность на Украину. «Когда вставал вопрос кибервмешательства России в выборы, Трамп отрицал это. Более того, он обвинял Украину, и раскручивал эту ситуацию. Если тема дойдет до определенного градуса накала – президент США снова начнет вести ту же риторику», – уверен он.
Таким образом, нельзя исключить, что разбирательство вокруг «черной бухгалтерии» Партии регионов ударит бумерангом по украинской власти. Так, дело Манафорта может пойти на пользу избирательной кампании основной соперницы действующего Президента — Юлии Тимошенко. По словам Якубина, информация о том, что Манафорт координировал информационные программы против Юлии Тимошенко, уже используется штабом лидера «Батькивщины». «Они сделали акцент на том, что имидж Тимошенко на Западе сознательно портили, и этим занимался Манафорт», — цитируют Якубина СМИ.
Кличко не сотрудничал, но…
После смены власти Манафорт вел переговоры с украинскими политиками – в частности, с Виталием Кличко, который , как известно был избран одновременно с действующим Президентом, и поддерживал его.
Кличко не отрицает, что в 2014 году предложения от Манафорта были, но сотрудничества, дескать, не получилось. «Предложения касались коммуникации с медиа, какие пути нам нужно сделать. Ничего нового Манафорт не предложил, и наше сотрудничество закончилось, так и не начавшись», — заявил Кличко.
Однако, ВВС пишет: «как следует из документов, Манафорт мог консультировать Виталия Кличко и во время его мэрской предвыборной кампании, и уже в должности мэра». Так констатируют, что «спустя три месяца после расстрелов на киевском Майдане Независимости Пол Манафорт отправил своему помощнику Константину Килимнику многостраничную презентацию и план реструктуризации киевгорадминистрации. Она была предназначена для презентации мэру с инициалами VK».
Следует отметить, что важным документом в деле стали электронные письма Манафорта. Они были восстановлены офисом спецпрокурора Мюллера из электронных ящиков Пола Манафорта, их подлинность доказана и не требует дополнительной экспертизы.
В переписке Манафорт использовал инициалы. Как поясняет ВВС: BVK – это Борис Викторович Колесников (близкий соратник Рината Ахметова), IA — Ирина Акимова (в 2010 году — первый заместитель главы Администрации Президента), SL — Сергей Левочкин, (руководитель аппарата премьер-министра Януковича, в 2010-2014 годах — руководитель Администрации Президента). IS — Игорь Шувалов (российский политтехнолог, консультировавший Сергея Левочкина, в 2010-2014), YL — Юрий Левенец (политтехнолог, умер в 2013 году).
«В октябре 2014 года Манафорт отправил письма адресатам SL и RA, в которых описал «дорожную карту» Оппозиционного блока и план ребрендинга», — пишет ВВС.
Ранее сообщалось, что одного из лидеров Оппоблока, Юрия Бойко нынче готовят к президентским выборам несколько команд политтехнологов. Специалистов, якобы, подбирал Сергей Левочкин.
Теоретически, упоминания в скандале могли бы помешать Оппоблоку, но это не так. Политолог Руслан Бортник констатирует, что о своих президентских амбициях заявили уже более 15 украинских политиков, но реально включились в кампанию только двое – Петр Порошенко и Юлия Тимошенко.
«Если Юля пока больше играет со смыслами, то у Президента интенсивно разворачивают административные вертикали и электоральные горизонтали. В этот раз, похоже, что базой для избирательного штаба П. Порошенко на выборах 2019-го года станет не правительство (как планировалось ранее), а непосредственно Администрация Президента», — написал он в Facebook.
Накануне выборов дело Манафорта может сыграть злую шутку не с теми, чьи имена звучат в ходе разбирательств. Оно портит отношение власти с Белым домом, без поддержки которого выиграть выборы проблематично.
Алексей Якубин заявил в СМИ: «Дело Манафорта постоянно напоминает Трампу о том, что часть украинского политикума была задействована в ходе избирательной кампании против него, в том числе, возможно, действующий Президент…».