Афиши избранных кинотеатров предлагают некоторые фильмы – тоже для «избранных», чтобы немного остыть от ядовитых компьютерных и голливудских сказок наподобие «Оза: великого и ужасного». Наподобие премьерного проекта знаменитого режиссера Стивена Содерберга. От его фильма за версту несет медицинской терминологией — «Побочный эффект».
Дело в том, что г-н Содерберг приглашает своего зрителя в палату для душевнобольных. Его героиня Эмили (в этой роли Руни Мара, многим знакомая по блокбастеру «Девушка с тату дракона») находится в жуткой депрессии. Она нервная, издерганная. Болезненно переживает секс с мужем, недавно вернувшимся из тюрьмы. К тому же ночи без сна, постоянная тяга к острым режущим предметам… В общем, нож в этой истории сыграет роковую роль. Девушка будет приписана к психотерапевту (а в этой роли сам Джуд Лоу, в которого невозможно не влюбиться). И вот на свою голову этот же врач решится выписать ей недостаточно испытанный антидепрессант. Все бы ничего, только это лекарство предполагает непредсказуемый побочный эффект. Эмили тянет на подвиги!
Многие критики и зрители совершенно правильно заметили, что в этой своей картины Содерберг передает ироничный привет кинематографу 90-х. Когда многие из нас восхищались психодрамами с Шерон Стоун и Майклом Дугласом в «Основном инстинкте» Пола Верховена. До той эмоциональной и душераздирающей высоты, какая была в «Инстинкте» Содерберг, увы, не дотягивает. И фильм его не войдет ни в какие анналы – ни сексуальных триллеров, ни психологических драм. Впрочем, и задача у него иная. Подчистую выкорчевать эмоциональную сердечность, частенько присущую подобным сюжетам, чтобы возвести сценарий до уровня злой, техничной, ритмичной, холодной и формальной кинодрамы.
Это не значит, что фильм не стоит внимания. Как раз наоборот. За формализмом Содерберга – проявление универсального ремесла этого метра, его ловкость рук. Способность изысканно выстроить кадр, его упоение часто бессмысленными экранными диалогами. Его же добродушное подтрунивание над хичкоковским саспенсом и верховенским эротизмом. Не раскрывая все сюжетные карты, наподобие «а убийца вот эта блондинка», все-таки нужно заинтриговать читателя и направить по правильному пути. Да, опять ищите женщину! Она во всем виновата.
Правда, и мужчины в этом кино не промах… Как и сам Содерберг. Между прочим, снявший еще в 1989 году свой лучший фильм – «Секс, ложь и видео». В принципе, и последний, как он сам заявил, его проект «Побочный эффект» — тоже о сексе, тоже о лжи и чуть-чуть о психушке.