Поборы в школах, или Сдайте на кожаный плащ для учителя

«Подайте на пропитание государственной школе!» Этот девиз реализуется в той или иной степени практически в каждом учебном заведении. Где-то стыдливо, потупив глаза в пол, просят помощи, где-то нагло требуют свою долю из родительских заработков, а где-то, и это в лучшем случае, как говаривали в старом кино, существует «оплата по таксе». Почему так происходит, несмотря на огромные государственные субвенции, как с этим борются украинцы, и возможно ли спокойно учиться, не сдавая денег, разбирался корреспондент ГолосUA. 

Все ради лояльности

Не без преувеличения будет сказано, что поборы начинаются в садике. Как только ваше чадо берут, наконец, в садик, вы тут же попадаете на удочку. Оставляя ребенка, поначалу яростно сопротивляющегося изменениям в жизни, на незнакомых теть, вдруг соглашаетесь внести вступительный благотворительный взнос, скажем, на покупку кондиционера в актовый зал или на новую входную дверь. И вот она, радость — самая главная тетя вам улыбается!

Чтобы лояльными стали и те тети, которые непосредственно будут заниматься вашим «сокровищем», нужно безукоризненно выполнять все просьбы, как рецепт строгого врача. Вдруг собирают родительское собрание и вас уведомляют, что нужно малышам заменить чашечки, приобрести чайник, установить качественную сантехнику и батареи, обновить шкафчики, шторы, двери, потолки, ковры… Потребности могут быть разные, но обязательно под соусом «все во благо детей».

Те родители, которые усекли прямую взаимосвязь между тем, что дал, и тем, что получил в итоге ребенок — щедро раскошеливаются. В них просыпается инстинкт «я же мать». Но если вдруг у мам и пап нет возможности «вложиться», тогда нужно быть готовым к тому, что в семье начнут «ковыряться», и периодически будут рассказывать, что с вами что-то не так, и ребенок у вас не такой, как все дети, и живете вы неправильно.

Не стоит лукавить, но в том или ином виде это социальное явление паразитирует как в городах, так и в селах Украины.

Летом в Киев приезжала знакомая из Закарпатья и сокрушалась, что приходится регулярно нести в детсад деньги — ремонт, сантехника, стены, посуда. Родители покорно сдают, приговаривая: «Ради ребенка из-под земли найду». О жалобах речи вообще не идет. Более того, никто из них не хочет даже попытаться поднять вопрос финансирования садика — выделают деньги, не выделяют, никто не знает. В общем, пожаловалась мне знакомая, на том и разошлись.

Несколько недель назад обратилась за советом знакомая киевлянка, которая  устала быть банкоматом для садика. «С начала учебного года мы перешли в старшую группу. Группа досталась в печальном состоянии. Скинулись с родителями на ремонт (работа+материалы) потолков стен, мебели, сантехники, на посуду, на канцелярию и развитие. В общем, заново все строим. Садик по понятным причинам не может выделить средства», —  рассказала мне она. Как оказалось, на ремонт ушло 17 тысяч гривен. В классе 16 детишек. Молодая мама сказала, что, в принципе, деньги в садике никто принудительно сдавать не требует, и выбор только один — или попытаться что-то сделать, или пускай ребенок сидит в убитой группе. Но телодвижений со стороны руководства детсада тоже не наблюдалось. И вот она мне заявила, что ей все равно, что о ней будут думать воспитатели и другие родители, но она решила потратить время и приложить усилия, чтобы разобраться, кто виноват в плачевном состоянии помещения — или руководительница садика не слишком активно выбивает финансирование, либо денег никто не дает. 

О чем говорят на улице

Для объективности, вооружившись блокнотом и ручкой, отправилась в люди. Туманным осенним деньком оказалась на детской площадке в Парке Партизанской славы в Киеве. Мне захотелось расспросить мам, которые там бывают, есть ли поборы в их школах?

«Моя дочь учится во втором классе по системе «Росток». Каждый месяц сдаем по 100 гривен в фонд школы, и по 100 — на нужды класса. Кроме того, в прошлом году сделали ремонт в классе и приобрели кондиционер. Это было коллективное решение, принятое на родительском собрании. Но вопрос у меня только один — почему мы из своего кармана оплачиваем охрану 30 гривен с каждого ребенка в месяц, а всего их 30? В остальном — я вижу, куда идут деньги. Хотя — жаль, отчетов нет нормальных, а я сейчас развожусь, и они бы меня очень выручили», — рассказала мне белокурая женщина в голубой курточке, пока ее дочь собирала в парке опавшие листья.

На соседней скамеечке небольшой перекус мальчику и девочке как раз устраивали две мамы. Оказалось, эти дети учатся в одном классе. Мой разговор о поборах в школе мама девочки сразу пресекла словами: «У нас хорошая школа, и мы делаем все, чтобы детям было в ней комфортно, неважно, сколько денег на это нужно. И это все, что я могу вам сказать».

«Все, что мы сдаем — это все точно идет на потребности наших детей. И сколько бы по телевизору не говорили, что государство обеспечивает всем необходимым, все равно, я считаю, что не всем: оно не купит в класс мыло и туалетную бумагу, оно не купит подарочки  мальчикам на День казачества, девочкам — на Восьмое марта, и учителям — на День учителя и Новый год. А подарки — это приятно. Сколько мы сдаем — не скажу, но для блага своих детей — нам не жалко», — высказалась вторая мама, и, почувствовав себя неловко, я удалилась.

Рядом с детской площадкой на скамеечке наблюдала за детьми бабушка. Жительница Оболони, она привела внуков в этот парк по совету знакомых.

«Наши двое детей ходят в КМДШ — это платная школа. Дочь оплачивает за школу — и все. Больше никаких трат: ни для класса, ни на подарки, ни на цветы. Детей утром автобус забирает, вечером привозит. Их в школе три раза в день  кормят. Мы очень довольны всем, и откровенно вам скажу, мы не знаем никаких поборов», — высказалась женщина и побежала к своим внукам на  площадку.

На скамейке, уютно спрятавшейся в углу детской площадки, сидела женщина в возрасте примерно 50 лет. Она пришла в это место не со своими детьми, но и ей было что мне поведать: «Мой сын закончил школу в прошлом году, и я все время сдавала деньги. Последние несколько лет это было — 50 гривен на класс, и 50 на школу. Сумма вроде не такая большая, чтобы идти ругаться с кем-то, но, с другой стороны, школа же государственная. Я боялась идти против системы, а «складываться» на разные нужды — это уже система, как не крути. Я просто смирилась и молча сдавала на все, на что просили — чтобы не ставить своего сына под удар».

На выходе из парка повстречала женщину, которая возвращалась с прогулки с двумя внучками. Это дети ее дочери и сына. «Поборы ужасные! Девочки одногодки, но ходят в разные школы. Одна — в платный лицей стоимостью 11 тысяч гривен в год, а вторая — в обычную  государственную школу. Но деньги на подарки, текущие нужды класса и школы просят в двух учебных заведениях. В обычной школе в год примерно сдаем 5 тысяч гривен. Это все неофициально. То учительнице стол нужен был, то кресло с какими-то наворотами на колесиках, и теперь она не ходит по классу, а к партам подъезжает на этом кресле. Потом ей на кожаный плащ всем классом собирали, а потом — на серебряный сервиз. Вот захотелось ей! Если честно — все родители друг другу жалуются на эти поборы, тем не менее, все молча сдают. А еще приходится за продленку платить, и за каждый дополнительный урок учительницы. Вот дети с 14 до 17 на продленке, часто с ними студенты-практиканты сидят, тогда ни уроков сделанных, никакого толку. Это бесплатно. Если остается на продленку учительница, то на следующий день мы должны 120 гривен оплатить. Мое поколение не знало, что такое поборы. Когда сын и дочь учились, максимум — коробку конфет мы могли подарить учителю. Сейчас — сплошное вымогательство. Учительница все время придумывает, на что бы сдать. Мы терпим, так как боимся, что если пожалуемся, то внучку в школе затравят», — излила душу бабушка.

Исповедь о кожаном плаще для учительницы слегка меня ошарашила, хотя, наверное, бывает и не такое. И, наверное, мне не показалось, но на улице на эту тему люди не слишком открыто говорят. Они молча сдают деньги, по принципу «тише едешь — дальше будешь», и из кожи вон лезут, лишь бы чадо в школе никто не трогал.

Пока брела домой, пообщалась со знакомой из Ужгорода, чей ребенок тоже учится в начальной школе. Конкретно в их школе, как она подчеркнула, благодаря родителям, никаких поборов нет: «Сдаем раз в полгода примерно по 250 гривен — этой суммы хватает и на нужды класса, и на подарки детям на разные праздники, и на подарки учителям. Но я точно могу сказать, что все идет на действительно важные вещи, которые вряд ли стоит ждать от государства». 

«Взрыв» в соцсети 

 

Социальные сети — вот где «взрываются» родители, которых допекло. Не боясь общественного осуждения, наоборот, в поисках такой необходимой психологической поддержки и советов, как быть, открыто пишут мамы и папы о наболевшем. Многие изливают душу в тематической группе «Батьки SOS» в Facebook. Вот где собраны от «а» до «я» все проблемы современной образовательной системы.

Не стесняясь в выражениях, мамы и папы в этом месте активно делятся мнениями, наблюдениями и советами.

Вот что пишут украинцы (цитаты из комментариев):

Семен Семенов: «Честно скажу, меня с двумя детьми не трогают вообще… Уже….Мне плевать на эти БК или тройки-шестерки. Я четко и внятно попросил по таким вопросам меня не беспокоить и предложил сразу подавать на меня в суд….То ли судебная система у нас очень долгая, то ли еще что. Однако ко мне снизошли и разрешили не сдавать. Мои слова будут обидны, но… /> Если есть лох и он готов за вас платить, то хай платит….На такую грубую формулировку я пошел в надежде, что они начнут думать».

Alena Parfenova: «Не спішіть викладати свої гроші на миючі, коли на чергових батьківських зборах вам про це скажуть — можливо вони є у «таємній кімнаті» в школі. Це відео батьків 7 школи — виявляеться Солом‘янське РУО все закупило, але воно стояло у коморі, в звіті, правда, з батьків на миючі збирали».

Oksana Aldhahir: «И у нас так было! После того, как с директором поговорили-встретились в РУО, мыло нашлось и бумага появилась В КОНЦЕ УЧЕБНОГО ГОДА, оказывается, ничего не закончилось».

Anna Vladykina: «Мы так в первом классе сдали на парты. А потом узнали, что они в бомбоубежище школы стоят )))) При чем на пару лет вперёд для других классов и новых обдираловок».

Наталя Бадяк: У нас в этом году в фонд школы вообще не собирали, только РК в фонд класса и подарок в класс как прощальный, переходим в пятый, заканчиваем четвертый. И на подарки детям на День рождения больше не сдаем, учителю на день рождения и на день учителя брали с фонда класса — символично торт и цветы. Просто был случай — травили многодетную мать, и вымогали сдать за год 800 гривен, она позвонила на горячую линию, и всё, вопрос с фондами закрыт для всех. И теперь больше никто не жалуется, что денег на веники и на туалетную бумагу не хватает».

Елена Андреевна: «Уважаемые родители «вседлянашихдетей»! Вы если вкладываете в садик или школу — ставьте все на приход! То, что не выделяются из бюджета деньги — могут быть только слова. А если средства выделялись? Тогда заведующая берет ваши чеки и с заявлением несет в бухгалтерию, мол, не дождалась проплаты из казначейства и вложила свои, верните. И вернут. Заведующая заработает на вашей недалекости, а вы обеднеете по глупости».

Yuliya Korneychuk: «Не понимаю, почему люди, которые собирают эти взносы «это же для наших деток», думают,что они делают какое то благое дело? Ну решили, ну, молодцы. Это все по собственной инициативе, и нужно учитывать пожелания, возможности других родителей. И, в конце концов, понимать, что человек вправе отказаться, по каким-либо причинам, не участвовать в этом мероприятии. И все остальные должны это понимать!». 

Юлия Шовкун: «А меня интересует вопрос. почему родители, которые «не имеют финансовых возможностей» и желания хоть что-то сделать, своими руками воюют против родителей, которые переживают за своих детей и стараются обеспечить им достойные условия, а не пытаются решить эту проблему другим путем? Не идут к заведующей с вопросом, почему дети занимаются в непригодных условиях? Не идут в отдел образования/к мэру с требованиями сделать ремонт в коммунальном учреждении? Их устраивает, что их дети будут сидеть 5 дней в неделю в помещении, где рваный линолеум, пыль из-под полов и штукатурка сыпется на головы и основная проблема это то, что другие пытаются что-то сделать? Если не нравится решение большинства/РК — или идите в род. комитет и решайте что и как делать (а туда все так и пищат обычно, ибо знают, что это гемор) или переходите в тот сад/группу, где вас поддержат и всех устроит разруха в группе со всеми вытекающими (за разбитые головы, обострения аллергий на пыль и штукатурку на голове такие родители будут винить себя? Ага, первые же прилетят и облают воспитателя. А воспитатель тут заложник ситуации)».

Анастасия Самойлюк: «Это бесполезно. Я тоже пыталась, в ответ — отбрыкивания, что я не права, «нам же сказали, денег нет». В итоге меня просто стали игнорировать в чате, типа меня нет ))) У большинства людей есть просто патологическая потребность сдавать)) Мне кажется, они чувствуют участие и собственную значимость таким образом, и укоренился еще в голове тезис, что мы живем в ужасном государстве и должны делать все сами. Другого объяснения мне на ум не приходит».

Маша Пархоменко: «У нас та же история в группе))) РК сетует — ведь уже октябрь, а фонд школы сдали только 4), что меня лично радует). Может, дойдёт до людей…»

Елена Дорофеева: «Перевод ребёнка в другой сад не решит проблему т.к. она везде одинаковая. Всему виной — менталитет большинства родителей: больше сдадим — лучше будут относиться».

Читайте также по теме