Димитрий Бабич
06:58 07/03/2013

Почем еврокризис для Украины?

Сегодня все больше экспертов склонны констатировать: финансовые проблемы, захлестнувшие большинство стран Европейского Союза, продемонстрировали хрупкость, несостоятельность и даже нежизнеспособность такого искусственного образования, как ЕС. О возможном выходе из его состава недавно заявила Великобритания. Требование ограничить действие целого ряда законов Объединенной Европы выдвинула Испания. В Болгарии массовые акции протеста населения, недовольного ростом цен на электроэнергию по стандартам Евросоюза, привели к кровопролитию и отставке правительства. Информация о недовольстве обнищавших жителей Греции и Латвии и вовсе перестала быть сенсацией. Предполагается, что в самое ближайшее время свой ультиматум Брюсселю выдвинут Италия, Португалия и Люксембург. На этом фоне активное стремление украинской власти как можно быстрее и эффективнее интегрироваться во все без исключения структуры ЕС выглядит более чем странным…

КИЕВ РАЗДЕЛИТ ФИНАНСОВОЕ БРЕМЯ ЕВРОПЫ 

Не так давно на брифинге в Брюсселе президент Евросовета – высшего политического органа ЕС — Херман ван Ромпей довольно жестко заявил: если Украина подпишет с Объединенной Европой Соглашение об ассоциации, ей придется разделить со своими западными партнерами всю тяжесть экономического кризиса. Дескать, в связях с Европейским Союзом Киеву не стоит искать преференций. И – далее по тексту: нам (Европе и Украине) предстоят нелегкие времена, но с проблемами мы наверняка справимся. На чем основан оптимизм последней фразы ван Ромпея, неизвестно. Как отмечают западные эксперты, рассчитывать на то, что восстановление экономик затронутых рецессией стран ЕС начнется в течение ближайших пяти лет, не приходится.

И здесь начинается первый негативный посыл для Украины. Все дело в том, что объемы потребления и цены на товары и сырье, импортируемые Киевом на европейские рынки, зависят исключительно от финансовой стабильности в отдельно взятой стране еврозоны. Более того, экономические эксперты прогнозируют спад мировых цен на сталь, что наверняка нанесет сокрушительный удар по украинским металлургическим предприятиям. Но и это еще не все. Единственная, ориентированная на экспорт отрасль, давшая в прошлом году показатель роста – химическая промышленность, производство которой стимулировалось высоким спросом на удобрения, также понесет серьезные убытки. Проблема заключается в том, что европейские химкомбинаты, и без того несущие пресловутые убытки, активно демпингуют свою продукцию.

«Получается парадоксальная ситуация, — сказал "ГолосUA" аналитик международной мониторинговой группы «JSS Searching» Владимир Мищенко. – Еще не будучи ни членом Евросоюза, ни участником еврозоны, Украина серьезно страдает от экономического кризиса, разразившегося в ЕС. Не это ли повод задуматься над перспективами масштабной интеграции Киева в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, где кризиса нет и в помине, а украинские товары и сырье пользуются заслуженным спросом?».

ВХОД В ЛАБИРИНТ 

Еще одной серьезной проблемой, с которой будет продолжать сталкиваться Украина из-за европейского кризиса – это нестабильность гривни и повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

«Необходимо помнить, что Евросоюз является кредитором нашей страны, — сказал на пресс-конференции в Киеве директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. — Около $100 млрд кредитов украинского частного сектора — в немалой степени это кредиты из Евросоюза. Ухудшение ситуации там не добавляет шансовдля украинской экономики. Так, ситуация с рефинансированием наших долгов, сделанных в ЕС, может быть ухудшена». Поясняя свою мысль, Устенко отметил, что украинская экономика, настойчиво боровшаяся за европейские инвестиции, стала крайне зависимой от финансовой ситуации в Евросоюзе, и малейшее колебание обстановки в «худшую сторону» непременно будет сказываться на положении дел в Украине.

Это мнение полностью разделяют и европейские финансисты. «Образно выражаясь, сегодня еврозона представляет для Украины некую группу риска, — сказал "ГолосUA" известный французский экономист Анри Катро. – Сейчас никто не может дать гарантии европейской экономической стабильности, и уж тем более никто не может поручиться, что некоторые страны или в нынешнем, или в будущем году покинут еврозону. Так что для Киева подписание интеграционных документов с ЕС – это вход в лабиринт».

Так сколько все-таки ежегодно теряет Украина из-за европейского кризиса? Как оказалось, четкой статистики по этой теме попросту нет. Различные консалтинговые группы представляют свои данные, которые, как оказывается, порой отличаются в разы. «Если брать так называемые «средние показатели», то можно назвать цифру в $100–300 млн, — отмечает Владимир Мищенко. – Однако эти показатели неокончательные: все будет зависеть опять-таки от обстановки в Евросоюзе, в котором стабильности нет…».

Читайте также по теме