Я — мать двоих дочерей. В шутку всегда говорю: мои дети есть плодами разных эпох — старшая советской, а младшая независимой Украины. Но речь пойдет не о державном строе, а о системе обучения наших отпрысков. И тогда, и сейчас Основным Законом им гарантировано право на получение обязательного среднего образования. А если прописано в Конституции, значит, обеспечивать материально должно государство. Так ли это на самом деле?
Рожденная в СССР, старшая дочь пошла в школу в тяжелые для молодой нашей страны 1990-е. Да, тогда мы учились быть самостоятельными: меняли программы, издавали учебники, «кроили» на свой манер предметы и изучаемые темы. Хорошо это или плохо — споры продолжаются и сейчас. Но… В то время еще был в строю «золотой запас» педагогов, получивших образование и опыт в такой ненавистной нам развалившейся стране. Учителя с великим удовольствием (заметьте — бесплатно) передавали свои знания и опыт ученикам. Сколько взаимной любви и уважения было в тандеме школьник-педагог! Конечно, в знак благодарности мы, родители, «одаривали» наставников наших чад. Хотя с позиции сегодняшнего дня эти подношения вызывают ироническую улыбку. Что такое коробка конфет к 8 Марта или букет цветов ко Дню учителя по сравнению с тысячами, требуемыми тетеньками (не поворачивается язык называть их педагогами!) ныне!
Прошло время, и надо было определяться со школой для младшенькой. Мы долго не думали и выбрали то же самое учебное заведение. Тем более, что в нем младшие классы занимались в отдельном здании. И тут я ощутила все «прелести» «новой» системы образования: появились тарифы на услуги и заказы на подарки. Первое — так называемый вступительный взнос (якобы на ремонт и благоустройство). На то время, 2003 год, сумма была незначительной — 200 гривен.
Затем начались новые поборы: помимо этих денег за родительский счет был сделан ремонт в нашем классе (а это, на минуточку, четыре полноценных помещения — холл, непосредственно учебная комната, спальня и туалет, в котором мы заменили даже сантехнику). Но этим дело не закончилось. Завуч «маленькой» школы, видя нашу платежеспособность, требовала от нас еще больших капиталовложений — пришлось купить жалюзи на окна в коридорах. Бедная наша учительница, когда приближался очередной праздник, умоляла нас не дарить лично ей ничего, а лучше удовлетворить желания ее босса.
Директриса всегда хотела только денег, ведь она купит то, что ей нужно (суммы были разными — от 200 до 500 гривен). Причем купюры в конверт следовало класть исключительно крупные и новые. А еще — цветы: обязательно розы и только нежно-розового цвета величиной с ее рост! Когда в один из таких моментов мне довелось быть членом поздравляющей делегации, завуч немного смутилась, поскольку я вела войну с такими поборами: «Ой, мы так много делаем для ваших деток…» На что последовал ответ с моей стороны: «Да, но, согласитесь, не бесплатно!»
Через четыре года, в 2007-м, мы пошли в «большую» школу, которая к тому времени уже называлась гимназией. Именно называлась — ведь в городском реестре она осталась общеобразовательным учебным заведением №… О существенной разнице этих статусов — чуть позже. А пока о взносах: первичный — 400 гривен, ежемесячная плата в фонд школы 50 гривен. Хочу заметить: на «Дне открытых дверей» дирекция уверяла, что последняя сумма будет неизменной. Не тут-то было: сегодня мы уже платим по 150 гривен, поскольку «повысились цены на коммунальные услуги»!
Еще существует внутриклассный бюджет. На сегодня каждый из нас за семестр должен пожертвовать в него 450 гривен: 450*2*17 (количество учеников) — в итоге получается сумма 15 300! Из этого резерва делаются подарки учителям, закупаются канцтовары, бытовая химия, питьевая вода и прочее. Помимо этого, опять-таки за родительский счет, произвели ремонт закрепленного за нами кабинета: поставили металлопластиковые окна, поменяли освещение, электропроводку, сделали подвесные потолки, поставили бронированную (!) дверь, купили фотоаппарат, видеодвойку, новую доску, обогреватели (и это все за один учебный год!) Классный руководитель хотела еще гипсокартоном обшить стены, поскольку они были не идеально ровными. Вот тут я уже возмутилась: а куда же идут деньги из фонда школы? Меня дирекция начала совестить: мол, вы не заботитесь о своем ребенке, не думаете, в каких условиях ему предстоит учиться. Позвольте, но это же государственная школа, на которую выделяются определенные средства!
А теперь вернемся к статусу гимназии. Оказывается, есть предписание, что из бюджета выделяются средства для обычных общеобразовательных школ, а всякие там гимназии и лицеи должны обеспечивать себя сами. Для этого и создаются так называемые добровольные фонды. Но если они добровольные, то почему тогда существует определенная такса? Правда, к чести этих господ — квитанции нам выдают, хотя от этого не становится легче: если мы делаем взносы, то почему должны за дополнительную плату делать ремонты?
А теперь поговорим о качестве учебы, вернее об его отсутствии. Большая часть нынешних учителей на уроках практически не умеет изложить материал доходчиво, не способна заинтересовать детей своим предметом. Во время занятий они решают свои проблемы по телефону, хотя детям запрещено пользоваться мобильными. Так что приходится дополнительно заниматься с репетиторами, а это еще минус 300 гривен из семейного бюджета еженедельно. В итоге получается, что «бесплатное» обучение ребенка в нашей гимназии в этом году обошлось мне в 14 400 гривен (или же почти полторы тысячи в месяц, поскольку нынче учебный процесс заканчивается уже в мае).
На носу экзамены. Вчера узнала, что предстоит еще оплатить хороший результат, причем деньги — вперед, а после каждой сдачи — требуют накрыть стол, даже ассортимент блюд эти тетушки от образования указали. Конечно, удивили своим избирательным вкусом к напиткам — три бутылки коньяку!
Взвесив все «за» и «против», решили не идти в 10-й — будем поступать в колледж, но не в «бесплатный» государственный! Лучше уж платить, но официально тому учебному заведению, в котором уже есть прекрасная материально-техническая база — я уже устала поднимать престиж школ за семейный бюджет.
И еще один небольшой вывод для себя и совет для других родителей: не стоит гоняться за «громкими» названиями и красивыми статусами. Поверьте моему опыту — как правило, на красивой вывеске весь учебный процесс и заканчивается.