Димитрий Бабич
05:05 23/05/2012

Почем внутренние органы от народа?

На мировом черном рынке торговля человеческими органами — едва ли не самый прибыльный бизнес. Практически все, начиная от «охотников за донорами» и заканчивая хирургами-трансплантологами, при «грамотно поставленной работе» за пару месяцев становятся миллионерами. А их жертвы, из-за крайней нищеты рискнувшие лечь под скальпель, в лучшем случае остаются инвалидами. По данным экспертов ООН, число пострадавших от таких подпольных операций исчисляется тысячами! Отдельная статистика ведется по выходцам из стран СНГ, в частности — из Украины тоже.

РАЗВОД «ПО-МОСКОВСКИ»

Эту историю из своей жизни Наталья Ивановна запомнит навсегда. Не забыть ей гнетущее чувство безысходности, проявление страха и неуверенности в правильности принятого решения, переживаний за судьбы близких и, наконец, ощущение пустоты. Она позвонила человеку, представившемуся в интернет-объявлении Павлом Павловичем, нуждающимся в пересадке почки. Ее поразила боль адресанта: «Предлагаю донору 120 тысяч евро, счет идет на дни, нужна срочная операция». В периодически прерывающихся телефонных беседах (больной находился на процедурах в элитной клинике) Павел Павлович клятвенно заверял, что оплатит Наталье Ивановне, жительнице провинциального городка, билет до Москвы, где сразу выдаст ей аванс 40 тысяч евро.

Но где она, уже немолодая женщина, будет хранить эти деньги в российской столице? Открыть банковскую ячейку ей нельзя по определению — гражданам иностранных государств такие услуги не предоставляются. А перечислить сумму на кредитную карточку можно лишь частями: пациента отпускают из клиники всего на один час, других вариантов «организующая сторона» не рассматривает.

И вдруг эта самая «сторона» находит выход: дескать, пусть потенциальный донор отправит на определенное имя 200 долларов — для человека, который привезет ей вознаграждение поездом. Ни на какой другой вариант, скажем, можно было взять определенную сумму из «гонорара» и вручить ее «посыльному», Павел Павлович не согласился. Женщина, испытывающая тяжелейшие финансовые трудности, таки отыскала необходимые деньги и отправила их. После уведомления о получении тех 200 долларов мнимый больной пропал. Едва сводящая концы с концами Наталья Ивановна еще глубже погрузилась в долговую яму.

— Героине этой истории, можно сказать, еще повезло, — комментирует психолог-криминалист Аркадий Тильман из Москвы. — Она столкнулась с классического рода мошенником, коих в последнее время сотни, если не тысячи. Это — ставший уже обычным случай телефонного мошенничества. Такие «Павлы Павловичи» способны «вести» по телефону сразу несколько групп потенциальных жертв, зарабатывая при этом от пяти до десяти тысяч долларов в день.

ПЛАТА ПО СЧЕТУ

Но спекуляция на желании доноров разбогатеть любой ценой — путь меньшего греха по сравнению с преступлениями, совершенными над теми, кто все-таки оказался на операционном столе подпольных хирургов.

Сейчас никто не может точно назвать, сколько украинцев пострадало от «черных трансплантологов». Ведь большинство из них молчит: то ли по личным причинам, то ли их запугали местные или даже международные криминальные дельцы. Как правило, истории жертв похожи: находясь на грани выживания, они стали относительно легкой добычей «охотников за донорами».

Принцип работы последних, как объяснил нам эксперт в области юриспруденции, предельно прост: потенциальному донору предлагается за определенную сумму продать почку, часть печени или другие внутренние органы в некую клинику, где их ожидает пациент с соответствующей патологией. На самом деле, такие операции по пересадке представляют собой целый цикл анализов, процедур, непосредственно хирургического вмешательства и, наконец, длительной реабилитации. Иногда тяжелобольному приходится ожидать своей очереди годами. Этим и пользуются нечистые на руку дельцы, «всегда готовые» предоставить на этом рынке свои услуги с учетом постоянного спроса.

Скажем, потенциальный реципиент платит за новый орган 140 тысяч евро. Из этих денег группа врачей получает примерно половину, львиная доля другой части достается «посредникам» и лишь малая толика перепадает самому донору. Следует отметить, что подобный вид хирургической практики в Украине запрещен — за нелегальную торговлю органами предусмотрено наказание вплоть до лишения свободы до семи лет. Трансплантологические операции в нашей стране проводятся исключительно в клиниках самой высокой аккредитации, каковых на данный момент всего пять. Поэтому большинство теневых дельцов предлагает тем же украинцам и россиянам лечь под скальпель не в Киеве, Днепропетровске или Москве и Новосибирске, а в Анкаре, Стамбуле, даже в Мюнхене. Вот и пестрит интернет объявлениями типа «Куплю почку. Дорого. Выезд за рубеж — за мой счет».

Каковым зачастую бывает этот счет – можно судить по истории бывшей полтавчанки Ирины М., на основе конфиденциальности согласившейся описать корреспонденту «ГолосUA» процесс получения «гонорара». «Мне купили билет на один из турецких курортов, — вспоминает она. – Сказали, что так будет проще. Деньги за мою проданную почку я получу наличными и без всяких налогов. В анатолийском аэропорту меня встретили. Отвезли в какую-то захудалую сельскую больницу, где после долгого обследования страшного вида люди в белых халатах начали приготовление к операции. В тот момент я потеряла сознание». В настоящее время Ирина в Международном суде выступает свидетелем по делу «нелегалов» — в результате хирургического вмешательства она лишилась не только почки, но и нескольких пальцев рук. За издевательство над собой теперешний инвалид получила тысячу долларов и обратный билет на родину со словами «с..ка, скажи спасибо, что тебя не расчленили полностью…»

ВИНОВНЫХ НЕТ

Заметьте, что шансов на полную реабилитацию инвалидов, подобных Ирине, даже в международных структурах попросту нет. Ведь римское право, взятое за основу законодательства в большинстве стран мира, закрепляет за каждым человеком обязанность лично отвечать за совершенные им поступки. Так что у «добровольных» жертв «черных» трансплантологов возможность упечь своих обидчиков за решетку приравнивается к нулю.

«Порой очень тяжело доказать, что обманутые доноры действительно хотят восстановить истину, — говорит Аркадий Тильман. – Большинство из пострадавших таит это в себе». А напрасно. В настоящее время Международный суд в Гааге пытается выяснить, действительно ли на территории Косово в 1999–2007 гг. проводились незаконные операции по изъятию внутренних органов, осуществляемых в Приштине. Согласно официальной информации, именно тогда турецкий хирург Юсеф Сенмез провел сотни операций по нелегальному изъятию почек, части печени, фрагментов бедер и конечностей у бедняков, соглашавшихся на собственное членовредительство из-за денег. В списке жертв Сенмеза, который пока еще на свободе из-за недостатка обвинительных свидетельств, по меньшей мере две наших соотечественницы. Международные структуры разыскивают этих украинок ради их же блага, но в том, что жертвы подонков дадут о себе знать, можно только сомневаться…

КСТАТИ

Настоящий международный скандал, связанный с якобы незаконными операциями по изъятию человеческих органов, разразился в Украине в 2010-м году. Тогда группу известных киевских специалистов, представляющих клинику Шалимова, включая хирургов и анестезиологов, обвинили в «деятельности, противоречащей клятве Гиппократа». Следствие пыталось доказать, что «отдельные врачи» выступали посредниками между богатыми западными клиентами и украинскими донорами и изымали у последних за мизерное финансовое вознаграждение почки, части печени и даже кожный покров. Сегодня представители Генпрокуратуры Украины уверены в возможности привлечь к уголовной ответственности всех медиков, так или иначе заподозренных в «черной трансплантологии». Имена потенциальных виновных, в настоящее время находящихся в СИЗО и под домашним арестом, а также их гонорары остаются служебной тайной силовиков. 

Читайте также по теме