Андрей Кислов
06:00 09/10/2014

Почему «Батькивщина» Тимошенко теряет электорат (ИНФОГРАФИКА)

Политсила Юлии Тимошенко идет на выборы без социально-экономической программы, но с требованием вступления страны в НАТО. Эксперты объясняют это короткой избирательной кампанией, при которой, дескать, нет времени доносить до избирателей «второстепенные идеи». Но «Батькивщина» не забыла побеспокоиться о правах парламентской оппозиции, и это позволяет судить о политических планах Тимошенко. Им может помешать сокращение электората, который «растаскивают» бывшие союзники.

Технология короткой кампании

Предвыборная программа партии «Батькивщина» не содержит планов по преодолению бедности, не упоминает  социальные гарантии).

В нынешней предвыборной программе под названием «Украина победит!» содержится требование вступления в НАТО, переоснащения армии по НАТОвским стандартам. Партия Тимошенко требует создания ставки верховного главнокомандования, «очистки армии от предателей».

Она требует отмены закона об особом порядке местного самоуправления на Донбассе и отмены амнистии участников вооруженного противостояния. Декларирует жесткое противостояние с Россией.

Политтехнолог Тарас Березовец, который ранее составлял предвыборные программы для Тимошенко,  объясняет это особенностями короткой избирательной кампании.

«Юлия Владимировна опытный популист, и она чутко отреагировала на данные социсследований, которые демонстрируют популярность идеи вступления в НАТО. Она решила сконцентрироваться на страхе перед войной, и отказаться от отвлекающих месседжей. 

Ведь по законам политтехнологии для внедрения в сознание избирателя каждого месседжа требуется шесть недель, а нынешняя избирательная компания слишком коротка для второстепенных идей», — сказал Березовец.

Страх вместо пенсии

Борясь за президентский пост в мае, Тимошенко обещала внедрить накопительную пенсионную систему, постепенно увеличить прожиточный минимум до уровня «реалий современной жизни», запретить взимание пени за ЖКХ. Теперь она этого не обещает.

«Это периферийные темы в нынешней кампании»- утверждает Тарас Березовец: «Электорат Тимошенко- жители сельских районов и городов с населением до 30 тысяч жителей в центральной, западной и южной Украине.

В основном за нее голосуют женщины в возрасте 50+. Раньше им обещали выплаты сбережений сбербанка СССР, повышение зарплат и пенсий. А сегодня страх перед войной у них вышел на первый план, а сохранение жизненных стандартов интересует меньше».

Отметим, что в ходе президентской кампании 2010 года в электорате кандидата в президенты Юлии Тимошенко количество женщин значительно превышало количество мужчин — 62,1% против 37,9%.

При этом, мужчины охотнее отдавали голоса за Арсения Яценюка, который возглавил «Батькивщыну» на выборах 2012 года, пока Тимошенко находилась в заключении.

decoding="async" alt="" src="/images/items/2014-10/09/0HaAODmfj1UMGKsA/image/1.jpg" />

Программа оппозиционной «Батькивщины»

Несмотря на короткую кампанию, якобы не оставляющую места для большого числа месседжей, политсила Тимошенко заботится о правах будущей оппозиции.

Предвыборная программа «Батькивщины» декларирует принятие закона о парламентской оппозиции с правом назначать главу Счетной палаты.

В каждом министерстве и ведомстве предлагается создание независимого общественного совета с правом блокирующего голоса. Люстрация должна распространяться не только на чиновников (как теперь), но и на депутатов.

Руководитель аналитического центра «Третий сектор» Андрей Золотарев, считает, что партия Тимошенко становится в оппозицию к нынешней власти.

«Юлия Тимошенко в своей программе обрисовала штрихами формирование демократической оппозиции, но время уже упущено. В целом, она ушла в абстрактное политиканство, не затрагивая жизненно-важных тем.

 Партия не предложила ни социально- экономической программы, ни обновленного образа лидера. «Батькивщина» — самая проблемная политсила нынешних выборов. Она пытается встать в оппозицию к власти, в целом от нее не отличаясь», — сказал он.

Гуд-бай, бабушки

Андрей Золотарев отмечает сокращение электорального поля «Батькивщины».

«Проиграв президентские выборы, когда рейтинг «Батькивщины» оказался выше рейтинга самой Тимошенко, она не сделала серьезных выводов. Проигрыш привел лишь к конфликту с Арсением Яценюком и Александром Турчиновым.

Теперь традиционный электорат «Батькивщины» «растаскивают» «Народный фронт» Яценюка и Турчинова, «Гражданская позиция» депутата от «Батькивщины» Анатолия Гриценко, Блок Петра Порошенко. А сельских бабушек «увел» у Тимошенко Олег Ляшко», — сказал эксперт.

Он считает, что партия Юлии Тимошенко может рассчитывать лишь на «остаточный электорат».

С газом неудобно получилось

На выборах 2010 года Тимошенко обещала добиться энергетической независимости страны. Планировала развитие энергосберегающих технологий. А главным энергоресурсом страны называла уголь. Его Тимошенко планировала сжигать в виде водно-угольной смеси.

После того, как Тимошенко посадили, за превышение полномочий при заключении газового контакта с Россией, «Батькивщина» продолжила заявлять, что национальным приоритетом является избавление от зависимости от дорогого российского газа.  На потребности ЖКХ и домовладений партийцы предложили направлять газ отечественной добычи.

Выйдя на свободу, Юлия Тимошенко потребовала увеличить добычу украинской нефти и газа. А в новой программе «Батькивщины» уже нет слов «газ», «энергетическая независимость» и т.п.

«На затянувшихся газовых переговорах правительство Яценюка добивается пересмотра цены на российский газ, установленной контрактом Тимошенко в 2009 году.

В июне, после окончания президентских выборов, Украина вообще перестала получать газ из России, поскольку отказалась платить по такой высокой цене.

Теперь  Тимошенко невыгодно упоминание о каких-либо энергетических программах, ведь сразу возникает вопрос о том, откуда взялась цена газа по 485 долларов за тысячу кубометров» — сказал Андрей Золотарев.

Он отметил, что политсила Юлии Тимошенко оказывается в проигрышном положении накануне отопительного сезона, когда запасов газа в стране не хватает.

Читайте также по теме