Почему билеты «Укрзализныци» постоянно дорожают

Осенью 2015 года Государственная администрация железнодорожного транспорта Украины («Укрзализныця») по документам стала публичным акционерным обществом «Українська залізниця» (УЗ). Ранее руководство УЗ обещало, что после реформирования структуры тарифы на перевозки начнут снижаться. Но билеты продолжают дорожать, хотя белье пассажирам кое-где подают влажным, в вагонах много пыли и, в общем, сервис оставляет желать лучшего…

Сезон подорожания железнодорожных перевозок

Корреспондент ГолосUA предпринял попытку разобраться в причинах, которые обусловили постоянное подорожание услуг «УЗ».

Можно предположить, что «у руля» в «Укрзализныце» несколько лет подряд пребывали люди, которые просто не могли грамотно просчитать затраты на организацию пассажироперевозок дальнего следования и ставили заведомо убыточные цены на билеты по причине собственного финансово-хозяйственного невежества. В связи с этим тарифы повышали, стремясь успеть за растущей инфляцией, подорожанием электроэнергии и комплектующих запчастей.

Это продолжается уже несколько лет подряд. Так, только в 2013 году с 16 июля стоимость перевозок по железной дороге во внутреннем сообщении (плацкарт, купе) повысилась на 10%, потом с 1 октября цену билетов подняли еще на 10%. В международном сообщении с 16 июля 2013 года во всех категориях вагонов, кроме СВ, стоимость увеличилась на 5%. Следующее повышение в этой категории перевозок провели с 1 октября 2013 года — на 5%. 

В 2014 году цены «УЗ» на билеты для пассажиров тоже подняли на 10%.  При этом начальник управления аналитики главного управления перевозок «Укрзализныци» Николай Топчиев заявил журналистам, что пассажиры практически не ощутят этого подорожания. По его словам, с 1 октября 2014 года вступил в силу новый календарный коэффициент индексации стоимости проезда в пассажирских поездах. Поэтомуосенью цена на проезд железнодорожным транспортом стала ниже, чем в июне-августе проходящего года, когда действовал календарный коэффициент 1,07, заявил чиновник в комментарии информационном агентству «Укринформ».

В 2015 году мы увидели, что тенденция подорожания неизменна: цены на проезд в поездах «Укрзализныци» с 1 марта поднялись на 6%, с 1 апреля – на 7%, с 1 мая – на 6,5%. Это официальные данные пресс-службы Госадминистрации железнодорожного транспорта. То есть только в 2015 году расценки для пассажиров увеличились на 21%.

В пресс-службе «УЗ» пояснили: цены подняли не корысти ради, а потому, что нужно уменьшить перекрестное субсидирование пассажирских перевозокза счет грузовых и таким образом уменьшить нагрузку на бизнес, госструктуры, которые пользуются услугами транспортировки грузов.

Но и в сфере транспортировки грузов также время от времени повышаются цены. Видимо, себестоимость пассажироперевозок неуклонно растет и это требует увеличивать суммы перекрестного субсидирования. Так, с 1 февраля 2015 года тарифы на доставку грузов по железной дороге повысились на 30%, а с марта этого года – еще на 25%. Член комитета Верховной Рады по вопросам транспорта Владимир Гусак выразил журналистам мнение, что это слишком резкое повышение тарифов. При этом он напомнил: данное подорожание вводилось в период, когда не был назначен состав постоянной дирекции «УЗ» и нет постоянной администрации. Соответственно, за последствием изменения тарифов следить некому, считает В. Гусак, пишет веб-ресурс RBN.

Финансовый голод в «УЗ» и грязь в поездах

Осенью 2015 года замминистра инфраструктуры Украины Владимир Шульмейстер отметил, что сейчас «УЗ» намерена в очередной раз повысить тарифы на грузоперевозки. По его словам, на протяжении 5-ти последних лет Госадминистрация железнодорожного транспорта не получала достаточного финансирования и теперь у структуры не хватает средств, сообщила пресс-служба «Укрзализныци».

Выходит, предыдущие повышения цены билетов для пассажиров прошло впустую: для компенсации себестоимости пассажирских поездок все еще нужны средства от оплаты грузов бизнеса. Как уже говорилось, на пассажирские билеты украинской железной дороги два года подряд повышались цены только ради того, чтобы снизить нагрузку на фирмы, которые транспортируют товары посредством «Укрзализныци». Другими словами, из кошельков граждан стали брать больше денег, чтобы уменьшить объемы перекрестного субсидирования. А перекрестное субсидирование, как объясняют эксперты, применяется, когда предприятия, перевозящие грузы по железной дороге, частично оплачивают реальную стоимость пассажирских билетов на поезда.

Но в то время, как билеты дорожали, пассажиры поездов «Укрзализныци» снова и снова сталкивались с тем, что в вагонах – пыльно, в туалетах — грязно, возле спальных мест не работают кондиционеры. Получается, за билет, будьте любезны, заплатите на несколько десятков гривен больше, а чистоту, комфорт вам не гарантируют.

На сайте spr.ua возмущенные подорожанием билетов и антисанитарией в вагонах украинцы оставили свои комментарии. Жалобы на отсутствие чистоты поступали в 2011, 2012, 2013, 2014, 2015 годах. Это значит, что на протяжении нескольких лет проблема сервиса и чистоты в вагонах «УЗ» не была решена.

Так, в 2011 году Анатолий Кунаев написал, что летом ездил в Крым с друзьями, за билет каждый заплатил по 111 грн. Парни рассчитывали на комфорт во время вояжа, но промучились всю ночь от жары.

«Взяли билеты на поезд 89/90 Днепропетровск — Симферополь. Все было хорошо, кроме полного отсутствия комфортных условий в поезде. Температура в вагоне ночью достигала 28 градусов. Спать было невозможно». Проводники сказали, что проветрить нельзя – окна не открываются, а кондиционеры не работают.

В 2012 году пассажир Тамара Киселева написала о впечатлениях отпоезда«Укрзализныци» следующее:  «Если поезд и вагон фирменные, то почему не работает кондиционер, плохо убираются вагоны, в туалетах грязь?В чем «фирменность» — в цене?».

Летом 2013 года пассажир Виталий сообщил, что в вагоне увидел тараканов. «Сейчас еду в поезде Сумы-Киев, это ужас какой-то! Куча тараканов, они повсюду, это невыносимо противно!Спросил проводника, знает ли он, что в поезде тараканы, он спокойно ответил, что не видел, я ему показал и он также спокойно сказал: «Ну что жея сделаю, я вижу». Делайте что-то с этим или попробуйте сами ездить в таких условиях», — пожаловался клиент «Укрзализныци».  

Весной 2013 года женщина-пассажир, ехавшая на поезде «Киев-Кисловодск», была возмущена тем, что в вагоне – очень пыльно и ночью из-за криков менял денег трудно было уснуть.

«Ехала 14 мая поездом Киев-Кисловодск. Ужас. Сутки в дороге — ни единой влажной уборки. Чай — 5 грн стакан. Окна без штор,  кондиционера нет, а цена за билет в плацкарте на верхней полке — 560 грн. А на обратном пути, сразу с украинской границы около1:00часа ночи по вагону начали ходить менялы денег. Все равно, что не в поезде едешь, а находишься на базарной площади. Беспредел полнейший!».

В 2014 году пассажир «УЗ» столкнулся с незаконным требованием сотрудника багажного отделения: он предложил человеку, который уже приобрел билет и заплатил за провоз груза в кассе, доплатить 50 грн за то, чтобы груз был доставлен в сохранности.

«Я сдавал в Киеве для отправки в Днепропетровск груз в багажный вагон 18.04.14. Мне открыто заявил приемосдатчик, что я должен не только оплатить в кассе провоз груза, но и заплатить ему лично 50 грн за место, чтобы мой груз доехал в целости до пункта назначения! Я заплатил. Но история имела продолжение в Днепропетровске. Получатель моего груза отзвонился мне и сказал, что и с него приемосдатчик багажного вагона взял деньги за доставку груза. Хочу спросить руководство «Укрзализныци»: вы руководите государственным предприятием или это частная лавочка? Почему я должен платить не только в кассу за провоз груза, но и вашим работникам багажного вагона?», — написал возмущенный украинец.

В 2015 году на указанном сайте есть две записи с претензиями к качеству сервиса «Укрзализныци».

В октябре мужчина, ехавший в поезде, пожаловался на грязное белье, антисанитарию, грубость проводников. «Хочу «поклониться»нашим работникам железнойдороги! Более ужасного обслуживания я не видел ни в одной сфере! Постель в моче, крови и других неизвестных жидкостях! Проводницы с перегаром, очень «приветливые». Грязные туалеты,наполках -слой грязи!», — написал он.

В ноябре текущего года на ту же грязь в вагонах пожаловалась еще одна женщина-пассажир «УЗ». «Во-первых, антисанитария! Как зэков возят! Во-вторых, ни одна розетка не работает в вагоне, потому что кондуктора зарабатывают на этом, купив себе тройник! Билеты повышают, а качество уходит вниз! Что за страх, товарищи?! Когда же все этобудет доступно пассажирам?! Когда будет чисто и какая Европа, о чем вы говорите? Что у нас творится? Никому мы, пассажиры,не нужны. Товарищи толстопузые, просим вас, пожалуйста, не крадите деньги у народа», — написала она.

«УЗ» vs пассажиры: обратная связь

В «Укрзализныце» пояснили, что пытаются улучшить качество сервиса и обеспечить пассажиров комфортными условиями.

Например, за период с 1 августа по 23 октября 2015 «Укрзализныця» получила 128 055 комплектов постельного белья, которые распределены по пассажирским поездам структурных подразделений «УЗ», говорится в официальном ответе.

Но, оказывается, в «УЗ» есть и другие затраты, которые, по мнению структуры, влияют на качество сервиса и провоцируют подорожание билетов. Например, организована работа «горячих телефонных линий» для приема устных жалоб на нерадивых сотрудников «УЗ» —   «Стоп коррупция» — 0-800-50-3222 и «Качество и сервис» — 0-800-50-3111. Кроме того, для создания комфортных условий клиентам «на основании графика проверок специалисты Департамента пассажирских перевозок дальнего следования «УЗ» постоянно проверяют пассажирские поезда на предмет санитарно-технического состояния вагонов, обеспеченности качественной постельным бельем и съемным инвентарем, работу сотрудников поездных бригад и соблюдение ими служебных обязанностей и нормативных документов. Выявленные в ходе проверок нарушения, устраняются, а работники поездных бригад за несоблюдение требований служебных обязанностей привлекаются к дисциплинарной ответственности».

Однако это не те затраты, из-за которых есть необходимость постоянно повышать цену билетов, считает экономический эксперт В.Медведь.«Улучшение качества услуг, в частности, долгожданный Wi-Fi и чистое белье в вагонах очень мало сказываются на себестоимости пассажирских перевозок по железной дороге. Wi-Fi вообще стоит копейки», — заявил он ГолосUA.

Но, может быть, билеты постоянно дорожают из-за кредитов «Укрзализныци»? В официальном ответе структуры на запрос ГолосUA говорится, что руководство железной дороги следит за состоянием вагонов и если есть потребность, старые меняет на новые, а также стремится лучше организовать работу скоростных поездов.

Так, в 1999 году «УЗ» получила кредит 51,88 млн долларов от Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Цель проекта — восстановление и модернизация железнодорожной инфраструктуры на направлении Львов — Жмеринка — Киев для повышения скорости движения и приведение инфраструктуры к международным стандартам.

В 2004 году «УЗ» подписала соглашение с ЕБРР на второй кредит, выдаваемый на условиях государственной гарантии. Это 120 млн долларов на строительство скоростной линии железнодорожного движения и, в частности, Бескидского тоннеля.

А в 2009 году эта же структура получила на условиях коммерческой гарантии от ЕБРР еще кредит на сумму 125 млн долларов США. $32 млн из этих денег «Укрзализныця» освоила и потратила на покупку вагонов для Донецкой железной дороги. Сейчас имущество этой структуры разделено между Южной ЖД и Приднепровской ЖД. В соответствии с условиями договора, кредит надо погасить в 2022 году.

Эксперт Фонда общественной безопасности Ю.Гаврилечко пояснил ГолосUA: если кредиты выдаются на условиях госгарантии, то в случае дефолта «УЗ» долги предприятия обязано вернуть государство. Это значит, что глава «УЗ» не будет тратить собственные, личные средства на покрытие долгов предприятия. Если же такие кредитные деньги выдаются под коммерческую гарантию, то просто не с кого будет требовать долги.

«Кредит на условиях коммерческой гарантии – это условия, при которых если предприятие объявит дефолт, то Кабмин не станет правопреемником долга. Соответственно, не будет с кого требовать этот долг», — подчеркнул эксперт.

Угроза дефолта «Укрзализныци» развеется и предприятие может стать прибыльным, остановив рост цен на билеты, заявил журналистам и.о. гендиректора «УЗ» Максим Бланк. «Тарифы изменятся – снизятся – как только мы изменим отношение государства к «Укрзализныце», к которой относятся, как к дойной корове», — сказал он. При этом глава структуры не уточнил, кто и как использует железную дорогу в качестве «дойной коровы».

Но он предположил, что позитивные для пассажиров перемены следует ожидать сразу после того, как Госадминистрация железнодорожного транспорта будет реорганизована в ПАО «Українська залізниця», а также когда руководство железной дороги лишат полномочий утверждать тарифы, а функцию передадут Министерству инфраструктуры.

Эксперт Фонда общественной безопасности Ю.Гаврилечко считает: постоянное повышение тарифов на пассажироперевозки «УЗ» объясняется одним единственным фактором – жадностью должностных лиц, которые руководят структурой.

«Причина подорожания железнодорожных билетов – это только жадность руководства «УЗ». Зачем монополии привязываться к росту затрат? Они ведь могут поставить любые цены, конкурентов-то нет. А если монополия не имеет никаких ограничений, то они ставят более высокие цены и объясняют это чем угодно, в том числе и инфляцией. Вот в 2015 году какая в Украине инфляция? 39,5%. В связи с этим надо было бы, если следовать логике и законам, повысить зарплаты и пенсии всем украинцам – проиндексировать, как минимум, на 39%. Но власть этого не делает. Разве бюджетникам повысили зарплаты на 40%? А«УЗ» тем временем продолжает повышать цены», — сообщил свое мнение ГолосUA эксперт.

Выходит, стоимость билетов на поезда «УЗ» повышают лишь потому, что государство не хочет или не может повлиять на решения монопольного предприятия. Но в Украине пассажиры не могут воспользоваться услугами другой железной дороги, потому что государство не потрудилось обеспечить на рынке железнодорожных перевозок место для аналогичной структуры. Остается без ответа вопрос: кому выгодна такая ситуация?!

Читайте также по теме