Еврокомиссия обнародовала доклад об имплементации критериев для безвизового режима странами Западных Балкан и Восточного партнерства. В документе среди прочего акцентируется внимание на необходимости немедленной активизации и усилении борьбы с коррупцией в Украине.
Также Еврокомиссия требует выполнения шести условий беспрепятственного функционирования безвизового режима для Украины в дальнейшем.
Казалось бы ничего нового, и все озвученные условия и так давно известны. Но тон требований к Украине со стороны ЕС становится все менее дружелюбным. А периодичность напоминаний о возможности приостановления безвиза, которые звучат все жестче, заставляет насторожиться.
Евросоюз явно не устраивают темпы антикоррупционных процессов в Украине. Фиктивность и неэффективность борьбы с коррупцией не только не позволяет улучшить ситуацию в Украине, но и доставляет прямые неудобства самим странам Евросоюза. Собственно, выдвинутые условия и призваны в равной степени, по мнению европейских политиков, как решить некоторые внутриукраинские проблемы, так и избавить европейцев от неудобств, исходящих от Украины.
Первым из шести требований ЕС к Украине является усиление сотрудничества с институтами ЕС для предотвращения рисков нерегулярной миграции. Проще говоря, европейцев не устраивает, что Украина превращается в один из главных каналов транзита нелегальных мигрантов в Европу. Практически ежедневно мы узнаем, что на западной границе Украины задерживают группы нелегалов из стран Азии и Африки, стремящихся незаконно попасть в ЕС. В то же время крайне редко подобные задержания происходят на восточных рубежах государства. ЕС хочет, чтобы Украина не становилась источником и каналом нелегалов, а усилила борьбу с нелегальной миграцией, в том числе и за счет усиления сотрудничества с соответствующими евросоюзовскими структурами.
Второе требование ЕС также связно с миграционной проблемой, но уже исходящей непосредственно от самих украинцев, воспользовавшихся безвизом. Даже то незначительное количество украинцев, что воспользовались безвизом (355 тыс.) за полгода его действия, обозначили проблемы, которые европейцы желают исключить в будущем. Многие украинские граждане, попавшие в ЕС по безвизу, не совсем ясно представляли себе свой правовой статус, права и обязанности. Фиксировались множественные случаи нарушения условий пребывания. Во избежание подобных ситуаций с украинцами, ЕС требует провести кампанию по информированию об обязанностях и правах в рамках безвизового режима. Европа хочет, чтобы Украина более качественно готовила и информировала своих граждан к поездкам по безвизу. Так в дальнейшем запланировано много неудобств и проблем как для самих украинских путешественников, так и стран, их принимающих.
И все же основным, как и прежде, требованием к Украине остается борьба с коррупцией. Причем борьба реальная, а не фиктивная и показная, демонстрируемая украинской властью. В нашей антикоррупционной политике европейцы разбираются лучше, чем думают украинские чиновники. На многое они закрывают глаза. Но когда дело касается выделенных ими денег или затрагивает интересы стран ЕС, тогда они уже начинают требовать обеспечить независимость, эффективность и устойчивость антикоррупционных реформ.
Одним из тормозов антикоррупционных реформ является отсутствие соответствующего суда. Создание независимого и специализированного высшего антикоррупционного суда, который усилит противодействие коррупции – также одно из требований ЕС и условий беспрепятственного безвиза в будущем.
В рамках усиления борьбы с коррупцией ЕС также требует «восстановить авторитет НАПК». Довольно сложная задача и требование для украинских властей. Ведь НАПК дискредитирован не только и не столько коррупционерами и конкурентами, сколько действиями руководства самого НАПК. Для восстановления авторитета и нормальной репутации руководству антикоррупционного органа не следовало бы вести себя на грани лучших традиций украинской коррупции. Не исключено, что авторитет Нацагентства придется восстанавливать новому руководству путем уголовных дел против предшественников.
Кроме того, относительно работы НАПК, ЕС требует повысить его эффективность. Это предлагается сделать путем создания системы верификации электронных деклараций. Несмотря на премии в сотни тысяч гривен, эффективность работы агентства нулевая. Из 1,5 миллиона деклараций, поданных в 2017 году, оно проверило лишь 113. Найдено аж семь нарушений. Если просчитать стоимость проверки одной декларации, исходя из средств потраченных на НАПК, особенно щедрые премии руководства органа самим себе, то цифры получатся космические. Также космические цифры получатся, если просчитать время, необходимое для проверки деклараций при таких темпах.
Не забыли в Еврокомиссии и про своих верных помощников — антикоррупционных активистов и всевозможных обществеников-грантоедов. В неустанной борьбе с коррупцией эти активисты исправно осваивают выделяемые из за рубежа средства. Чтобы к ним не было лишних вопросов и лишних поводов для давления со стороны власти, европейцы требуют отменить для них обязательство электронного декларирования доходов.
Один из последних пунктов мог бы сначала показаться странным. В Еврокомиссии требуют увеличить «ресурсы Национальной полиции», для более эффективной борьбы с оргпреступностью. ЕС не просто так требует от Украины активизировать усилия по борьбе с организованной преступностью. Ведь так или иначе оргпреступность негативно влияет на выполнение всех перечисленных выше требований и условий. Нужно понимать, что под оргпреступностью понимаются не сельские банды, «тырящие солярку с колгоспной» автобазы и грабящие более зажиточных соседей. И даже не урки, промышляющие гоп-стопом и угоном в украинских городах. Это ЕС мало волнует. Европейцев беспокоит системная организованная преступность, давно сидящая в высоких властных кабинетах. Именно об искоренении мафии в госорганах и уменьшении ее влияния на власть идет речь в требованиях ЕС.
Следует отметить, что подобные требования Еврокомиссия выдвинула не только Украине, но и странам Западных Балкан и участникам Восточного партнерства. Особо подчеркивается, что в 2018 году ЕС будет внимательно отслеживать соблюдение этих требований.
Безвизовый режим Украины с ЕС – одна из самых громких и значимых внешнеполитических побед нынешней власти. Поэтому легкий шантаж ЕС о возможной отмене долгожданного безвиза очень болезненно воспринимается в Украине. Это одна из болевых точек, на которую европейцы постоянно смогут давить в отношениях с Украиной. Возможно, это давление полезно и для самой Украины. Однако оказываться это давление будет в первую очередь исходя из европейских интересов. Вероятность отмены безвиза хоть и минимальна, но все же существует. Чтобы это произошло, Украине практически сознательно нужно этого добиваться. Причем изначально может произойти некое ужесточение условий или приостановка действий.
Относительно сроков, то такое может случиться лишь по итогам 2018 года. Учитывая, что в 2019 году нас ожидают выборы, на которых безвиз будет одной из главных «фишек», власть его, скорее всего, удержит и постарается выполнить условия. По крайней мере, в том объеме, который удовлетворит ЕС. В общем, если у вас есть желание съездить в Европу без виз, то лучше не затягивать.