Димитрий Бабич
13:00 29/11/2012

Почему Германия ставит под сомнение «Европейское партнерство» Киева

Для скорейшего подписания Соглашения об ассоциации с Евросоюзом Украине уже к концу нынешнего года следует выполнить целый ряд жестких условий, выдвигаемых Брюсселем и Страсбургом. Времени на раздумья у Киева нет, уверены во внешнеполитическом ведомстве Германии – страны, которая в силу политических и – что немаловажно – экономических обстоятельств исполняет роль главного арбитра ЕС в международных вопросах. Накануне немецкий МИД, еще раз озвучивая пресловутые условия, официально предупредил украинские власти о том, что права на очередную ошибку они не имеют.

А ведь, казалось бы, ничего сверхъестественного Объединенная Европа от Украины не требует. В специальном меморандуме, распространенном по международным дипломатическим каналам, указывается, что ЕС пойдет на расширение сотрудничества с Киевом в том случае, если последний гарантирует проведение у себя «прозрачных» парламентских выборов, создаст соответствующие условия для экономических реформ и, наконец, прекратит практику так называемого «избирательного правосудия». После того, как западные наблюдатели в целом оценили ход народного волеизъявления 28 октября нынешнего года в Украине на «твердую тройку», некоторые украинские политики и политологи заявили о возможности изменения формата взаимоотношений нашей страны с теми же Брюсселем и Страсбургом к лучшему. И вправду, почему бы и нет: в Верховную Раду, показав сравнительно неплохие результаты, прошли представители целого ряда оппозиционных движений, партия власти – пусть пока и неубедительно – заявляет о возможности широкой коалиции, а среднестатистический украинец, похоже, отказался от идеи «второго Майдана». Ранее даже этих критериев вполне хватило бы для резкого «потепления» в контактах Украины и Евросоюза.

Но, как показала практика, сослагательного наклонения не имеет не только история. В ходе своей недавней встречи в Берлине с премьер-министров Польши Дональдом Туском канцлер Германии Ангела Меркель фактически переиначила библейскую фразу о верблюде и игольном ушке и заявила, что проще интегрировать в Европу какую-либо другую постсоветскую страну, нежели Украину. Дескать, столько копий ЕС поломал в борьбе за освобождение главных украинских «диссидентов» — Юлии Тимошенко и Юрия Луценко, а воз, а вернее – они, «диссиденты» — и ныне там, в местах не столько отдаленных. Кроме того, подчеркнула немецкий канцлер, Киев не выполняет экономические требования Запада, следовательно, сегодня рассматривать возможность его присутствия в ЕС даже на условиях ассоциации бессмысленно. Напомним, что уже готовое к подписанию Соглашение об Ассоциации Украины с ЕС, предусматривающее создание зоны свободной торговли и облегчение визового режима, было заморожено Брюсселем. Заморожено исключительно по причинам, озвученным Меркель.

Так что же все-таки происходит? В МИД Германии утверждают, что ничего особенного. Окажись Тимошенко и Луценко на свободе, появись запрет на передвижение ряда украинских чиновников по странам ЕС и, прими, наконец, Киев условия Международного валютного фонда по резкому повышению тарифов на газ для населения – и Украина станет для Европы «достойным партнером». Ни больше, ни меньше. Как-то очень странно звучит подобный ультиматум, учитывая, что еще совсем недавно это же внешнеполитическое ведомство ФРГ клялось, что Берлин не заинтересован в «диктовке» Киеву каких-либо условий. А один из высокопоставленных чиновников ведомства даже договорился до того, что Германия «будет держать для Украины в Европу открытую дверь». Кстати, новая позиция Берлина автоматически перечеркивает инициативу Польши, Чехии, Словакии и Литвы на скорейшее подписание соответствующего документа с Украиной.

«Ситуация действительно сложилась парадоксальная, — сказал ГолосUA специальный наблюдатель по вопросам международных отношений в ЕС Бернард Торенсен (Норвегия). – Киев физически не может определиться с позицией по дальнейшему поведению в этом вопросе, поскольку еще не известен состав нового Кабмина Украины. Неизвестно, каким образом будет сформирован парламент. Непонятно, кто будет выступать от имени «украинских властей» на встречах в ЕС». По мнению эксперта, и Берлину, и Брюсселю сегодня стоит воздержаться от громких заявлений на эту тему и рассматривать возможность подписания Соглашения об ассоциации уже после начала работы обновленных Верховной Рады и КМУ. С этим мнением согласны и в самой Германии. «Вряд ли намерение Нидерландов, Дании и Швеции запретить визит Президента Украины Виктора Януковича в Брюссель на саммит «Украина – ЕС» в феврале 2013 года прояснит это положение вещей, — отмечает ГолосUA эксперт в области европейского права Сабина Онезорг. – Помимо прочего, на выполнение озвученного накануне ультиматума ФРГ у украинцев попросту нет времени – нельзя за месяц-полтора сделать то, чего не было сделано за последние несколько лет; особенно, если это касается Тимошенко и Луценко». Кстати, украинские эксперты проявляют здесь полную солидарность со своими западными коллегами. «Немцы поставили условия по Луценко и Тимошенко, заранее зная, что их не освободят, — сказал ГолосUA украинский политолог Тарас Березовец. — И это свидетельство также тому, что в ближайшее время Германия не хочет подписывать Соглашение с Украиной. Если даже предположить, что это условие было бы выполнено, немцы выдвинули бы другое, такое же невыполнимое требование».

Как бы то ни было, германский МИД уже передал официальному Киеву некий «дипломатический сигнал». И от того, насколько быстро Украина на него отреагирует, может зависеть ее место в «семье европейских народов». Время пошло…

Читайте также по теме