Димитрий Бабич
08:11 09/03/2019

Почему на парламентских выборах в Эстонии победили правые радикалы?

В ходе состоявшихся 3 марта нынешнего года выборов в Рийкогу (парламент) Эстонии убедительную победу одержала правая Партия реформ, провозгласившая своей целью создание так называемой «Эстонской автономии в составе ЕС». Если результаты всенародного голосования в этой прибалтийской стране будут признаны международным сообществом, мир заговорит об очередном «очаге сепаратизма в Евросоюзе». В борьбе с потенциальными эстонскими «сепаратистами» Брюссель может потерпеть фиаско.

И дело здесь даже не в том, что за пресловутую Партию Реформ (ПР) проголосовали 28,8% эстонского электората: согласно официальным данным, свои предпочтения главному конкуренту «реформистов» —  правящей Центристской партии отдали 23 процента местных избирателей. Однако, как показали итоги всенародного волеизъявления, абсолютное большинство жителей Эстонской Республики устали от «заигрывания Таллинна с НАТО и Евросоюзом». «Устали именно от «игры в поддавки с Брюсселем и Вашингтоном, взявших на себя роль кураторов нашей страны, — сказал в специальном комментарии корреспонденту ГолосUA таллиннский политический обозреватель Март Кийр. – Нет никаких сомнений в том, что новые парламентские силы определят собственное развитие Эстонии на ближайшие несколько лет». По словам аналитика, уже впоследствии Таллинн сможет претендовать на свою роль в урегулировании вероятных конфликтов в Северной Европе. «По крайней мере, правые радикалы нам это гарантируют», — резюмировал, в частности, аналитик.

По сути, это правда. Как заявила накануне глава эстонской Партии реформ Кая Каллас, Эстония «обретет свой путь развития и будет исходить из собственных интересов как в отношениях с Москвой, так и в контактах с Брюсселем». В данном конкретном случае в отношениях с Москвой все понятно – Таллинн и в дальнейшем абстрагироваться от прямых контактов с Кремлем. Но вот ведь в чем дело: ПР заявляет о себе, как о едва ли не основном игроке на упомянутом европейском севере. И в этом есть доля истины: сегодня через Эстонию в другие государства Прибалтики в частности и Евросоюза в целом проходят миллионы тонн грузов из Норвегии, Дании, Швеции и Финляндии. «Если бы эстонцы поставили своеобразный шлагбаум и требовали за каждый килограмм транзитного груза по одному евроценту, экономика нашего государства обогатилась бы на миллиарды долларов», — отмечено в одном из предвыборных лозунгов партии-победительницы.

Что же делать с остальными участниками пресловутой кампании? Предполагается, что занявшая второе место на электоральном пьедестале Центристская партия Эстонии попытается создать с крайне правыми определенную коалицию. «Как бы удивительно это ни звучало, но центристы, которых традиционно поддерживает русскоязычное меньшинство страны, попытаются найти точки соприкосновения», — отметил М. Кийр.

О подобных «точках соприкосновения» следует поговорить отдельно. Ни для кого не секрет, что и крайне правые, и либеральные силы в Эстонии недовольны политикой Европейского Союза в отношении Таллинна. Дескать, Брюссель фактически задавил маленькое северное государство непомерными налогами. Среднестатистический эстонец платит в европейскую казну десять процентов своей зарплаты. Помимо прочего, под «надуманными военными акциями» в рамках программ НАТО тысячи мирных жителей обязаны предоставлять жилье и даже питание военнослужащим международных коалиционных сил. «Простому эстонскому жителю все это попросту надоело, и он проголосовал за классическую фразу «пусть чужие здесь не ходят», — сказал в комментарии корреспонденту ГолосUA европейский аналитик Клаус Хофф. – И дело здесь отнюдь не в ментальности жителей Эстонии. Чем раньше Брюссель осознает, что Эстонская Республика понемногу уходит из-под влияния Евросоюза, тем больше у европейского руководства будет шансов сохранить целостность ЕС. Прошедшие в Эстонии парламентские выборы показали, что отдельно взятая небольшая страна может заявлять о своих интересах на мировом уровне. Если победившие на выборах в ЭР правые реализуют свои обещания и амбиции, Евросоюзу будет нанесен существенный политический удар».

Как поведет себя в упомянутых обстоятельствах официальный Брюссель, пока не известно.

 

Читайте также по теме