Юрий Шпак
06:00 12/05/2016

Почему отечественные законы не спасут украинский лес?

В этом году тема украинских лесов переместилась из плоскости экспертных дискуссий в широкую медийную повестку дня. Причина тому — возрастание в геометрической прогрессии случаев незаконных вырубок лесов в Карпатах, Полесье и даже вокруг Киева.

Особые надежды возлагались на законодательный запрет экспорта украинского кругляка в конце 2015 года. Результаты не то, что нулевые, а просто противоположные.

Прежде чем перейти к главным причинам трагедии и дальнейшим перспективам украинских лесов, рассмотрим труды украинских законодателей на этой ниве.

Начнем с того, что эпическим событием в законотворческой сфере стал правительственный законопроект №4286, который отменяет введенный ранее мораторий.

Честная и прозрачная позиция Кабмина – ничего сделать не можем, давайте «дерибанить» леса с сохранением вида формальной законности. Нас похвалят в ВТО и ЕС.

По факту оказалось, что в Украине переработка не справляется с объемами сырья, поэтому его можно гнать без зазрения совести за бугор. Почему Кабмин не вышел с законодательной инициативы удешевления ввоза оборудования для лесообработки история умалчивает.

А те недалекие бизнесмены, которые уже вложились, могут быть свободными – преференций они не дождутся. То, что законопроект был отозван не должно расслаблять – это техническая процедура связанна с переформатированием Кабмина, скоро мы увидим этот закон уже с подписью Владимира Гройсмана.

В направлении новых возможностей для украинских инвесторов деревообработки можно назвать законопроект депутата Павла Дзюблика №4344, где предусмотрены льготные преференции на ввоз оборудования для деревообработчиков. Но вот некоторые товарные коды смущают:

8428 60 00 00Канатные пассажирские и грузовые канатные дороги, горнолыжные подъемники, тяговые механизмы для фуникулеров — мы субсидируем лесотехническую или туристическую отрасль?;

8704 23 91 00 Новые моторные транспортные средства для перевозки грузов свыше 20 т. — никакой привязки к отрасли.

Если посмотреть на все законодательные инициативы последнего года, то в глаза бросается, что не зависимо от целей и мотивов их авторов – ни одна из них не была принята. При этом большая их часть в пожарном порядке возникала за последние пару месяцев.

Привлекает внимание практически синхронная законодательная инициатива «Самопомочи» и БПП (4064 и 4064-1) по вопросу дополнительного финансирования на 422 млн. грн. Минагрополитики для финансирования лесных хозяйств в Восточной и Южной Украине.

Почему не Кабмин инициатор? Куда конкретно должны быть направленны эти средства? При этом в 2015 году на лесную отрасль было выделено 410 миллионов, то в этом — 65. Деньги инициаторами законопроектов явно заложены с запасом. Учитывая ситуацию с государственным бюджетом, эти законы, скорее всего, не будут приняты, но для политического пиара отлично подойдут.

А вот еще один неоднозначный законопроект №4236, явно с лоббистским привкусом, авторства перебежчика в БПП Юрия Бублика.

Он предлагает снизить минимальный размер арендной платы для лесных земель с 3 до 1 процента нормативной денежной оценки. Арендаторы лесов хлопают стоя, а собственники – держатели паев и государство? Впрочем, Юрий Бублик как бывший (?) хозяин полтавских лесов, успевший засветится в незаконных рубках и землеотводах, знает, что делает.

Таблица 1

Законодательные инициативы Верховного Совета Украины

 за последний год (май 2015-май 2016)

Номер и дата регистрации

Название законопроекта и краткая суть

Статус

4538

28.04.2016

Проект Закону про внесення змін до деяких законодавчих актів України (щодо запобігання знищенню лісів та сприяння їх відновленню)Автор — Деревянко Ю.Б. (внефракционный)

Законопроект предлагает широкий перечень мероприятий, направленных на защиту лесов, среди которых запрет на изменение целевого назначения земель лесного фонда, повышение криминальной ответственности, повышение полномочий органов местного самоуправления, ужесточение требований к предприятиям, ограничить санитарные рубки и др.

Предоставлено к ознакомлению

4480

20.04.2016

Проект Закону про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо охорони пралісів згідно Рамкової конвенції про охорону та сталий розвиток Карпат

Автор –Луценко И. (Батькивщина) и др.

 Закон направлен на защиту особой категории лесов – пралесов, тех, которые при своем развитии не подвергались человеческому влиянию.

Предоставлено к ознакомлению

4344

30.03.2016

Проект Закону про внесення змін до розділу ХХІ "Прикінцеві та перехідні положення" Митного кодексу України (щодо особливостей оподаткування ввізним митом товарів, що використовуються у лісовому господарстві)

Автор — Дзюблик П. (Народный фронт) и др.

До 01.01.2018 года освобождаются от налогообложения ввозной пошлиной оборудование лесохозяйственного назначения

Предоставлено к ознакомлению

4343

30.03.2016

Проект Закону про внесення змін до розділу ХХ "Перехідні положення" Податкового кодексу України (щодо особливостей оподаткування операцій з ввезення на митну територію України та постачання на митній території України товарів, що використовуються у лісовому господарстві)

См. №4344

Предоставлено к ознакомлению

4296

23.03.2016

Проект Закону про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо визначення цільового призначення земельних ділянок, зайнятих полезахисними лісовими смугами

Автор Ю.Бублик (БПП)

Предлагается, чтоб отнесение земель с защитными насаждениями линейного типа за своим целевым назначением к определенной категории земель,  осуществлялся  на основании решений органов государственной власти и местного самоуправления. Главная цель –определение конкретного  собственника лесозащитных полос.

Предоставлено к ознакомлению

4286

22.03.2016

Проект Закону про внесення змін до Закону України "Про особливості державного регулювання діяльності суб'єктів підприємницької діяльності, пов'язаної з реалізацією та експортом лісоматеріалів" щодо встановлення правових засад обліку та реалізації лісоматеріалів з метою дотримання вимог Угоди про асоціацію між Україною та Європейським Союзом

Автор: Кабинет Министров Украины

Предлагается отменить временный запрет экспорта лесоматериалов в необработанном виде, а также внедрить аукционную систему продажи лесоматериалов, с приоритетом для отечественных потребителей древесины, введение электронной системы учета древесины.

Проект отозван (очевидно, в связи с переформатированием правительства)

4236

15.03.2016

Проект Закону про внесення змін до статті 288 Податкового кодексу України щодо усунення неузгодженостей при встановленні орендної плати для лісових земель

Автор Ю.Бублик (БПП)

Определяется, что для земель лесохозяйственного назначения как бывших колхозных земель, переданных в аренду, минимальный размер арендной платы не может быть меньшей 1% нормативной денежной оценки.

Предоставлено к ознакомлению

4064

15.02.2016

Проект Закону про внесення змін до додатка № 3 до Закону України "Про Державний бюджет України на 2016 рік" (щодо фінансування державних підприємств, які належать до сфери управління Державного агентства лісових ресурсів України)

Автор Еднак О. (Самопомич) и др.

Предлагается внести изменения в Госбюджет, увеличив на 422 млн. грн  расходы Минагрополитики для финансирования бюджетной программы «ведение лесного и охотничьего хозяйства, охрану и защиту лесов в лесном фонде».Речь идет о 75 лесохозяйственных предприятий, которые размещены в южных и восточных областях, 7 лесозащитных предприятий и еще 11 специализированных предприятий.

Предоставлено к ознакомлению

4064-1

26.02.2016

Проект Закону про внесення змін до додатків № 2 і № 3 до Закону України "Про Державний бюджет України на 2016 рік" щодо фінансування видатків на охорону та захист лісів у лісовому фонді та ведення лісового господарства

Автор: Лапушанский А. (БПП) и др.

Закон практически аналогичен предыдущему №4064 – предусматривает выделение 422 млн грн. лесохозяйственным предприятий в южных и восточных областях страны.

Предоставлено к ознакомлению

3019

03.09.2015

Проект Закону про внесення змін до Земельного та Лісового кодексів України щодо усунення корупційної складової у сфері охорони та збереження земель лісогосподарського призначення

Автор — Мельничук И. (БПП)

Проект предлагает устранить коллизию между Лесным и Земельным кодексом Украины. По мнению автора,законопроект призван нарушить коррупционную схему по незаконному отчуждению земель лесохозяйственного назначения.

Законопроект был переработан с учетом требований Главного юридического управления ВР.

2547а

31.08.2015

Проект Закону про внесення змін до Закону України "Про особливості державного регулювання діяльності суб'єктів підприємницької діяльності, пов'язаної з реалізацією та експортом лісоматеріалів" (щодо запобігання екологічній катастрофі в лісовій галузі)

Автор — Ляшко О. (Радикальная партия) и др.

Законопроект предполагал отмену предусмотренной законом о моратории на вывоз леса даты вступления в действие для сосны с 1 ноября 2015 года

Не включён в повестку дня, потерял актуальность

2461а

29.07.2015

Проект Закону про внесення змін до статті 3 Закону України "Про особливості державного регулювання діяльності суб'єктів підприємницької діяльності, пов'язаної з реалізацією та експортом лісоматеріалів"

Автор — Дзюблик П. (Народный фронт)

Законопроект предлагает распространить систему сертификатов о происхождении лесоматериалов не только при экспорте, но и при реализации на внутреннем рынке.

Предоставлено к ознакомлению

2515а

20.08.2015

Проект Закону про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо забезпечення гарантій прав громадян на загальне використання лісових ресурсів

Автор Еднак О. (Самопомич)

Законопроект предлагал внести ряд изменений в Лесной кодекс Украины и раз других законодательных актов. Законопроект уточняет основания обретения права частной собственности на леса, права и обязанности в данной сфере лесопользователей, органов власти, порядок и строки предоставления лесов для долгосрочного временного пользования и.т.д. Документ отвечал некоторым рекомендациям по внесению изменений в законодательство по программе FLEG2

Законопроект отозван 03.02.2016

Имеет смысл обратить внимание и на те законопроекты, о которых речь шла в публикации годичной давности. Все они были в силу разных причин провалены:

Таблица №2

Результаты законодательных инициатив, не принятых парламентом до мая 2015г.

Номер и дата регистрации

Название законопроекта

Статус

1028 27.11.2014

Про внесення змін до статті 208 Земельного кодексу України (щодо уточнення переліку об’єктів, при будівництві яких не відшкодовуються втрати сільськогосподарського та лісогосподарського виробництва)

Не включен в повестку дня

1096  28.11.2014

Про внесення змін до Закону України «Про особливості державного регулювання діяльності суб’єктів підприємницької діяльності, пов’язаної з реалізацією та експортом лісоматеріалів» (щодо заборони експорту лісоматеріалів дуба)

Не включен в повестку дня

1748  14.01.2015

Проект Закону про встановлення мораторію на вирубку лісів та експорт лісо- та пиломатеріалів

Вручено предписание комитета о доработке

03.11.2015

2605  08.04.2015

Про внесення змін до Земельного кодексу України щодо забезпечення ефективного використання полезахисних лісових смуг та інших захисних насаджень

25.05.2015

Проект отозван

1307 09.12.2014

Про внесення змін до деяких законодавчих актів (щодо посилення заходів по охороні лісів)

Проект отозван

1832  23.01.2015

Проект Постанови про утворення Тимчасової слідчої комісії Верховної Ради України з питань перевірки фактів незаконного видобутку та обігу піску, інших корисних копалин, незаконної вирубки та обігу лісу і лісоматеріалів у Миколаївській та Херсонській областях

Проект отозван

Получается, единственный профильный законопроект, принятый за последние 2 года в сфере лесного хозяйства, это закон о моратории №1362, и его, как уже было сказано, Кабмин попытается отменить. Это все, что достаточно знать о законодательной политике Украины в сфере лесопользования.

По моему скромному мнению, человека, уделяющего много времени анализу законотворческой деятельности парламента и вообще функционированию Украины как государства, вопрос сбережения лесов (как и многие другие) давно вышел за рамки профессионального, отраслевого дискурса.

Сегодня ситуация вышла на тот уровень, что, если даже в парламенте будут приняты самые правильные и профессиональные законы, ситуация с незаконными вырубками не изменится.

Это связано с общей потерей управляемости государства. Оно уже не в состоянии управлять сложными социальными и экономическими институтами, включая лесопользование.

Вырубка лесов в Западной Украине и на Полесье, добыча янтаря, все это длится уже долгое время, и процессы набирают обороты. Работает исключительно коррупционная вертикаль.

Устойчивое обнищание населения толкает его к поведению жителей островов Пасхи и Науру. Все, что не будет вырублено «бизнесменами», будет уничтожено населением «на прокорм», с молчаливого согласия власти.

Вице-премьер Украины Павел Розенко уже честно призвал искать альтернативы газу. Какие это «альтернативы» предельно понятно. И это не солнечные батареи и ветряки.

В экономической плоскости ситуация тоже не способна выровняться, даже если деревообрабатывающее оборудование будет завозиться беспошлинно. В условиях банковского коллапса и текущих кредитных ставках для бизнеса, желающих вкладываться «вдолгую»  не будет. Поэтому и не заработал «мораторий» для нашей лесопереработки.

Выращивание леса, его переработка, восстановление — это бизнес с долгосрочным горизонтом планирования. Такой бизнес не может существовать в условиях современной Украины.

Вопрос упирается в базовые гарантии собственности и стабильности правил игры.

Таким образом, любой «эффективный» собственник может принять единственно правильное и экономически обоснованное решение – как можно быстрее вырубить (приватизированный/арендованный) лес, а участок отдать под иные далекие от выращивания леса цели. Что и произошло с нашей промышленностью в 90-е.

А можно и проще – сразу рубить государственный лес под видом санитарных рубок, так как правоохранительная система не работает.

Перезапускать требуется всю страну, включая все ветви власти. Локальных успехов уже не будет и быть не может.

Вполне возможно мы станем свидетелями стихийных процессов снизу, когда жители прикарпатских сел будут сплавлять «рубщиков» вслед за срубленными ими бревнами. Но тогда зачем вообще государство?

Читайте также по теме