Президент Порошенко зарегистрировал в ВР изменения в Конституцию, запланировав следующие местные выборы на октябрь 2017 года. Но он не упомянул особый статус Донбасса, предусмотренный Минским соглашением. Без этого положения, по мнению Венецианской комиссии, проект не обеспечивает урегулирование конфликта.
Международный скандал?
Проект изменений в Конституцию в части децентрализации, обнародован 2 июля на сайте Верховной Рады не предусматривает особого статуса для Донбасса. Вопреки замечаниям Венецианской комиссии, в переходных положениях этот вопрос не упоминается.
Директор Института украинской политики Константин Бондаренко отмечает: «Если это не техническая ошибка, разразится международный скандал. Ведь договоренность об особом статусе ряда районов Донбасса была достигнута в Минске. В переходных положениях следовало написать, что порядок местного самоуправления в ряде районах Донбасса осуществляется в соответствии с законом об особом статусе».
Отметим, что такая норма присутствовала в обнародованном СМИ проекте изменений Конституции, утвержденном 26 июня на основании выводов Венецианской комиссии (Европейской комиссии за демократию через право). А 1 июля, представляя свой законопроект, Президент Порошенко указывал, что норму о порядке для местного самоуправления в отдельных районах Донбасса на основе закона предлагается закрепить в переходных положениях Конституции.
«Необходимая» правка
В Минском соглашении, одобренном Президентом Порошенко, Президентом Франции Олландом, президентом РФ Путиным и канцлером Германии Меркель планировалось:
«Проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой Конституции, предполагающих в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов)», — говорится в документе. А в выводах Венецианской комиссии о проекте изменений украинской Конституции правка о создании «специальных условий» в переделе территориальных единиц названа «необходимой». В противном случае: «проект не обеспечивает конституционную основу для предложений, направленных на урегулирование нынешнего конфликта в Украине».
Бондаренко отмечает: «Отсутствие особого статуса послужит поводом обвинить Киев в невыполнении Минских соглашений, и может стать причиной обострения ситуации на Донбассе».
Выборы 29 октября 2017 года
В переходных положениях президентского законопроекта указывается, что следующие очередные местные выборы (глав общин, депутатов советов общин, районных, областных советов) запланированы в последнее воскресенье октября 2017 года.
Константин Бондаренко подчеркивает: «К тому времени децентрализация должна быть полностью завершена, приняты законы, сформированы новые административные единицы. А заниматься этим будут местные власти, избранные 25 октября в этом году».
Эксперт выразил сомнение в успехе начинания, реализовывать которое придется депутатам местных советов, которые собираются распустить. Напомним, что что после административно-территориальной реформы в Украине должно остаться 27 регионов, 150 районов (вместо 490) и 1,5 тысячи общин (вместо 31 тысячи). «Община является первичной единицей в системе административно-территориального устройства Украины. Несколько общин составляют район», — говорится в законопроекте.
Там указано, что полномочия сельских, поселковых, городских голов и депутатов местных советов, избранных на очередных выборах в октябре 2015 года прекращаются со дня наступления полномочий новых властей, избранных в октябре 2017.
Изменения Конституции Украины относительно децентрализации власти
Префект вне досягаемости
Согласно законопроекту, Президент получит право прекращать полномочия органов местного самоуправления. ( Сейчас по ст. 78 Закона о местном самоуправлении, при наличии выводов суда, Верховная Рада объявляет досрочные выборы ( ст. 85 п.30 Конституции)). Само же местное самоуправление потеряет возможность влиять на исполнительную власть. Если сейчас местный совет может выразить недоверие губернатору (ст. 118 Конституции), то по новым правилам уволить префекта может только Президент.
Руководитель проектов Института «Украинская политика» Алексей Вороненко отметил в Facebook: «Действующая власть, вместо того, чтоб закреплять за президентом права роспуска областных советов и отправления в отставку губернаторов, лучше бы выработала нормальный механизм, при котором население того или иного региона могло через местные референдумы объявлять импичмент губернаторам, областным советам и так далее».
«Треть статей не работает»
Член Конституционной комиссии эксперт Харьковской правозащитной группы Всеволод Речицкий в комментарии Голос UA дал оценку обеспечению прав человека Основным законом.
«Моя оценка достаточно пессимистическая. Около трети специалистов считают, что треть статей Конституции вообще не работает. Это так называемые социально-экономические права, которые трактуются, собственно, как подарки от государства. Поскольку государство обанкротилось, то ему нечем поделиться», — сказал он.
А один из авторов Конституции, судья Конституционного суда Виктор Шишкин заявил в СМИ, что у Конституционного Суда имеется достаточно правовых возможностей признать наличие условий военного положения в стране, что делает невозможным внесение изменений в Конституцию (в соответствии с требованием статьи 157).
Он подчеркнул, что существует «ряд политических обращений и заявлений, законодательных и других нормативно-правовых актов органов государственной власти, по смыслу которых непосредственно признается наличие факта вооруженной агрессии». «Именно при наличии условий военного положения, а не с принятием акта о его введении, связано провозглашение ВР возможности временного ограничения прав человека и гражданина в Украине», — подчеркнул он.