Компартия Украины идет на выборы, несмотря на угрозы, давление и попытки ее запретить. По экспертному мнению, судилище над КПУ не задалось из-за юридически необоснованного иска, отсутствия каких-либо доказательств вины, а главное — активной поддержки, которую украинским коммунистам оказали левые политические партии Германии, Португалии, Чехии, Франции, Греции.
Как планировали расправу
Запрет КПУ, о котором настойчиво заявляла власть, провалился. Компартия идет на выборы, и Центризбирком уже зарегистрировал ее избирательный список. В нем — 205 кандидатов. Возглавляет партийный список лидер Петр Симоненко. В первой пятерке — депутат Верховной Рады Адам Мартынюк, пенсионер Екатерина Самойлик, сотрудник Института государства и права Василий Сиренко и народный депутат Петр Цыбенко.
При этом Компартия оказалась единственной политсилой, которая не внесла в свой избирательный список чиновников, олигархов и коррупционеров. Как отметил руководитель аналитического центра «Третий сектор» Андрей Золотарев, преследование Компартии властями было призвано помешать партии участвовать в выборах.
«Нужно понимать, что Компартия остается единственной силой, которая, прежде всего, выступает с точки зрения защиты интересов наемных рабочих. Добиваясь ее отсутствия в парламенте, власти стремились к преобладанию правых сил. Для того и был организован судебный процесс, чтобы с помощью юридически-сомнительного решения не допустить партию к выборам. Задумка заключалась в том, что пока Европейский суд по правам человека это решение опротестует, выборы закончатся, и КПУ в Раду уже не попадет», — сказал Золотарев.
Эксперт отметил, что сбыться этому плану помешал безграмотно составленный иск и активная поддержка, которую КПУ получила со стороны европейских политиков и адвокатов.
«Юридическая аргументация со стороны властей представлена околополитической беллетристикой. Беспомощный в правовом отношении иск был подкреплен пропагандистской кампанией в пользу запрета КПУ. Но на сторону украинских коммунистов встали левые политики Германии, Португалии Чехии, Франции. В Европе политика строится на балансе интересов труда и капитала, то есть, на балансе левых и правых сил. А украинские власти просто вынуждены прислушиваться к мнению Европы», — считает Андрей Золотарев.
Запрет без вины
Напомним, в мае Александр Турчинов, который тогда исполнял обязанности Президента, поручил Минюсту организовать дело об «антиконституционной деятельности» КПУ. В его основу должны были лечь материалы, собранные Службой безопасности Украины. Но оказалось, что СБУ не имеет права собирать компромат на политические партии. Об этом служба официально уведомила Минюст.
«В определенной законом компетенции СБУ сбор и накопление материалов с целью контроля деятельности политических партий на предмет соблюдения ими Конституции и законов Украины не предусмотрены. В связи с этим целенаправленного документирования такой деятельности СБУ не проводила», — говорится в письме СБУ.
Однако Служба безопасности Украины все же собрала газетные вырезки, которых накопилось 129 листов.
«Учитывая изложенное, направляем материалы из открытых источников (Интернет, газеты), которые могут быть использованы для соответствующего админиска», — сообщила СБУ Минюсту.
В июле Минюст, получив такие «доказательства», подал иск в суд о запрете политической деятельности КПУ.
После этого спикер парламента Турчинов инициировал роспуск фракции Компартии. Правда, для этого пришлось внести изменения в Регламент Верховной Рады, по которому теперь можно распускать любую фракцию, если в ней сократилось число депутатов.
Премьер-министр Арсений Яценюк принялся грозить отменой депутатской неприкосновенности. А Президент Порошенко заявил, что «гордится» тем, что фракция Компартии была ликвидирована во время его правления.
Но радость оказалась преждевременной. Судебные заседания пришлось переносить. Сначала из-за дополнительных экспертиз. Затем якобы из-за отсутствия электричества в зале суда. Юристы полагают, что подлинная причина в том, что у власти попросту нечем подкрепить голословные обвинения.
Ведь только материалы, полученные в ходе официального расследования, могут быть доказательством в суде. А газетные статьи – вовсе не доказательство.
Нелепый иск — неуклюжий процесс
Чешский адвокат Честмир Кубат, побывавший на суде над КПУ, заявил, что исковое требование Министерства юстиции о запрете деятельности Коммунистической партии неправильно оформлено с точки зрения юридического обоснования.
Португальский адвокат Антонио Неграо, побывав на судебном заседании, отметил, что процесс не соответствует европейским правовым нормам. Ведь если в судебном процессе истцом выступает государство, то представителем его интересов должна выступать только прокуратура.
«Минюст от своего имени не может выступать в суде, так как это государственный орган. Служба государственного реестра также не может участвовать в суде, и СБУ тоже не является юридическим лицом в процессе. То, что я увидел в суде, было выступлением разных государственных органов против КПУ. Налицо — очевидный дисбаланс юридического равновесия. Это недопустимо в суде европейского государства. Я был шокирован – трудно представить, чтобы такое было в судах стран ЕС», — подчеркнул А. Неграо.
Главный координатор адвокатского объединения при Лиссабонском городском совете, адвокат Мадалена Сантуш, заявила, что суд над КПУ противоречит принципам демократии.
«Депутаты были избраны народом и не могут быть осуждены за то, что выражают мнение в парламенте. Суд не может судить человека за мнения или идеи — он судит по фактам. Никто не может быть обвинен, тем более народный депутат, за то, что он высказывал свое мнение в парламенте. Это противоречит всем принципам международного права, демократии и основам конституционного правового демократического государства. Мы ошеломлены тем, что увидели», — подчеркнула Мадлена Сантуш.
Примечательно, что присутствие европейских адвокатов оказалось серьезным сдерживающим фактором от расправы над КПУ.
«Присутствие членов Международной ассоциации юристов-демократов не позволило превратить процесс в «избиение младенцев». Власти были вынуждены изображать хотя бы некую видимость судопроизводства», — сказал ГолосUA адвокат Евгений Герасименко, представляющий интересы КПУ.
Он отметил, что адвокаты получили мандат на участие в процессе от международной ассоциации.
«А вот представителей посольства ФРГ из зала суда просто выставили», — отметил он.
КПУ преследуют за убеждения
Напомним, лидер КПУ Петр Симоненко еще в 2011 году, выступая в парламенте, предложил рассмотреть вопрос сохранения территориальной целостности Украины через федерализацию страны.
Теперь его поддержка децентрализации Украины трактуется как «изменение конституционного строя, нарушение суверенитета и территориальной целостности».
«Когда будущий Президент Петр Порошенко говорил о децентрализации в своих предвыборных обещаниях, ему обвинений в сепаратизме прокуратура не выдвигала», — отмечает Петр Симоненко.
С ним согласен и депутат Европейского Парламента, член конституционного Комитета ЕП, профессор Публичного права Георгиос Катроугкалос.
Он заявил, что нельзя преследовать идеи или политические убеждения, потому что это подрывает демократические устои в стране.
«Европейская конвенция по правам человека не допускает запрета политических партий на основании их убеждений», — констатировал европарламентарий.
Эксперт ЕС Вольфганг Грасс, заявил, что инициированный определенными силами в Верховной Раде запрет на деятельность фракции Коммунистической партии Украины «полностью нивелирует принципы современного европейского парламентаризма».
Наблюдатель ЕС Массимо де Рита предупреждает, что кампания, направленная на запрет Коммунистической партии Украины, может стать серьезным препятствием на пути интеграции Киева в структуры Европейского Союза и привести к резкому снижению интереса Запада к Украине в целом.
«Практика давления на украинскую Компартию безосновательна. Левые движения в Европе развиваются самым активным образом, и их представители играют далеко не последнюю роль в становлении европейской демократии, — подчеркнул, в частности, он. — Любые выпады против КПУ могут быть расценены, как нежелание украинских властей быть частью этой демократии».
Блиц-криг провален
Андрей Золотарев отмечает, что власти не отказались окончательно от своих планов.
«Блиц-криг по запрету КПУ не удался, поскольку власти все делают с оглядкой на Европу. Но министр юстиции Павел Петренко, не скрываясь, оказывает давление на суд. Этим он показывает, что видит заданием своего ведомства выполнение политического заказа руководства», — отметил Андрей Золотарев.
Напомним, Коммунистическая партия направила в Генеральную прокуратуру заявление лидера КПУ Петра Симоненко об уголовном правонарушении со стороны министра юстиции Павла Петренко. Ведь министр открыто заявил о своем намерении оказывать давление на суд, поскольку тот, якобы затягивает процесс.
Петренко, в частности, заявил: « Если слушание будет затягиваться, мы будем ставить вопрос об отводе судей и замене состава суда». В КПУ отмечают, что угрожая изменить состав суда, министр юстиции нарушил базовые принципы международного права о независимости судей и запрете вмешательства в их профессиональную деятельность.