Накануне духовный лидер Исламской Республики Иран аятолла Али Хаменеи выступил с поистине исторической речью. В официальном радиообращении по случаю Навруза (Персидский Новый Год, — Ред.) он фактически обвинил Соединенные Штаты в узурпации «власти в сфере атомного оружия». Дескать, настаивая на полном прекращении работ по обогащению урана такими странами, как ИРИ, КНДР, КНР, а также проведения соответствующих исследований Бразилией, Аргентиной и ЮАР, Америка оставляет за собой право быть основным «ядерным государством», способным нанести так называемый «превентивный удар» по целям в любой точке планеты.
По мнению аятоллы, на этом фоне нивелируются любые международные договоренности о сокращении арсеналов оружия массового уничтожения. «Это – Вашингтон, и с такой позицией придется мириться. Только кому?», — вопросил он.
В отдельных кругах Али Хаменеи называют «Эхом нашего времени». И явно не напрасно. Фраза: «Это – Вашингтон» в минувшую пятницу прозвучала из уст главы американского Госдепартамента Джона Керри. В своих лучших традициях Госсекретарь США констатировал буквально следующее: «У нас [Соединенных Штатов] есть все необходимые рычаги влияния на потенциальных противников. Вашингтон позаботится о том, чтобы заставить замолчать даже самые разгоряченные умы. Рано или поздно им придется смириться с доминированием Америки на [ядерном] поприще».
А вот здесь по-своему Керри прав. Международная дипломатия, в том числе и политика ООН, заставила Тегеран отказаться от своей атомной программы, гарантировала частичную «консервацию» объектов Дели и Исламабада, и даже потребовала от Токио ликвидировать крупнейшую в Стране Восходящего Солнца АЭС (Фукусима). На этом фоне как-то уж очень показательно выглядят испытания современного оружия массового поражения на полигонах в Неваде и Техасе.
В определенном смысле противостоять наращиванию американского военного потенциала не может и Россия. По некоторым данным, ее арсеналы значительно уступают западным аналогам. Но, как подчеркнул бывший министр иностранных дел Российской Федерации при президенте Борисе Ельцине Игорь Иванов, «опасность ядерной войны в Европе выше, чем в 1980-е годы». «По данным Стокгольмского института исследований проблем мира, у России и США сейчас меньше ядерного оружия, чем было во время холодной войны, — отмечено в редакционной статье влиятельного британского издания Daily Express (http://www.express.co.uk). Однако даже имея всего лишь по 7 с лишним тысяч боеголовок каждая, эти страны по-прежнему обладают примерно 90% от всего количества ядерных вооружений в мире».
Свою способность «бряцать» ОМП пресловутый Вашингтон довольно грамотно не так давно продемонстрировал в Японском море, проведя совместные с Южной Кореей военные учения. «Костяк» таких учений составили подразделения морской пехоты ВМС США, имеющие в своем распоряжении корабли, оснащенные, по мнению аналитиков, самыми совершенными ракетами с ядерными боеголовками. «В данном контексте речь о «европейском ядерном противостоянии» не идет вообще, — сказал в специальном комментарии ГолосUA американский политический обозреватель Роберт Коннолли. — Задача учений – показать Северной Корее нежелание цивилизованного мира мириться с ядерными испытаниями, проводимыми режимом КНДР».
«Цивилизованный мир» и впрямь «должным образом отреагировал» на запуск Пхеньяном четырех ракет, одну из которых лидер СК Ким Чен Ын назвал «баллистической». Настаивать на прекращении «ядерных опытов Пхеньяна» США не могут – сейчас КНДР не подчиняется даже резолюциям ООН. Как, впрочем, в ближайшее время оным может не подчиниться и Иран: аятолла Хаменеи это уже дал понять.
Все остальное – вопросы геополитики. Геополитики, главные правила которой теперь диктуют Соединенные Штаты. Пока диктуют.