- Со времен Николая Гоголя в дорожном хозяйстве Украины мало что изменилось. Разве что дураки стали наглее и вороватей.
- Многие водители придерживаются одного важного правила, которое помогает избежать весьма неприятных ситуаций на дороге. Называется оно «Правило трех Д» или «Дай дураку дорогу». Речь идет о ситуациях, когда разумнее не соблюдать Правила дорожного движения и уступить дорогу наглому нарушителю. Это правило действует безотказно и уже не раз спасло чью-то жизнь.
- Чего не скажешь о дорогах. Ямы на дорогах стали причиной уже не одной смерти. Особенно в последнее время. Как говорят знающие люди, дороги в Ираке, пережившем (и переживающем) многолетнюю войну, находятся куда в гораздо лучшем состоянии, чем в Украине. Ну еще бы! Ведь как говорил когда-то классик, у нас две беды — дураки и дороги. Причем водители свято уверенны, что эти самые дураки и строят такие плохие дороги. Однако бегло взглянув на официальную стоимость строительства дорог, начинаешь понимать, что за дураков держат именно нас.
- Про то, что хорошие дороги стоят дорого, знают многие. А про то, что плохие дороги стоят еще дороже, знают намного меньше. Особенно в правительстве. Иначе они тратили бы на дороги в разы больше. Например, в России посчитали, что плохое состояние дорог приводит к увеличению расхода топлива в 1,5 раза (а это дополнительная нагрузка на экологию), увеличивает затраты на ремонт и обслуживание в 2-3 раза, сокращает срок службы покрышек в 1,5-2 раза, а самого автомобиля — на треть. Эти цифры означают одно: ямы на дорогах обходятся автовладельцам в миллиарды гривен ежегодно!
- Но это не все. Ведь ремонт и строительство новых дорог тоже осуществляется за наши с вами деньги — налоги, акцизы и т. д. Причем аппетиты чиновников растут с каждым годом. Вот и недавно Мининфраструктуры «рассекретило» стоимость строительства дорог в Украине. По мнению транспортных чиновников, средняя стоимость строительства одного километра дороги первой категории (а их у нас всего 2,2 тысячи километров или 1,3% от общего количества) в Украине составляет 40-50 млн. гривен (примерно 5,6 млн. долл.). И все равно, утверждают в министерстве, это намного дешевле, чем в России (6,3 млн.долл.) США (10 млн.долл.), Канаде (11 млн.долл.), Франции (13,4 млн.долл.) и Германии (14,5 млн.долл.). Казалось бы, украинцам радоваться надо! Ведь родные дорожники делают все очень даже дешево (пускай и не качественно). Однако другие источники приводят совсем другие цифры. Например, российский Минтранс опубликовал совсем другие сметы. Согласно их данным, средняя стоимость 1 километра дороги первой категории в России составляет всего-навсего 1,3 млн.долл., США 2,4 млн.долл., Канаде 2,7 млн.долл., Франции 3,3 млн.долл. и Германии — 4 млн.долл. Ну и кому теперь верить?
- Как водится, истина посредине. Приведенные суммы действительно усредненные. Ведь строительство дороги зависит от многих факторов — наличия свободной от застройки земли, географического положения, геологии, гидрологии и т. д. Например, немецкий автобан А20 протяженностью 323 километра, и соединяющий немецкий Любек с польским Щецином обошелся немцам в 1,9 миллиарда гривен. То есть 1 километр этой дороги стоил примерно 5,8 млн. евро. За эти деньги немецкие водители получили не только идеальное дорожное покрытие, но и 105 мостов-развязок (в том числе и таких экзотических для нас «экологических проходов для животных», как наземных, так и подземных) и 35 разъездов.
- Что и говорить, затраты на строительство вполне сопоставимы — 40-50 млн. грн. у нас и 56 млн.грн в Германии. Вот только немцы за эти деньги получают стандартный автобан со всеми его прелестями, а мы — обыкновенную дорогу без всяких мостов, с аварийно-опасными разворотами, без ограждений, шумозащитных экранов, освещения, а, зачастую, и без элементарной разметки. Да и «живут» наши дороги в разы меньше, «уходя» вместе со снегом. И объяснить это разными климатическими или географическими условиями невозможно. Ведь местность, по которой проходит автобан А20, практически ничем не отличается от, скажем, Киевской, Волынской или Житомирской областей. Более того. Как уверяет Мининфраструктуры, в Украине «меньшая стоимость строительства 1 километра дорог обусловлена разницей в оплате труда, меньшей стоимостью каменных и горюче-смазочных материалов». То есть, если зарплаты украинцев вырастут до уровня Германии, то украинский «недоавтобан» будет стоить в два раза дороже немецкого? Спасибо, не надо!
- На самом же деле ларчик открывается очень просто. Высокая стоимость дорог в Украине объясняется просто таки «космическими» откатами. По разным данным, они составляют от 40% до 60%! Естественно, что подобные расклады стимулируют чиновников постоянно завышать стоимость строительства. Вот только украинцам от этого ни холодно, ни жарко. Все равно они не увидят ни денег, ни нормальных дорог.
Агентство восстановления завершило работы по модернизации пункта пропуска «Чоп (Тиса) — Захонь»...