Димитрий Бабич
07:00 16/11/2017

Почему Тирасполь не станет ни украинским, ни молдовским административным центром

Накануне президент Молдовы Игорь Додон выступил с поистине сенсационным заявлением, вызвавшим недоумение мирового сообщества. В интервью журналистам глава молдовского государства внезапно отметил, что частично признанная Приднестровская Молдавская Республика (ПМР) в ближайшее время должна либо стать частью Молдовы, либо отойти к Украине. Дескать, на данный момент это самый действенный способ решить проблему мятежного региона и ликвидировать очаг напряженности у границ Евросоюза. По мнению независимых экспертов, слова Додона, уже возымевшие эффект разорвавшейся бомбы, способны привести к дипломатическому противостоянию между десятками стран, хотя бы частично заинтересованными во влиянии на Тирасполь. Однако этого не произойдет.

Сразу следует оговориться. Президент Республики Молдова исполняет, главным образом, представительские функции – на «геополитические» вопросы в стране отвечают парламентарии и премьер-министр Павел Филип. Ранее действующий президент неоднократно пытался изменить подобное положение вещей и даже предлагал провести референдум по превращению РМ в президентскую республику, но это начинание регулярно терпело фиаско. Следовательно, как и ранее, к его призывам и мнению относительно будущего Приднестровья молдовская элита отнеслась скептически. По некоторым данным, Филип даже заявил, что в пресловутом интервью Додон попросту «размечтался», и к этим «мечтам» следует традиционно отнестись скептически. Или с иронией – кому как больше нравится. Но, как оказалось, на сей раз слова молдовского президента не оставили равнодушными никого.

Итак, что же такого сказал Игорь Додон? Рассуждая о будущем региона, глава государства заявил, что Тирасполю необходимо дать шанс на самоопределение: или ПМР вливается в структуры Молдовы (сохраняя при этом свою самобытность), или становится частью Украины (заботиться о соблюдении национальных и культурных интересов местных жителей будет уже Банковая). Разумеется, и в первом, и во втором случаях Российской Федерации придется свернуть свой региональный миротворческий контингент, а ЕС – распустить наблюдателей.

Как ни странно, первой на эти слова отреагировала Румыния. Бухарест, не только поддерживающий идею скорейшей интеграции Молдовы в ЕС, но и рассматривающий широкую ассимиляцию проживающих на ее территории народов в «румынскую семью», призвал «не торопиться с решением судьбы ПМР». «Наша страна крайне заинтересована в том, чтобы вопросы Приднестровья были урегулированы в ближайшее время и Тирасполь стал молдовской автономией, — сказал в комментарии корреспонденту ГолосUAэксперт Румынского центра политических исследований Ион Удря.  – Но ситуацию в Приднестровье ни Молдова в целом, ни молдовский президент в частности не контролируют. А вот высказывания подобного рода могут быть восприняты самими приднестровцами, как определенная угроза: для защиты своей независимости ПМР может мобилизовать десятки тысяч человек».

Далее настала очередь удивляться США. В предварительном коммюнике Белого Дома было отмечено, что интервью Додона является не более, чем изложением личной точки зрения политика относительно сложившейся ситуации. Но, вместе, с тем, осадок, образно выражаясь, остался. «В мирном урегулировании по Приднестровью Вашингтон был и остается так называемым «активным наблюдателем и посредником», — подчеркнул ГолосUAамериканский политический обозреватель Джереми Питтерс. – Америке сейчас крайне невыгодно любое изменение приднестровского статуса: в противном случае тому же Белому Дому придется в срочном порядке менять стратегические планы НАТО в Европе. А на это понадобятся дополнительные средства, выделять которые наши конгрессмены не намерены».

В подобном тоне высказываются и другие «рефери» «замороженного конфликта».  В частности, Франция, выступающая наблюдателем от ЕС, утверждает, что именно сейчас нет никакого смысла «раздувать огни тлеющего приднестровского противостояния».  «Вопрос статуса территории Приднестровья будет определен, но не сейчас и не с первой подачи того или иного политика», — говорится в бюллетене внешнеполитического ведомства Пятой Республики. «Иными словами, Тирасполь не станет ни украинским, ни молдовским административным центром, — констатировала в специальном комментарии корреспонденту ГолосUAфранцузский эксперт Мари Пьюдеба. – ПМР не сдаст ни сантиметра своей территории, Запад не станет вмешиваться в развитие событий, Молдова не сможет содержать приднестровскую инфраструктуру, а Киев раздирают внутренние противоречия. Все останется по-прежнему».

Любопытно, что официальные лица ни в самом Приднестровье, ни в Украине, ни в Российской Федерации всерьез к рассуждениям Додона так и не отнеслись.

Читайте также по теме