Юрий Шпак
06:00 01/04/2016

Почему Украина не умеет работать с кредитами в сфере ЖКХ?

В экономике Украины существует немало «черных дыр», поглощающих деньги, ресурсы, время. Одной из самых больших является жилищно-коммунальное хозяйство. Деньги на его модернизацию нужны колоссальные, но что самое интересное – иностранцы готовы вкладывать в Украину, но вот готова ли Украина?

Недавно в комитете Верховной Рады Украины по вопросам строительства, градостроения и ЖКХ состоялись комитетские слушания на тему «Проблемы привлечения инвестиций для модернизации ЖКХ и пути их решения».

На заседании присутствовали представители правительства, глава Нацкомиссии госрегулирования в сферах энергетики и коммунальных услуг, уполномоченные лица западных кредиторов, представители ряда коммунальных монополистов.

Общий вывод –  кредитные деньги для Украины в сфере энергомодернизации и коммунальной инфраструктуры у Европы есть. Нет желания и компетентности исполнительной власти работать с этими деньгами.

Привлеченные Украиной кредитные средства на модернизацию ЖКХ

Программа

Кредитор

Сумма

Состояние

1

Программа развития муниципальной инфраструктуры Украины

Европейский инвестиционный банк

400 млн.евро

Требует ратификации парламентом

2

Второй проект развития городской инфраструктуры

Международный банк реконструкции и развития

350 млн.долл.

С ноября 2014 года использовано  5,25 млн.долл.

3

Развитие городской инфраструктуры в Украине

Международный банк реконструкции и развития

140 млн.долл.

Проект был реализован на сумму 137,14 млн.долл.

4

Повышение энергоэффективности в секторе централизованного теплоснабжения

Международный банк реконструкции и развития

382 млн.долл.

С ноября 2014 года  освоено  2,9 млн.долл

5

Развитие системы водоснабжения та водоотвода в г.Николаеве

Европейский инвестиционный банк

15,54 млн.евро

С сентября 2009 года использовано 5 млн.евро.

6

Чрезвычайная кредитная программа для восстановления Украины

Европейский инвестиционный банк

200 млн.евро

Проект на начальной стадии реализации. Использовано 15 млн.долл.

7

Проект муниципального водного хозяйства в г.Черновцы

Немецкий государственный банк KfW

17 млн.евро

Требует ратификации парламентом

Государственно-частное партнерство

Одной из форм привлечения средств в жилищно-коммунальное хозяйство является государственно-частное партнерство.

Так, по состоянию на 1 января 2016 года на принципах государственно-частного партнерства в Украине реализуется 177 проектов: подписано 146 договоров концессии и 31 договор о совместной деятельности. Наибольший удельный все занимают договора в сфере обработки отходов  — 63,2%. В процессе подготовки еще 309 объектов по всей стране.

Государственные деньги

Сегодня на уровне государства с 2010 года реализуется одна Государственная целевая экономическая программа энергоэффективности  и развития сферы  производства энергоносителей из возобновляемых источников энергии.

Документ предлагает следующие бонусы для граждан в сфере энергоэффективности:

— 20% суммы кредита (но не более 12 тыс. грн.) – для замены газовых котлов  для населения.

— 30% суммы кредита (но не более 14 тыс. грн.) – для физических лиц для внедрения энергоэффективных мероприятий.

— 40% суммы кредита (но не более 14  тыс. грн в расчете на одну квартиру) – для ОСМД и ЖКХ как юридических лиц для общедомовых  ремонтов и реконструкций.

Данные компенсации были весомы при курсе 8 грн. за доллар, но сегодня это копейки, с учетом роста цен на импортное энергосберегающее оборудование.

На реализацию программы в бюджете на 2016 год было предусмотрено 790,4 млн.грн.

По состоянию на 9 марта 2016 года в рамках программы было выдано 80 122 кредитов на общую сумму – 1,28 млрд. грн.

Тотальная некомпетентность

Важно понимать, что деньги нам не дарят, нам дают их в кредит, который все равно придется возвращать, хотя и с небольшим процентом.

И тут в Украине возникают первые проблемы – в тариф инвестиционная составляющая, как правило, не попадает, деньги приходится списывать с амортизационных отчислений.

Более того, тотальная нищета коммунальных предприятий (или нам это так пытаются преподнести монополисты?) породила постановления Кабмина № 217, по которым все поступающие живые деньги прямиком уходят «Нафтогазу». Средств на возвращения кредитных средств не остается.

Поскольку текущие тарифы государство с подачи монополистов не спешит расшифровывать, то единственный выход – повышать тарифы, включая в них «инвестиционную составляющую». Пойдет ли на это текущая власть с учетом приближающихся перевыборов? Конечно, нет. А значит, западные кредиторы крепко призадумаются давать ли нам деньги.

А знаете, что самое смешное, вернее грустное? Почему, деньги, которые предоставляют западные доноры, не используются в полном объеме?

Наши чиновники не умеют работать с финансовыми инструментами, бюджетированием, планированием, международными стандартами закупок.

С одной стороны это не бюджетные деньги воровать, а с другой руководство коммунальных компаний финансово и юридически некомпетентно. В диаметрах труб и насосах они разбираются,  в денежном планировании нет.

Иными словами, проблема не в деньгах, как нам пытаются навязать в публичной сфере, а в некомпетентности украинских чиновников. Причем на самом высоком уровне.

Достаточно вспомнить заявление  координатора сектора по энергоэффективности   Представительства ЕС в Украине Юрате Юодснуките,  о том, что наша страна может потерять право на льготный кредит  Евросоюза в размере 1,8 млрд. евро из-за пассивной позиции Украины в принятии законов об энергоэффективности и о коммерческом учете в сфере коммунальных услуг.

Диагноз украинской хозяйственности в сфере ЖКХ  дипломатично поставила Счетная палата Украины: Минрегионбуд как ответственный исполнитель шести проектов для финансирования которых в течении 2008-2025 года Украиной привлечено от международных кредиторов (МБРР и ЕИБ) 872 млн долл. США и 615,54 млн. евро заимствований, не обеспечил их эффективного использования.

Среди причин – подготовка проектов с нарушениями, недостатки системы управления и контроля за исполнением проектов, небрежное отношение к срокам выполнения, непрофессионализм привлеченных специалистов.

Как тут не вспомнить украинскую поговорку: «чому бідні, бо дурні, чому дурні, бо бідні».

Слезы и козни монополистов

При общей протяжности в Украине водопроводных труб и канализации в 88 тыс. км. — аварийных 38 тыс. км. А за весь 2015 год знаете, сколько было реконструировано? Шестнадцать километров!

Водными счетчиками  многоквартирные дома обеспечены лишь 22,3%. Что касается теплосчетчиков, то на уровне Украины они установлены лишь в 53% домов.

Впрочем, и тут дело не в деньгах, а в банальной жадности монополистов. НА заседании парламентского комитета ЖКХ прозвучала цифра – «потери» Киевэнерго из-за установки тепловых счетчиков в киевских домах составили около миллиарда гривен за 2015 год.

Следует отметить, что понимание проблем на уровне профильного парламентского комитета по вопросам ЖКХ присутствует. Депутаты пытаются в хорошем смысле «давить» на Кабмин, стимулировать его занимать более конструктивную позицию.

Но прислушиваются ли политики к общественности? Судя по принятому в первом чтении законопроекту №1581-д «О коммунальных услугах»— не очень.

Буквально на днях начнется подготовка комитетом  этого документа ко второму чтению.

ГолосUAобязательно проинформирует читателей об  этих очередных коммунальных «покращеннях», заботливо продиктованных монополистами депутатам.

Читайте также по теме