В экономике Украины существует немало «черных дыр», поглощающих деньги, ресурсы, время. Одной из самых больших является жилищно-коммунальное хозяйство. Деньги на его модернизацию нужны колоссальные, но что самое интересное – иностранцы готовы вкладывать в Украину, но вот готова ли Украина?
Недавно в комитете Верховной Рады Украины по вопросам строительства, градостроения и ЖКХ состоялись комитетские слушания на тему «Проблемы привлечения инвестиций для модернизации ЖКХ и пути их решения».
На заседании присутствовали представители правительства, глава Нацкомиссии госрегулирования в сферах энергетики и коммунальных услуг, уполномоченные лица западных кредиторов, представители ряда коммунальных монополистов.
Общий вывод – кредитные деньги для Украины в сфере энергомодернизации и коммунальной инфраструктуры у Европы есть. Нет желания и компетентности исполнительной власти работать с этими деньгами.
Привлеченные Украиной кредитные средства на модернизацию ЖКХ
№ |
Программа |
Кредитор |
Сумма |
Состояние |
1 |
Программа развития муниципальной инфраструктуры Украины |
Европейский инвестиционный банк |
400 млн.евро |
Требует ратификации парламентом |
2 |
Второй проект развития городской инфраструктуры |
Международный банк реконструкции и развития |
350 млн.долл. |
С ноября 2014 года использовано 5,25 млн.долл. |
3 |
Развитие городской инфраструктуры в Украине |
Международный банк реконструкции и развития |
140 млн.долл. |
Проект был реализован на сумму 137,14 млн.долл. |
4 |
Повышение энергоэффективности в секторе централизованного теплоснабжения |
Международный банк реконструкции и развития |
382 млн.долл. |
С ноября 2014 года освоено 2,9 млн.долл |
5 |
Развитие системы водоснабжения та водоотвода в г.Николаеве |
Европейский инвестиционный банк |
15,54 млн.евро |
С сентября 2009 года использовано 5 млн.евро. |
6 |
Чрезвычайная кредитная программа для восстановления Украины |
Европейский инвестиционный банк |
200 млн.евро |
Проект на начальной стадии реализации. Использовано 15 млн.долл. |
7 |
Проект муниципального водного хозяйства в г.Черновцы |
Немецкий государственный банк KfW |
17 млн.евро |
Требует ратификации парламентом |
Государственно-частное партнерство
Одной из форм привлечения средств в жилищно-коммунальное хозяйство является государственно-частное партнерство.
Так, по состоянию на 1 января 2016 года на принципах государственно-частного партнерства в Украине реализуется 177 проектов: подписано 146 договоров концессии и 31 договор о совместной деятельности. Наибольший удельный все занимают договора в сфере обработки отходов — 63,2%. В процессе подготовки еще 309 объектов по всей стране.
Государственные деньги
Сегодня на уровне государства с 2010 года реализуется одна Государственная целевая экономическая программа энергоэффективности и развития сферы производства энергоносителей из возобновляемых источников энергии.
Документ предлагает следующие бонусы для граждан в сфере энергоэффективности:
— 20% суммы кредита (но не более 12 тыс. грн.) – для замены газовых котлов для населения.
— 30% суммы кредита (но не более 14 тыс. грн.) – для физических лиц для внедрения энергоэффективных мероприятий.
— 40% суммы кредита (но не более 14 тыс. грн в расчете на одну квартиру) – для ОСМД и ЖКХ как юридических лиц для общедомовых ремонтов и реконструкций.
Данные компенсации были весомы при курсе 8 грн. за доллар, но сегодня это копейки, с учетом роста цен на импортное энергосберегающее оборудование.
На реализацию программы в бюджете на 2016 год было предусмотрено 790,4 млн.грн.
По состоянию на 9 марта 2016 года в рамках программы было выдано 80 122 кредитов на общую сумму – 1,28 млрд. грн.
Тотальная некомпетентность
Важно понимать, что деньги нам не дарят, нам дают их в кредит, который все равно придется возвращать, хотя и с небольшим процентом.
И тут в Украине возникают первые проблемы – в тариф инвестиционная составляющая, как правило, не попадает, деньги приходится списывать с амортизационных отчислений.
Более того, тотальная нищета коммунальных предприятий (или нам это так пытаются преподнести монополисты?) породила постановления Кабмина № 217, по которым все поступающие живые деньги прямиком уходят «Нафтогазу». Средств на возвращения кредитных средств не остается.
Поскольку текущие тарифы государство с подачи монополистов не спешит расшифровывать, то единственный выход – повышать тарифы, включая в них «инвестиционную составляющую». Пойдет ли на это текущая власть с учетом приближающихся перевыборов? Конечно, нет. А значит, западные кредиторы крепко призадумаются давать ли нам деньги.
А знаете, что самое смешное, вернее грустное? Почему, деньги, которые предоставляют западные доноры, не используются в полном объеме?
Наши чиновники не умеют работать с финансовыми инструментами, бюджетированием, планированием, международными стандартами закупок.
С одной стороны это не бюджетные деньги воровать, а с другой руководство коммунальных компаний финансово и юридически некомпетентно. В диаметрах труб и насосах они разбираются, в денежном планировании нет.
Иными словами, проблема не в деньгах, как нам пытаются навязать в публичной сфере, а в некомпетентности украинских чиновников. Причем на самом высоком уровне.
Достаточно вспомнить заявление координатора сектора по энергоэффективности Представительства ЕС в Украине Юрате Юодснуките, о том, что наша страна может потерять право на льготный кредит Евросоюза в размере 1,8 млрд. евро из-за пассивной позиции Украины в принятии законов об энергоэффективности и о коммерческом учете в сфере коммунальных услуг.
Диагноз украинской хозяйственности в сфере ЖКХ дипломатично поставила Счетная палата Украины: Минрегионбуд как ответственный исполнитель шести проектов для финансирования которых в течении 2008-2025 года Украиной привлечено от международных кредиторов (МБРР и ЕИБ) 872 млн долл. США и 615,54 млн. евро заимствований, не обеспечил их эффективного использования.
Среди причин – подготовка проектов с нарушениями, недостатки системы управления и контроля за исполнением проектов, небрежное отношение к срокам выполнения, непрофессионализм привлеченных специалистов.
Как тут не вспомнить украинскую поговорку: «чому бідні, бо дурні, чому дурні, бо бідні».
Слезы и козни монополистов
При общей протяжности в Украине водопроводных труб и канализации в 88 тыс. км. — аварийных 38 тыс. км. А за весь 2015 год знаете, сколько было реконструировано? Шестнадцать километров!
Водными счетчиками многоквартирные дома обеспечены лишь 22,3%. Что касается теплосчетчиков, то на уровне Украины они установлены лишь в 53% домов.
Впрочем, и тут дело не в деньгах, а в банальной жадности монополистов. НА заседании парламентского комитета ЖКХ прозвучала цифра – «потери» Киевэнерго из-за установки тепловых счетчиков в киевских домах составили около миллиарда гривен за 2015 год.
Следует отметить, что понимание проблем на уровне профильного парламентского комитета по вопросам ЖКХ присутствует. Депутаты пытаются в хорошем смысле «давить» на Кабмин, стимулировать его занимать более конструктивную позицию.
Но прислушиваются ли политики к общественности? Судя по принятому в первом чтении законопроекту №1581-д «О коммунальных услугах»— не очень.
Буквально на днях начнется подготовка комитетом этого документа ко второму чтению.
ГолосUAобязательно проинформирует читателей об этих очередных коммунальных «покращеннях», заботливо продиктованных монополистами депутатам.