В Украине системе среднего образования работают 444 тыс. учителей. Если добавить к ним преподавателей вузов, профессионально-технических училищ, репетиторов, а также свору чиновников от «районо» до Минобразования, то мы получим миллионную армию педагогов-бюджетников. Новости для них плохие – Украине не нужно столько учителей и процесс их сокращения можно считать необратимым, хотя чиновники будут сопротивляться до последнего. В ущерб нашему будущему.
Сегодня мы можем быть свидетелями, как минимум трех фундаментальных процессов в сфере образования, несущих необратимые последствия. Рассмотрим их подробнее.
Демографический крест
Демографическое сокращение населения усугубляется уменьшением количества детей, и как следствие – учеников и студентов.
Эта проблема не решаема в принципе, разве что с помощью притока мигрантов. Но на это сегодня не готово пойти ни общество, ни власть.
Деградация высшей и средней школы
Если кратко, украинские институты, гордо именуемые университетами, погнались «за валом», штампуя липовых специалистов. Как следствие – падение образовательных стандартов и уровня преподавания.
Необратимый процесс деградации на уровне вузов также был связан с «вымыванием» лучших студентов за рубеж – они не возвращаются в качестве преподавателей, а «аксакалы» уходят по естественным причинам.
Особенно критично это наблюдается на уровне физико-математических и инженерных специальностей. Стареет и уходил педагогический состав, который еще транслировал остатки не самой слабой советской школы, разрушается материально-техническая база.
Упала престижность научно-технических специальностей. Одними маркетологами и юристами страну европейского уровня не построишь. Сегодня украинская инженерная (да и любая другая) школа воспроизводит паттерны средины 20 века. Ничего общего с современными технологиями и знаниями они не имеют.
Когда на пенсию окончательно уйдут старые преподаватели математики и физики, Украина попрощается с сиюминутной славой «ведущей ИТ державы».
В Украине в среднем за неделю в школе математика читается 2-3 часа, в Польше -5-6. 22 тысячи детей в прошлом году не попали в вузы по причине плохого знания математики.
Увеличить квоты на инженерные специальности говорите? На недавнем заседании парламентского комитета по образованию, его глава Александр Спиваковский рассказал о закрытом письме ректора КПИ Михаила Згуровского. В нем была информация, что в прошлом году было не добрано на инженерные специальности 700 студентов по госзаказу.
Добавим сюда и международную конкуренцию. Стоимость образования в Польше, Чехии, Словакии уже практически сравнялся с внутри-украинскими расценками, при несопоставимом качестве. А если выучить немецкий, то можно учится бесплатно в Германии.
По данным польского министерства образования в 2015 году в Польше училось 20 693 студента из Украины.
Будущее уже сегодня
Хотим мы или нет, но человечество уже глубоко шагнуло в информационную эпоху. Как и любой новый технологический уклад, он полностью переформатирует рынок труда.
Сегодня динамично изменяется банковский и финансовый рынок – многие белые воротнички теряют работу не только по причине экономического кризиса, но и в силу развития информационных технологий – банковские услуги уходят в мобильный банкинг, терминалы, облачные технологии.
Например, международный банк HSBC в этом году увольняет 850 специалистов только в Великобритании в рамках трехлетнего плана по сокращению персонала. В глобальном же масштабе рабочие места потеряют 50 тыс. банковских сотрудников, а 12% всех отделений HSBC будут закрыты.
Так, что если в Украине наступит экономическое процветание, сегодняшние банковские служащие-безработные так и не найдут рабочее место в отрасли.
На выход готовятся и специалисты в сфере обслуживания – кассиры, обслуживающий персонал сетей быстрого питания, водители дальнобойщики и таксисты. А развитее искусственного интеллекта в перспективе оставит без работы врачей, инженеров и даже программистов.
Не избежать этой чаши и педагогам. Виной тому стремительно набирающие популярность технологии дистанционного образования.
Уже сегодня студенты могут учиться по лучшим программам Гарварда или Стенфорда, еще немного и диплом полученный дистанционно ничем не будет отличаться от «очного».
Это значит, что светила уровня Стивена Хокинга смогут читать лекции по физике миллионам студентов, не ограничивая свои возможности маловместительной аудиторией.
Конечно, по некоторым специальностям требуется прямой контакт с педагогом, но если снять «лекционную» нагрузку, то потребность в преподавателях будет стремительно уменьшаться.
В сфере среднего образования всё ещё проще. В Украине успешно апробируются и работают разработки той же «Майкрософт», например программный комплекс Office 365 Education.
С помощью подобных систем учителя в школах получили мощные инструменты дистанционного обучения и контроля знаний. Уже сегодня неравнодушные и талантливые педагоги разрабатывают собственные авторские курсы по различным дисциплинам.
В Украине около миллиона (!) учеников средней школы учатся с использованием программных разработок дистанционного обучения детища Билла Гейтса, и около 32 тысяч учителей досконально изучили и используют ее возможности.
Логику мирового лидера программного обеспечения можно понять – даже предоставляя бесплатный доступ к своим программам, «Майкрософт» воспитывает будущую лояльность юных потребителей к своей продукции и занимает монопольную нишу на рынке образовательных услуг.
Впрочем, это положительный сигнал того, что западные высокотехнологичные компании еще смотрят на нашу страну как часть цивилизованного мира и перспективный рынок, помогая идти нашей системе образования в ногу с цивилизацией.
Пока эти технологии не коснулись штатного расписания украинских школ. Но это только пока. Например, есть такой молодой и талантливый преподаватель из Закарпатья Максим Молнар. Он разработал видео-курс лекций по истории Украины, включая систему проверки знаний. Благодаря современным технологиям он уже может оставить без работы минимум десяток учителей истории из других школ. И получать достойную заработную плату за счет экономии государством фонда оплаты труда.
Проблем, конечно, хватает – парк компьютерной техники в школах стремительно устаревает и не все школы могут похвастаться современными компьютерными классами, не хватает специалистов. Но дело постепенно двигается с мертвой точки.
Главная проблема в другом. Вы представляете, какая волна поднимется среди педагогов, когда им укажут на дверь? А чиновники от образования? Кем им руководить? Откажутся они от своих теплых должностей? Скорее всего, нас ждет тихий саботаж информационного прогресса со стороны государства.
Оно не в состоянии трудоустроить или переучить лишних педагогов, социальный взрыв ему тоже не нужен.
Еще раз повторю тезис своего предыдущего материалана эту тему – система образования в Украине это, прежде всего, глобальный «собес», который дает не знания, а занятость большому количеству людей, а также удерживает в своей орбите потенциально безработную молодежь. Отсюда и увеличение сроков обучения. К слову, это во всем мире так происходит.
Особняком стоит тема чему учат в наших школах и чему собираются учить.
Ничего общего образовательная программа средней школы (да и высшей) не имеет с теми навыками, которые выдвигает современный рынок труда. Но на эту тему мы поговорим чуть позже.
А пока советуем молодым (и не только) учителям оглянуться, посмотреть в каком направлении движется современное образование и успеть овладеть теми навыками, которыми обладает скромный 23 летний учитель истории из Закарпатья Максим Молнар, в противном случае он сделает вас безработным.