24 декабря Верховная Рада внесла правки в Налоговый кодекс, одобрив законопроект №3688, положения которого, помимо всего, предполагают повышение на 13% акцизов на моторные топлива в период первого полугодия 2016 года. Таким образом, согласно документу, для бензина ставка возрастет с 202 евро/т до 228 евро/т.
По мнению директора «Консалтинговой группы А-95» Сергея Куюна, данное налоговое новшество, отразится на конечной розничной цене топлива, в случае если трейдеры решатся перенести эту нагрузку на потребителя.
«Естественно, акцизы регулируют стоимость нефтепродуктов. При нынешнем курсе евро повышение акцизов на 13% будет означать рост себестоимости топлива примерно на 60 копеек за литр. При этом повышения цен на заправках можно ожидать уже в течение месяца. Но уточняю, это рост себестоимости для трейдеров, но переложат ли они этот налог на потребителя – не уверен. Сейчас сезон низкого спроса на топливо и вряд ли кто-то захочет поднимать цены. Также не стоит забывать о падении мировых цен на нефть, поэтому, скорее всего, конечная стоимость бензина нивелируется. То есть, необязательно цена вырастет»,- разъяснил эксперт.
Напомним, эталонная марка нефти Brent в декабре обновила семилетний минимум, а глобальный нефтяной рынок терпит кризис перенасыщения из-за высоких коммерческих запасов США и нежелания стран-членов ОПЕК снижать квоты на добычу «черного золота». Однако в украинских реалиях это обстоятельство не служит поводом для существенного снижения цен на АЗС, ведь в структуре цены нефтепродуктов сама нефть составляет около 50%, а 40% — налоги, установленные в валюте. Другими словами, бензин, реализуемый на территории Украины, сильно привязан к евро. Поэтому, несмотря на падение стоимости нефти в 3 раза, девальвация гривны сохранит нынешнюю цену на моторные топлива. Кроме того, из-за ограничений НБУ импортеры часто вынуждены покупать валюту для закупки сырья по курсу, который существенно превышает установленный регулятором, что напрямую отображается на конечной цене бензина. Отметим, что внутренний рынок нефтепродуктов на более чем 80% состоит из импорта. Это объясняется тем, что из шести нефтеперерабатывающих заводов в Украине работает лишь один — Кременчугский НПЗ. В целом за 11 месяцев 2015 года Украина импортировала нефтепродукты на сумму 3,58 млрд долларов.
Что касается валютного курса, от которого так сильно зависит стоимость топлива, то прогнозные макропоказатели на 2016 год и тенденция по снижению экспортной выручки, особенно из-за потери российского рынка, не создают условий для зримого укрепления гривны. В этом году, как ожидают в Министерстве финансов, средний курс будет на уровне 24,1 грн/долл. То есть, ощутимое снижение цен на бензины и дизтопливо вряд ли состоится.
Еще одним ключевым фактором, который играет против удешевления розничного бензина, выступает наличие неофициального рынка нефтепродуктов.
«Мы видим, что украинский рынок нефтепродуктов потерял эластичность и не так реагирует на такие факторы, как мировая цена на нефть и налоги. Это связанно с тем, что в стране имеется огромная часть теневого рынка -25% находится в тени. Поэтому логика легальных операторов – мы продаем меньше из-за «теневиков», но будем держать цены, чтобы заработать на дальнейшее существование. Предпосылки для падения цен на бензин были и раньше, но «теневики» продолжают давить на рынок»,- сообщил С. Куюн.
Заместитель директора научно-технического Центра «Психея» Геннадий Рябцев говорит, что ситуацию усугубляет также правительственный мораторий на проверки (за исключением фискальных) субъектов хозяйственной деятельности.
«Фактически разогнали Госпотребинспекцию, не действуют какие-то другие проверки, например, экологические. Для проверки какого-либо субъекта хозяйствования необходимо отдельное постановление Кабмина, отсутствует лабораторное оборудование, специалисты, которые могут проверять что-то кроме ксерокопий документов», — сказал он.
Напомним, во второй половине декабря розничные цены на бензин марки А-95 варьировались в диапазоне 18,79 – 20,99 грн/л, а дизтопливо – 15,95-17,99 грн/л.