В принятой 11 марта Декларации независимости содержится следующее обоснование: «исходя из положений Устава Организации Объединенных Наций и целого ряда других международных документов, закрепляющих право народов на самоопределение, а также принимая во внимание подтверждение международным судом ООН в отношении Косово от 22 июля 2010 года того факта, что одностороннее провозглашение независимости частью государства не нарушает какие-либо нормы международного права». К прецеденту Косово, который имеет в международном праве силу закона, также апеллирует российская сторона (например – член Совета Федерации ПФ Михаил Маргелов).
Историческая справка
С 1946 года населенное албанцами Косово имело статус автономного края в составе Сербии. Привязка объяснялась историческими корнями – именно на этой территории находится Косово поле, на котором в 1389 году состоялась битва между сербскими и турецкими войсками. Хотя битва закончилась поражением, она вошла в местную историческую мифологию как символ сербского национального единства и борьбы за независимость.
В 1989 году в Сербии состоялся референдум, утвердивший новую конституцию, которая радикально урезала автономию национальных краев (распускался парламент, национальные языки теряли официальный статус).
Косовские албанцы бойкотировали референдум. Начались массовые забастовки, акции протеста, этнические столкновения. В 1990 году в Косово было введено чрезвычайное положение.
22 сентября 1991 года было провозглашено создание независимой республики Косово, а затем проведены референдум о независимости и президентские выборы, на которых президентом был избран Ибрагим Ругова. 22 октября 1991 года независимость Республики Косово признала Албания. Началось формирование вооруженных формирований сепаратистов, которые в 1996 году были объединены в Армию освобождения Косова. В крае развернулась партизанско-террористическая война.
В 1999 году в военные действия вмешалась НАТО: массированным бомбардировкам были подвергнуты югославские города и военные объекты. В результате сербское правительство было вынуждено согласиться на ввод в Косово военного контингента НАТО KFOR и переход края под управление ООН, что и было осуществлено на основании резолюции СБ ООН № 1244 от 10 июня 1999 года.
Суть прецедента
На экстренном заседании СБ ООН 15 февраля пять из 15 членов Совбеза (США и страны ЕС) высказались за предоставление независимости Косова. Против отделения Косова выступила Россия.
17 февраля 2008 года парламент Косова в одностороннем порядкеобъявил о независимости Косова.
Уже 18 февраля независимость Косово была признана Францией, позже – к ней присоединились Великобритания, Италия и Германия, а к маю 2008 года количество признавших Косово государств составило порядка 70.
Против признания независимости края выступили Испания, Кипр, Греция, Словакия, Болгария (потом она от своих слов отказалась), Румыния, Китай и Россия.
Впрочем, 18 февраля 2008 года Госдума РФ приняла постановление-реакцию на провозглашении независимости Косово и его признание шестью членамиСБ OOH, в котором было отмечено что данные факты развязывают руки РФ в решении вопросов по статусу непризнанных территорий на постсоветском пространстве. 26 августа 2008 года, ссылаясь на прецедент, РФ признала независимость Абхазии и Южной Осетии.
22 июля 2010 года Международный суд ООН признал, что провозглашение независимости Косова не противоречит нормам международного права.
Решение суда фактически было продиктовано Госдепартаментом, должностные лица которого обозначили позицию следующим образом: «Мы призываем Международный суд оставить декларацию о независимости Косово без изменений и либо отказаться комментировать её законность, либо подтвердить, что объявление независимости согласуется с нормами международного права». Госсекретарь США Кондолиза Райс заявила, что США будут добиваться признания независимости Косово, еще в июле 2007 года.
Реакция украинских политиков
Наиболее системно по этому поводу высказался 4 июля 2007 года Арсений Яценюк, возглавлявший тогда МИД. После встречи с косовским президентом Фатмиром Сейдиу он заявил: «Проблема Косово очень сложная, но, в любом случае, конечным решением является полный суверенитет. Вопрос в том, как его добиться».
Юлия Тимошенко высказалась более осторожно. 16 апреля 2008 года она заявила, что Украина определит свою позицию относительно независимости Косово после соответствующей оценки международных институтов.
«Прежде чем принимать какое-либо решение, Украина хотела бы знать – Косово – это уже норма, общая практика или это уникальное событие, на которое должен реагировать мир».
Резко отрицательно высказался по этому вопросу П. Симоненко. 18 февраля 2008 года он заявил: «последствия могут быть для нас ужасающими: уничтожение территориального единства Украины».
Поддержка со стороны США независимости Косово, ведет к пересмотру решений Ялтинской и Потсдамской конференций, разрушению Хельсинских договоренностей.
«Признание самопровозглашенной вопреки нормам международного права независимости Косово, например, делает реальностью денонсацию Россией, как правопреемницей Советского Союза, пакта Молотова-Риббентропа, согласно которому, кстати, Украина объединяла свои земли».
Резюме
Совершенно очевидно, что инициатором признания самопровозглашенной независимости Косово были США и крупнейшие страны ЕС. При этом, Америка проигнорировала предупреждения относительно неминуемого расширения такой практики на другие регионы, в том числе – на постсоветское пространство.
В данном случае РФ только следует прецеденту, принятому без ее участия и вопреки ее четкой позиции.