ГТС Украины угрожает обесценивание из-за ожидаемого падения транзита российская газа. В качестве «подушки безопасности» называют участие международных партнеров. Однако речь о концессии уже не идет: часть газотранспортного хозяйства страны предлагают продать.
«Нафтогаз» порекомендовал выставить на приватизацию 49% акций украинской газотранспортной системы (ГТС). Письмо с соответствующим предложением руководство газового холдинга отправило премьер-министру Владимиру Гройсману.
Инициатива «Нафтогаза »вызвана ожидаемым сокращением транзита российского газа через территорию Украины в связи с истечением срока контракта с «Газпромом» в 2019 году.
Как указывается в письме, украинская ГТС оценивается в 14 млрд долларов, при этом продажа 49% акций должна принести 7 млрд долларов.
«Если международный партнер заплатит 7 млрд долларов за 49% акций оператора ГТС, то такая инвестиция может рассматриваться как определенная гарантия сохранения доходов от транзита на текущем уровне», — говорится в письме «Нафтогаза».
Сегодня Украина зарабатывает на транзите российского газа около 3 млрд долларов в год, прокачивая для европейских потребителей до 90 млрд кубометров «голубого топлива».
Однако в связи со строительством Россией газопровода «Северный поток -2» и второй нитки «Турецкого потока» в обход Украины, привлекательность украинской ГТС фактически обнуляется.
Речь идет о колоссальном снижении транзита — в 10 раз. И хотя в РФ заявили, что не будут полностью отказываться от украинского маршрута, однако доходы от «трубы» будут несопоставимы с нынешними. Летом российский «Коммерсантъ» со ссылкой на источники сообщал, что «Нафтогаз» пригрозил взыскать с «Газпрома» в Стокгольмском арбитраже компенсацию в размере 12 млрд долларов из-за обесценивания своей ГТС. Как писала российская газета, чтобы избежать такого сценария, «Нафтогаз» требовал заключить приемлемый для украинской стороны новый «транзитный» контракт до 2028 года. Однако публичной реакции «Газпрома» не последовало. Теперь в «Нафтогазе» заговорили о продаже части ГТС международному партнеру.
«49% акций – это неконтрольный, но уже блокирующий пакета акций оператора украинской ГТС. По сути, продажа 49% акций ГТС – единственный способ сохранения доходов на текущем уровне», – сообщил экономический эксперт Александр Охрименко, добавив, что средства, вырученные от продажи, позволят модернизировать газотранспортную инфраструктуру.
Ныне ГТС опекается компания «Укртрансгаз», подчиняющаяся после скандала с «Нафтогазом» непосредственно Министерству экономического развития и торговли. В ходе реформы газотранспортные мощности страны акционируют и появился новый субъект в виде компании-оператора. Именно ее часть и предлагают продать.
Отметим также, что для подготовки продажи ГТС Кабмин должен получить отмашку еще от СНБО, ведь речь идет о стратегической инфраструктуре.
Более того, нужно внести изменения в законодательство, ведь текущее позволяет передать часть ГТС только в управление.
«Есть два закона, которые сегодня запрещают продажу ГТС Украины. То есть, должен был быть поддержан новый закон или должны быть внесены изменения к действующему. Потом должна состоятся корпоратизация ГТС, чтобы создать пакет акций. Ранее в закрытой среде партнеры «Нафтогаза» (ЕБРР, Мировой Банк и группа международных газовых трейдеров) высказывали мысль, что нецелесообразно управлять ГТС на условиях концессии или аренды, так как оператору будет невыгодно инвестировать и развивать бизнес. Они говорили, что лучше провести приватизацию. Фактически «Нафтогаз» лоббирует интересы международных европейских трейдеров в этом вопросе», — комментирует эксперт по энергетическим вопросам Юрий Корольчук.
По его словам, стоимость ГТС, озвученная в письме «Нафтогаза», также вызывает вопросы.
«Почему 14 млрд долларов? Давайте их увидим – это должна быть открытая информация. Правительство должно ознакомить общественность и сказать, что было заказано исследование, аудит и т.д. Также надо понимать, что стоимость ГТС на протяжении следующих 5 лет, когда будет длиться процесс подготовки к продаже, измениться: транзит газа уже не будет составлять 90 млрд кубометров в год, как прежде . Таким образом, стоимость ГТС может снизиться до 10 млрд долларов», — добавил эксперт.