С момента чудесного обретения Украиной Независимости и внешних признаков государственности, отечественная элита последовательно переводила активы, доставшиеся в наследство от УССР в частную собственность. Называлось это два десятка лет назад модным по тем временами словом «приватизация».
С тех пор ВВП Украины снизился почти в три раза (до 30-35% от уровня 1990 года он упадет по итогам 2015 года), а уровень владения государством активами упал в 5 раз. При этом каждое новое «реформаторское» правительство с завидным постоянством утверждало, что именно перевод государственной собственности в частную — это тот механизм, который обеспечит процветание государству и его гражданам.
В реальности все произошло строго наоборот, но это никак не мешает очередному правительству готовить остатки госсобственности к распродаже. Для начала, Кабмин подал в Верховную Раду два законопроекта: № 1567 и №2464, которые публично вообще не обговаривались, хотя именно они закладывают основы для массы коррупционных схем по приватизации остатков госсобственности и, в первую очередь, предприятий ВПК, энергорынка и транспорта (аэропортов). Затем появилось Постановление КМУ №271 от 12.05.2015 «О проведении прозрачной и конкурентной приватизации в 2015 году», которым сформировано два списка объектов, подлежащим приватизации в 2015 году:
· В первом определен перечень объектов государственной собственности, подлежащих приватизации в 2015 году;
· Во втором, перечень объектов государственной собственности, подлежащих приватизации в 2015 году после их исключения из Закона Украины «О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации».
Что же предлагается распродать? По первому списку это 302 предприятия, в том числе:
1. 35 предприятий добывающей отрасли (среди которых — Государственное предприятие «Шахта Южнодонбасская № 3 имени М. С. Сургая», ОАО «Лисичанскуголь», Государственный концерн «Укрторф», ОАО «Шахта имени Засядько»)
2. 25 предприятий энергетической инфраструктуры (среди которых — ОАО «Центрэнерго» — 78% акций,, «Донбассэнерго» — 25%, Херсонская ТЭЦ, Одесская ТЭЦ, Николаевская ТЭЦ и пакеты акций облэнерго)
3. 27 предприятий сельского хозяйства (среди которых — ГП «Коневодство Украины» (около 40 000 га земли), Яготинский сахарный завод, ОАО «Племенной завод имени Литвинова» и т.д.)
4. 12 предприятий строительной отрасли (среди которых – 100% акций ОАО «Днепрометрострой» и ОАО «Укрвуглепромтранс», 48% акций ОАО" Укрзападуглестрой »)
5. 8 предприятий химической промышленности (среди которых – 91% акций ОАО «Акционерная компания «Свема», 99% акций ОАО «Одесский припортовый завод»)
6. 53 предприятия машино- и приборостроения (среди которых — 10% акций ПАО «Черноморский судостроительный завод», 15% акций ОАО «Одесский завод радиально-сверлильных станков»)
По второму списку должны быть приватизированы 43 предприятия, из которых:
· 16 предприятий транспортной отрасли – морские порты (среди которых — 100% ЧАО «Украинское Дунайское пароходство», ГП «Одесский морской торговый порт», ГП «Бердянский морской торговый порт», ГП «Морской торговый порт «Южный» и т.д.)
· 22 сельскохозяйственных предприятия (среди которых – ГП «Миргородский гренажный завод», ГСП «Главный селекционный центр Украины»)
· Государственное публичное акционерное общество «Строительная компания «Укрбуд»(100% акций) и т.д.
Сейчас, в условиях экономического кризиса, отсутствия реформ, продолжающихся военных действий на Донбассе – стоимость данных активов близка к минимальной. Приватизировать их можно будет за копейки. Ни малейшей выгоды ни бюджет-2015 ни будущие бюджеты от этого акта не получат. Возможно, именно в этом (продаже за бесценок) и заинтересованы лоббисты нынешней волны приватизации.
Примечательно, что постоянно ведя разговоры о необходимости приватизации госпредприятий, власти как-то забывают о предвыборных обещаниях. Год назад, еще в статусе кандидата в президенты Петр Порошенко заявил: «Я уже говорил, что если стану президентом, продам свой бизнес, не буду иметь к нему никакого отношения, продам все, кроме 5 канала». Эта фраза была произнесена в ходе встречи с жителями Владимира-Волынского в воскресенье, 13 апреля 2014 года. До сих пор это обещание, как и многие другие, не выполнено.
Мало того, в ответ на предложение от швейцарской корпорации Nestle купить кондитерский бизнес Порошенко за $1 млрд, генеральный директор Roshen Вячеслав Москалевский в интервью агентству Bloomberg заявил, что считает эту цену заниженной. По его словам гарант Конституции оценивает стоимость кондитерской корпорации почти в $3 млрд. и не настроен сильно уступать в цене. А спрос на активы в Украине сейчас, по мнению Москалевского, «не просто плохой, а очень плохой».
Удивительно, но оказывается, что для масштабной приватизации государственных активов и время, и конъюнктура рынка, и цена – все подходят, а вот для продажи президентского бизнеса – нет! Может все же что-то не так с приватизацией-то?