Андрей Кислов
09:00 04/02/2021

Подмена смыслов: Принят закон о референдуме

Верховная Рада приняла закон только о всеукраинском референдуме, не учтя местное народовластие. Критика закона разделилась. Одни говорят об опасности референдума в принципе, другие — что закон выхолощен.
«Не доверяет собственному народу»
Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом закон «О народовластии путем всеукраинского референдума». Фракция «Голос» планирует зарегистрировать в Верховной Раде проект постановления об отмене результатов голосования, сообщила журналистам руководитель партии «Голос», народный депутат Кира Рудик.
 Политолог Андрей Золотарев отмечает: «Часть оппозиции выразила свое негативное отношение к этому закону. Это очередной пример двойной морали тех, кто называет себя большими патриотами, но не доверяет собственному народу».
Политолога Владимир Фесенко, по его словам, «изумляет и отчасти беспокоит» отчетливо выраженный антидемократический дискурс у части критиков закона о всеукраинском референдуме.
«Это проявление политической шизофрении (уж извините за экзерсисы с политической психиатрией). В чем шизофрения? По мнению таких критиков, во время Майданов можно апеллировать к народу, а в связи с референдумами никак нельзя. Такая позиция как минимум проявляет двойные стандарты», — написал он в Facebook.
Накануне закон раскритиковала и в «Европейской солидарности». В частности, нардеп Виктория Сюмар заявила: «Угроза Закона в том, что референдумом можно заменить законодательный орган. Можно таким референдумом изменить любой закон. Можно принять закон. Зачем тогда парламент?»
Отметим, что референдумы для того и проводят, чтобы принимать решение напрямую. Принятый закон предусматривает, что всеукраинский референдум по народной инициативе может быть проведен по требованию не менее чем 3 млн граждан Украины, имеющих право голоса. Подписи должны быть собраны из двух третей территориальных единиц Украины — минимум по 100 тыс. подписей в каждой.
Верифицировать 3 миллиона подписей будут члены Центральной избирательной комиссии, которые будут присутствовать на каждом заседании инициативной группы.
Кроме того, инициативная группа должна подать в ЦИК аналитическую записку о возможных социальных, политических, правовых последствиях вынесения вопроса на референдум. Если вопрос, выносимый на референдум, пропустит ЦИК, окончательное решение за Президентом. Тот имеет право 40 дней решать, объявлять ли референдум, ведь согласно принятому закону референдум стартует с президентского указа.
Процедура настолько затруднена, что провести его в действительности практически невозможно, говорят в «Оппозиционной платформе — За жизнь».
Стоит напомнить, что в августе 2019-го и в марте 2020 года ОПЗЖ вносила собственный законопроект «О всеукраинском и местных референдумах по народной инициативе». Он не прошел.
А принятый закон подал в Раду Президент Владимир Зеленский. 9 июня он определил законопроект как неотложный, и первое чтение документ прошел 18 июня. В принятом законе говорится о том, что референдум можно проводить только один раз в год, что может быть только один вопрос и на этот вопрос нужно дать ответ четко «да» или «нет».
«С максимальным использованием новейших технологий»
Согласно принятому закону, на всеукраинский референдум можно выносить изменения в I, III и XIII разделов Конституции (разделы «Общие положения», «Выборы. Референдум» и «Внесение изменений в Конституцию»).
Кроме того, путем референдума могут решаться вопросы общегосударственного значения; изменение территории Украины, а также возможна отмена законов или их отдельных норм.
Хотя по Конституции граждане имеют права в части волеизъявления на местных референдумах, а президентский законопроект касался только всеукраинского референдума.
Любопытно, что в предвыборной программе Владимира Зеленского закон о народовластии был вынесен первым пунктом.
«Мой первый законопроект «О народовластии». В нем мы вместе закрепим механизм, по которому только Народ Украины будет формировать основные задачи для власти через референдумы и другие формы прямой демократии. В современной Украине это должно происходить с максимальным использованием новейших технологий», — говорилось в программе.
В конце 2019 года Глава государства заговорил о референдуме в связи с рассмотрением закона о рынке земли.
«Возможность приобрести украинскую землю иностранцами будет только после решения референдума», — обещал Владимир Зеленский.
Теперь и закон принят, и новейшие технологии в нем учтены. Закон позволяет электронные процедуры во время организации и проведения всеукраинского референдума. В том числе речь идет об электронном голосовании. Однако, пока нет сопутствующих законов, эта норма неосуществима.
Первый заместитель главы Верховной Рады Руслан Стефанчук заявил, что электронное голосование станет возможным, когда будет принят соответствующий законодательный акт.
«Вопрос электронного голосования — это вопрос не юридический, а технический. Мы его будем проводить только тогда, когда технически будет подтверждена возможность проводить этот вид голосования», — цитирует Стефанчука zn.ua.
Председатель Верховной Рады Дмитрий Разумков говорит, что референдумы будут, но не скоро.
«В ближайшее время вряд ли можно будет провести референдум. Потому что он предвидел фактически возможность проведения референдума, начиная с 2022 года. И сегодня есть ограничения и по финансам, вы все понимаете, что мы находимся в режиме ковида, в режиме довольно серьезной экономии бюджетных средств», — заявил спикер парламента.
Разумков подчеркнул, что в настоящее время «каждая гривна должна быть на особом учете», а Минфин говорит о том, что проведение референдума будет стоить бюджету Украины около 2 млрд грн.
«В законе предусматривалось, что эти средства должны ежегодно аккумулироваться, храниться в течение года и только 1 декабря куда-то перераспределяться… Парламент поддержал предложение этого не делать и в том случае, если будет необходимость референдума, выделять из резервного фонда средства на проведение референдума», — отметил спикер.
Стоит напомнить, что до нынешнего закона референдумы в Украине проводились. С 1991 по 2009 год в Украине прошло 150 местных референдумов. Из них 55 — по вопросам административно-территориального устройства, 36 — по изменениям названий населенных пунктов, 34 — о прекращения полномочий представительских органов местного самоуправления.
Законодательная база для местных референдумов исчезла после принятия закона «О всеукраинском референдуме» от 28 ноября 2012 года, в связи с чем утратил силу закон 1991 года «О всеукраинском и местных референдумах». А затем, в 2018 году Конституционный суд признал неконституционным и закон о всеукраинском референдуме из-за нарушений процедуры при его принятии.

Читайте также по теме