С 1 февраля украинцев ожидает очередной удар по карману: проезд в общественном транспорте подорожает до 3-4 гривен. Но и это еще не предел- тариф в некоторых городских маршрутных автобусах подскочил до 5 грн. и планирует расти на протяжении года. ГолосUA выяснил, улучшится ли с «ценовым бумом» качество услуг подвижного состава столичного общественного транспорта.
Трамваи дышат на ладан
Водители трамваев заявляют в один голос: с подорожанием проезда до 3 гривен трамваи вряд ли станут ездить лучше. Из 90 единиц вагонов в Подольском депо, только 29 новых, остальные – уже дышат на ладан. Но с другой стороны, поднятие тарифов – это единственный спасательный круг для выплаты зарплат транспортникам и закупки необходимых запчастей. В противном случае – они просто рассыпятся на ходу.
«За день выручка нашего депо составляет около 50 тыс. грн и каждый водитель считает, что он вполне зарабатывает свою зарплату. Но с этих денег нам нужно заплатить за электроэнергию, которая скоро для «Киевпасстранса» может стать не льготной и нам придется платить бешеную сумму, поскольку в день на маршрут выезжает около 50 трамваев, а по проводам идет 600 Вт. К тому же, выручка уходит на печать талонов, смазку, налоги, пенсионный фонд, запчасти», — рассказал начальник маршрута в Подольском трамвайном депо Владимир Котляр.
На секундочку, ходовая часть трамвая, которую закупают в Чехии стоит $10 тыс, а одна колёсная пара может обойтись в 10 тыс. гривен. /> Во время встречи с мэром города В. Кличко, водители трамваев спросили его: «Вы подвижной состав видели? Он не соответствует трем гривнам. Вам в Германии в трамвае дождь на голову капал? А в киевских трамваях капает!»
«Помню, как только подняли проезд до 1,5 гривны и у меня на глазах вагон сломался. Водитель бежал, чтобы спрятаться за моей спиной от пассажиров, которые требовали, чтобы каждому вернули 1,50 коп. Пришлось пересаживать их в следующий трамвай», — вспоминает водитель.
Работая на маршруте трамвая №15 со своей женой, В. Котляр лично наблюдал, что из трех пассажиров, найдется один порядочный, который заплатит 1,50 гривен. А теперь, с поднятием тарифов, этот порядочный будет платить за себя и за своего соседа.
«Каждый водитель встает в 3 часа ночи и в 5 утра выезжает на рейс. Помню, была суббота, и моя жена остановилась на Старовокзальной – в салон зашло человек 50, и ни один из них не заплатил за проезд. На это уже никаких сил не хватает. Или, например, в вагон зайдет пассажир с бутылкой пива, которую купил за 8 грн и пачкой сигарет – за 15 грн, строит из себя крутого, но билет за 1,50 грн. не купит. Вот из-за таких пассажиров пострадают другие. Я не представляю, что будет с 1 февраля, наверное, война. Если раньше бедный человек платил 3 гривны за проезд в день, то теперь придется 6 отдавать, что ударит по многим семейным бюджетам», — говорит В. Котляр.
Водитель уверен, что если страна стремиться к европейским стандартам, обоснованная цена за проезд должна быть не меньше 5 грн.
«Все дорожает, а зарплаты, как стояли на месте, так и стоят, или урезаются. Даже у меня как начальника маршрута зарплата была 3300 гривен, а с ноября — 2800 гривен. Сейчас этих денег хватит, чтобы собрать ребенка в школу, но на завтрак уже не останется. Прожить на это нереально», — отметил он.
Троллейбусы и автобусы снимают с маршрутов
Ненамного лучше ситуация сложилась с троллейбусами: не смотря на то, что подвижной состав новее, чем трамвайный, водителей массово сокращают из-за нехватки денег на зарплаты и бензин. КП «Киевпастранс» уже сократило количество общественного транспорта на 177 единиц, и закрыло несколько автобусных и троллейбусных маршрутов. В частности, маршруты автобусов №2, №5, №43к и №79.
«Стало не выгодно платить зарплату ни водителям, ни кондукторам, поэтому подорожание проезда до 3х гривен спасет многих водителей. За последние две недели в одном из автобусных депо около 25ти водителей сидят в резерве: они не выезжают на маршруты и получают мизерную зарплату», — рассказывают сотрудники «Киевпасстранса».
К тому же, стало известно, что предприятие взяло большой кредит на закупку транспорта. Но что-то ни транспорта, ни денег пока не видно, поэтому улучшится ли качество услуг с подорожанием проезда –вопрос времени.
В свою очередь, по словам депутатов, значительная часть выручки КП «Киевпасстранс», от продажи билетов, которые учитываются непрозрачно находится «в тени».
«Мы не знаем их точных сумм. Вторая часть теневого бюджета касается вопросов рекламы: предприятие использует преференции для определенных заказчиков рекламы, к тому же, цены на рекламу могут быть ниже рыночных. Таким образом, предприятие недополучает значительную часть своей же прибыли, которая могла бы пойти на зарплату и закупку необходимых деталей», — отметила депутат Киевсовета Галина Янченко.
Водители же утверждают, что большая сумма денег была украдена бывшим директором предприятия Н. Ламбуцкий, который и вогнал его в большой убыток.
В свою очередь, нынешний директор КП «Киевпасстранс» Сергей Майзель утверждает, что с поднятием цена на проезд, предприятие дополнительно получит доход в 430 млн. гривен, но согласно рентабельности и инвестиционной составляющей стоимость проезда в наземном транспорте должна стоить не меньше 3,63 гривен.
Столичная подземка реанимирует старые эскалаторы и рельсы
С поднятием проезда до 4 гривен, с одной стороны, метрополитен все равно будет убыточен и, в первую очередь, это будет касаться технического обеспечения подземки. С другой — появятся дополнительные средства для проведения плановых ремонтов, которые из-за низкого тарифа постоянно откладывались
Кассовую выручку в 1,4 млрд. грн, которую столичный метрополитен планирует получить в 2015 году за счет повышения тарифов будет потрачена на возобновлении парка вагонов, капитальный ремонт эскалаторов, ремонт рельс, налоги, зарплаты и электроснабжение.
«Выручку метрополитен потратит на налоги и зарплату сотрудникам – это около 800 млн. грн, более 150 млн. пойдет на электроснабжение, около 250 млн – на техническое обеспечение и плановые ремонты. Основной приоритет – это капитальный ремонт эскалаторов, которым больше 50 лет», – рассказал начальник КП «Киевский метрополитен» Виктор Брагинский.
В первую очередь, в метро не хватает 130 тележек для колесных пар, которые будут установлены на 82 вагона. К тому же, в феврале 2015 года с линий метрополитена будет снято 63 вагона, которые уже не подлежат ремонту.
Но проведение полной модернизации вагонов и эскалаторов и повышение уровня противопожарного состояния в метро возможно при условии утверждения экономически обоснованного тарифа на уровне 4 грн. 48 коп, полной компенсации за перевозку льготников и отсутствия скидок на проезд.
В тоже время, начальство метро отмечает, что 4 гривны за разовую поездку будет платить очень ограниченное количество людей, поскольку большинство пассажиров перейдет на проездные.
«Чем больше поездок – тем меньше тариф за одну поездку. Месячный проездной билет на 46 поездок обойдется киевлянам в 150 гривен, по тарифу 3,60 грн, 62 поездки – 190 гривен и проездной без ограничений – 300 гривен. Разовый проезд будет актуален для туриста или человека приехавшего в командировку», — отметил В. Брагинский.
Маршрутки будут дорожать на протяжении года
Тарифный «бум» спровоцировали и некоторые частные маршрутки, которые закатили цены за проезд до 5 гривен. Пока это касается только одного крупного перевозчика, что курсирует с Троещины в центр города, но, как говорится, еще не вечер.
В частности, 5 гривен за проезд уже просят на маршрутах №192, 476, 485, 529 и 180 и 4 гривны – в маршрутках №470 и 34.
Хозяева подорожавших маршруток уверяют, что регулярно обновляют подвижной состав, и жалуются, что из-за высокого курса доллара и евро в разы подорожало горючее и запчасти. «Мы сдерживали стоимость как могли. До 5 грн подорожали лишь «длинные» маршруты — на остальных цена осталась прежней. Цена на бензин растет как на дрожжах, поэтому тут два выхода: или поднимать цены, или закрывать маршруты», — говорит перевозчик Максим.
Экономисты уверяют, что тариф 5 гривен – это еще не предел: на протяжении года, проезд в маршрутках может подскочить еще больше. «Поднятие тарифов будет зависеть от обменного курса, стоимости нефтепродуктов на мировых рынках и подорожания проезда в альтернативных видах транспорта: метро, автобусах, троллейбусах. И если нет каких-то компенсационных механизмов, перевозчики вынуждены повышать тарифы на проезд», — сказал экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь.
Он добавил, что маршрутные такси «Богдан» имеют отечественную сборку, а все запчасти — закупают за границей, но для перевозчиков более важно не то, что изнашиваются детали, а горюче-смазочные материалы, который сейчас по цене «золота». И если общественный коммунальный транспорт может еще как-то функционировать за счет того, что кассовый разрыв покрывается из местных бюджетов, то коммерческий транспорт не имеет таких дотаций.
Пассажиры недовольны, что с поднятием проезда, качество услуг лучше не стало – в Киеве после 22:00 маршрутки практически не ездят или уже отправляются «спать» в депо. «Раз подняли проезд, пусть выполняют графики и курсируют до 12 ночи, а то я с Петровки поздно часто не могу уехать», — жалуется киевлянин Валентин Махно.
Электричку передадут в государственную собственность
Разовый проезд в городской электричке с 1,7 грн вырастет до 4 грн, а весь доход от выручки пустят на развитие этого вида транспорта, к примеру, на замену подвижного состава. Директор КП «Киевпасстранс» С. Майзель обещает, что все остановки городской электрички приведут в порядок и обустроят входы с турникетами. Кроме того, хотят открыть еще три станции — Киевскую Русановку, Протасов яр и Киев-Московский.
«На данный момент основная задача — внедрить электронную систему пропуска на станцию городской электрички. Это даст возможность не упускать доход от этого вида транспорта. Ведь наши люди, увы, никак не введут себе в привычку платить за проезд и часто ездят «зайцем», — сказал он.
Кстати, «Киевпастрансу» проект городской электрички не по карману: предприятие намерено отказаться от него и передать 12 поездов на содержание в государственную собственность.
«На сегодняшний день этот проект неэффективен, потому что убытки составляют более 5 млн. гривен в месяц, а для полного его завершения и обустройства инфраструктуры нужно еще 40-50 млн. гривен. Предприятие готово выступать оператором по этому проекту, поскольку он является стратегическим для города, но расходы на содержание поездов должно взять на себя государство. К тому же мы будем оплачивать «Укрзализныце» 3 млн. гривен ежемесячно за приобретенные у него пассажирами общие билеты на проезд в городской электричке», — заявил С. Майзель.
При этом, график движения городских электричек останется прежним: раз в 17 минут и только в час пик. Кроме того, будет внедрен проездной: стоимость 60 поездок киевлянам обойдется в 150 гривен.
В нашей жизни за последние 8 лет дешевле ничего не стало. Если раньше можно было купить, например, юбку за 150 грн, то сейчас она висит в магазине уже за 500, раньше гречка стоила 5 грн, теперь зашкаливает за 20. Поэтому логично, что следом за подорожанием продуктов и тарифов ЖКХ, подорожает проезд. Но эта советская привычка ко всему бесплатному, так называемой «шаре» приводит к популистским вещам в любой сфере. Но заявление, что с повышением проезда пассажиры имеют право требовать соответствующее качество услуг –абсолютно в точку. Ведь находясь в когтях кризиса, украинцы учатся выживать — они не допустят ободрать себя как липку, и будут требовать уважение и комфорт.