Метро хочет поднять стоимость проезда с 8 грн. до 20 грн., Кличко назвал себестоимость – 15 грн. О своем обещании не допустить подорожания, столичная власть не вспоминает. В мэрии изучают расчеты перевозчиков. А те хотят троллейбус и трамвай сделать по 25.
«Могу сказать страшную цифру»
Первый заместитель главы Киевской городской государственной администрации (КГГА) Николай Поворозник заявил, что процесс изменения тарифа на проезд в коммунальном общественном транспорте продолжается два-три месяца и окончательное решение будет принято после тщательного анализа расчетов, предоставленных перевозчиками.
«Были заявления в части повышения тарифа киевскими перевозчиками, коммунальными предприятиями «Киевский метрополитен» и «Киевпастранс», сделаны соответствующие расчеты – 21 и 25 гривен. Эти документы на сегодняшний день передаются в департаменты транспорта и экономики, и будет сделан подробный анализ этих расчетов и после этого будут приниматься те или иные решения», – заявил он.
По словам Поворозника, изменение тарифа — это процесс общественных обсуждений, он публичный. К тому же является достаточно длительным –занимает двух-трех месяцев. «Это будет обсуждаться перед тем, как будут вноситься те или иные изменения по стоимости тарифа”, – отметил он.
Первый заместитель председателя КГГА подчеркнул, что власть, дескать понимает сложную экономическую ситуацию, которая сложилась не только на предприятиях транспорта. Упомянул «сложную ситуацию и у киевлян в первую очередь, связанную с пандемией».
«Гудем находить какую-то золотую середину», – заверил первый замглавы КГГА. При этом, оказалось, что экономические расчеты стоимости проезда, предоставленные коммунальными предприятиями – перевозчиками не столь уж важны.
Николай Поворозник пояснил: «Из анализа ситуации той, которая есть на коммунальных предприятиях, будут приниматься те или иные решения, и я точно скажу, что они будут приниматься с учетом мнения киевлян, в том числе».
Примечательно, что Метрополитен в своих расчетах на 2021 год указывает, что плановая экономически обоснованная себестоимость перевозки одного пассажира составляет 20,04 грн, а экономически обоснованный тариф на 2021 год составляет 21,05 грн.
Там сетуют, что нынешняя плата за проезд, которая составляет 8 гривен, не пересматривалась с 2018 года. К тому же Метрополитен получает не всю сумму, доход составляет по 6,38 грн. с пассажира — перевозки льготных категорий не компенсируются.
В Киевпастрансе, который ведает наземным транспортом называют свой «экономически обоснованный» тариф. «Экономически обоснованные тарифы на 2021 год, следующие: 25,18 грн — на проезд наземными видами транспорта (трамвай, троллейбус, автобус) и 78,90 грн — на проезд на городской электричке», — подсчитали в там.
В качестве обоснования, коммунальное предприятие жалуется на острый дефицит кадров из-за отставания средней зарплаты своих работников от средней зарплаты в Киеве.
Вопреки предоставленным расчетам мэр Киева и глава КГГА Виталий Кличко озвучил другую цифру. По словам мэра «реальная себестоимость» составляет 15 гривен.
«Могу сказать страшную цифру – себестоимость проезда в транспорте 15 грн.», –заявил он в телеэфире.
«Компенсаторы запланированы»
Виталий Кличко анонсировал повышение стоимости проезда в коммунальном транспорте столицы. Он пояснил: «В Киеве серьезные вызовы относительно транспорта, так как он у нас дотационный. Чтобы он выходил в ноль, мы из бюджета Киева платим еще больше 2 млрд грн ежегодно. Одновременно мы закупаем транспорт и увеличиваем зарплату».
Хотя упомянутый Кличко процесс закупки транспорта и увеличения зарплат должен идти постоянно, еще зимой столичная власть заверяла, что повышения стоимости проезда в городе не планируется. Заместитель мэра Киева, секретарь Киевсовета Владимир Бондаренко опровергал слухи о грядущем подорожании.
«Мы говорим о некой социальной составляющей и понимаем, что 2020 и 2021 — это не лучшие годы в экономическом плане для украинцев. Соответственно, по состоянию на этот момент подорожание проезда в общественном транспорте не запланировано»- подчеркивал он. Заместитель мэра уверял, что город будет компенсировать убытки перевозчикам. «Такие компенсаторы запланированы на первый квартал этого года, и скорее всего, по результатам корректировки бюджета деньги будут выделяться», — сказал он.
Об этом обещании СМИ припоминали, когда начали дорожать маршрутки в Киевской области. Тогда Глава Ассоциации перевозчиков Киевской области Алексей Павленко тогда рассудил, что киевские власти «взяли на себя много финансовых обязательств, перед тем же ЕБРР, для получения новых автобусов». «И, я думаю, они готовы к повышению, но ждут, когда первыми решатся маршруточники», — предположил он.
Случилось иначе. После того как в области маршрутки подорожали до 12 грн, столичные перевозчики подняли стоимость проезда до 10 грн. на некоторых маршрутах. В конце марта они поясняли, что пассажиропоток за время локдаунов в маршрутках упал примерно на 40%.
Затем в столице был введен запрет на перевозку пассажиров без специальных пропусков. Их выдавали только сотрудникам предприятий критически важной инфраструктуры. Выдали полмиллиона пропусков.
Таким образом, пользоваться общественным транспортом могла примерно пятая часть киевлян. Водителей, бравших на борт лишних пассажиров принялись штрафовать. Из-за убытков уволилась пара сотен водителей маршруток.
Отметим, что в Киеве и пригороде функционирует 472 маршрута общественного транспорта. Из них 305 маршрутов разделено между частными компаниями. А 167 обслуживает КП Киевпастранс.
Именно коммунальные предприятия, а не частники требуют повышения стоимости проезда. Киевпастранс жалуется, что из-за карантинных ограничений пассажиропоток в наземном транспорте сократился на 39%, что привело к уменьшению доходов. В то же время выросли тарифы на электроэнергию для предприятия… стоимость воды, минимальная заработная плата, стоимость запасных частей, материалов и комплектующих частей.
Столичный метрополитен, в свою очередь, сообщает, что еще в прошлом 2020 году пассажиропоток в метро сократился вдвое по сравнению с 2019 годом — до 279,5 млн пассажиров. А за 4 месяца этого года метрополитен перевез всего 85,2 млн пассажиров. «Такая ситуация привела к социальной напряженности на предприятии из-за риска задержки или невыплаты зарплаты»- сетуют в метрополитене.
Отметим, что упомянутые 4 месяца — это и есть первый квартал года, на который столичная власть обещала «компенсаторы». Тем не менее, метрополитен заявляет: требуется либо поддержка метрополитена за счет средств городского бюджета, на сумму 1 млрд 514 млн гривен, либо пересмотр существующего тарифа на перевозку пассажиров.