Проезд в общественном транспорте вскоре может подорожать для киевлян, говорят представители рынка перевозок, указывая, что на это есть несколько причин.
Первая причина – это потери из-за пандемии и карантинных ограничений, которые непосредственно коснулись общественного транспорта. Так, вследствие падения пассажиропотока, доходы коммунальных и частных перевозчиков закономерно снизились. Чтобы компенсировать эти убытки, нужно пересматривать существующие тарифы.
Вторая причина – это обязательства города перед зарубежными кредитными организациями, которые выдавали деньги под обновление парка коммунального транспорта.
Третья причина – это рост минимальной заработной платы.
Со слов исполнительного директора Ассоциации перевозчиков Киевской области Алексея Павленко, проезд в коммунальном транспорте Киева может вырасти с 8 до 16-20 гривен, то есть на 150%.
Однако в первом квартале стоимость проезда пересматриваться не будет, уверяют городские чиновники, поскольку на этот период городским бюджетом предусмотрены компенсации для «Киевпастранса» и «Киевского метрополитена». В Департаменте транспортной структуры Киева уточняют, что на решение о новых тарифах может уйти не менее двух месяцев. То есть, теоретически к апрелю можем получить подорожание проезда.
Заместитель мэра Киева Владимир Бондаренко говорит, что у городской власти «нет возможности вот прямо сейчас и сегодня» утвердить решение по новым тарифам в муниципальном транспорте в связи с понижением платежеспособности горожан. И это понятно.
Решение о повышении стоимости проезда находится в области политической воли и связано с рейтингами. Каждое подорожание социально важной составляющей жизни — это удар по популярности властей. Такие шаги никто делать не будет, учитывая вероятность скорого внеочередного электорального цикла в стране и политические амбиции мэра Кличко.
Впрочем, никто не знает, что будет во втором полугодии.
«Есть ли экономические предпосылки для повышения? Конечно, есть – мы с вами пережили Covid-19, понимаем, что пассажиропоток уменьшился, что транспорт не работал определенное время, что сегодня есть ограничения по количеству перевозимых пассажиров, что есть рост минимальной заработной платы. То есть экономические предпосылки есть», – признается Владимир Бондаренко.
«Процесс с поднятием тарифов лучше всего начинать с метрополитена, потому что там самые понятные и обоснованные предпосылки для этого. Будем надеяться, что тариф будет справедливым», – отметил Дмитрий Беспалов.
Что касается столичных маршруток, то проезд в них может изменится уже в феврале. Эта сфера, напомним, сосредоточена главным образом в руках частных компаний. «Киевпасстранс» имеет парк маршрутных такси, но он незначительный. Частники согласовывают тарифы с местными властями, но устанавливают их сами, отталкиваясь от рыночных и экономических реалий. Также стоит добавить, что город не компенсирует потери маршруток и частные компании тут предоставлены сами себе.
«Поэтому мы можем говорить, что частники будут поднимать цены на проезд. Это в их компетенции, они только информируют городские власти и дают расчеты. Запретить им мы не можем. Мы слышали разные цифры, главное, что сейчас фигурирует, – это 10-12 гривен, в зависимости от маршрута», – рассказал Бондаренко.
Впрочем, со слов эксперта по вопросам транспорта Вячеслава Коновалова, не так все плохо у частных перевозчиков. Этот рынок ассоциируется только с наличкой, то есть там теневой оборот, часть которого оседает в карманах чиновников. Когда началась пандемия, этот неформальный побор отменили, что стало своеобразной компенсацией частникам.
«Сейчас пассажиропоток просел, ужесточились условия работы, и все равно перевозчики работают. Значит, им это выгодно. У меня есть подозрение, что был сговор между руководством города и перевозчиками. Была команда — надо выходить на маршруты. Но кто-то за эти сидячие места (за недозагрузку салона. – Прим. Ред.) должен заплатить. Есть подозрение, что с перевозчиков сняли неформальные платежи. Иначе, кто себе в убыток будет работать», – сказал он.