Тарас Корпан
19:00 29/03/2021

Подорожание проезда: локдаун позволяет

При угрозе полной остановки транспорта люди безропотно согласятся на подорожание проезда. Мест и так на всех не хватает, столичная власть распорядилась пускать в маршрутки пассажиров только на половину сидений. За нарушение водителей штрафуют на 17 тыс. грн.

«Люди с остановок бросают камни»

С 27 марта стоимость проезда в столичных маршрутных такси вырастет до 10 грн. «В эту субботу примерно 30-40% киевских маршруток поднимут стоимость проезда. Те, кто возил пассажиров по 8 грн, поставят ценники 10 грн», – заявил глава Общественного союза «Ассоциация перевозчиков Киева и Киевской области» Игорь Моисеенко.

Причиной повышения Моисеенко назвал введение жестких карантинных ограничений в столице, отмечает liga.net.

Стоит напомнить, что еще в конце января заместитель главы КГГА Владимир Бондаренко  говорил, что проезд в частных маршрутках может подорожать. «Мы можем говорить, что частники будут поднимать цены на проезд. Это в их компетенции, они только информируют городскую власть и дают расчеты. Запретить им мы не можем. Мы слышали разные цифры, основное, что сейчас фигурирует, — это 10−12 гривен, в зависимости от маршрута», — заявил он nv.uа.

Отметим, что в ту пору прогнозировалось подорожание минимум до 12 грн. Директор компании «Трансгрупп» Владимир Назаренко пояснял, что в 2020 году пассажиропоток в маршрутках упал в среднем на 40%. Так, в январе-октябре пассажирооборот предприятий транспорта составил 41,8 млрд пассажиров на квадратный километр, или 46,3% от объема 10 месяцев 2019 года. «Стоимость может вырасти как минимум до 12 грн», — прогнозировал он.

Дело в том, что пригородные маршруты уже подорожали в среднем на три гривны (подорожание произошло от двух до пяти гривен, в зависимости от маршрута). «Подорожание происходит веерным способом», – пояснял СМИ глава Ассоциации перевозчиков Киевской области Алексей Павленко. По его словам, на фоне карантина много маршрутов стали убыточными из-за резкого сокращения пассажиропотока. Некоторые маршруты объединяют, некоторые планируют совсем закрыть.

Теперь аналогичная ситуация сложилась в городе. Власти Киева, когда вводили локдаун с 20 марта по 9 апреля, решили, что общественный транспорт должен перевозть пассажиров в количестве 50% мест для сидения. Для средней маршрутки это — 11 человек.

Теперь водители отказываются работать, поскольку требование перевозить не более 11 пассажиров не дает возможности компенсировать расходы на топливо, сообщили в «Ассоциации перевозчиков Киева и Киевской области».

Кроме того, возникают конфликтные ситуации с пассажирами, а если водитель берет лишних, полиция его штрафует. «Постоянно возникают конфликты с пассажирами, которые хотят ехать. Их не интересует — там 11 или 12 человек. Разбили уже стекло в двух автобусах сегодня и составлено около 100 протоколов по 17 тыс. гривен на водителей», — сообщил СМИ Игорь Моисеенко. По его словам, Ассоциация рассматривает возможность вообще остановить работу маршрутных такси до конца локдауна 9 апреля из-за нерентабельности перевозок.

Это сообщалось 24 марта. А на следующий день, Игорь Моисеенко сообщил, что люди уже забрасывают маршрутки камнями, если те не останавливаются.

По его словам, пассажиры разбили стекла двух маршруток в ходе конфликтов. «Люди с остановок даже бросают камни в автобусы за то, что те не остановились – все хотят доехать на работу. На конечных остановках пассажиры лезут в драку с водителями и кричат, что сами будут разбираться с полицией», – рассказал председатель ассоциации перевозчиков.

Он подчеркнул, что в Киеве проводят массовые рейды для выявления в маршрутках стоячих пассажиров. «Водители стараются не брать пассажиров больше, чем положено. Из-за этого возникают постоянные конфликты», — добавил Мосиенко, отметив, что водители не могут выгонять пассажиров и постоянно вступать с ними в конфликт.

«Ждут, когда первыми решатся маршруточники»

Из-за локдауна в Киеве наблюдаются огромные очереди на маршрутки. Людям приходится стоять в очереди от 30 до 45 минут, сообщают СМИ. «Людям нужно ехать на работу, они не хотят слышать об ограничениях, они блокируют двери, бьют окна, лезут в драку к водителям и водители отказываются работать», – заявляет Игорь  Моисеенко.

Он подчеркнул, что возить по 11 пассажиров  очень убыточно: «Если мы просто стоим, мы несем убытки. Если мы работаем, эти убытки еще больше».

По его словам, подорожание коснется только частных маршруток. Но нельзя исключать, что вслед за ними подорожает коммунальный транспорт.

Хотя городские власти отрицают такую возможность, глава областной Ассоциации перевозчиков Алексей Павленко отмечал, что киевские власти «взяли на себя много финансовых обязательств, перед тем же ЕБРР, для получения новых автобусов». «И, я думаю, они готовы к повышению, но ждут, когда первыми решатся маршруточники», — предполагал он.

Мэр Киева Виталий Кличко критикует частных перевозчиков. «Это близко к манипуляции. Таким же образом я могу сказать, что на сегодняшний день весь транспорт в Киеве дотационный. Он неприбыльный. Частные маршрутки должны решать по своему усмотрению. В этом плане «запретите мне, потому что я не смогу возить» – это манипуляция», – заявил мэр Киева.

Однако предпосылки к ажиотажу созданы запретами, которые ввела столичная власть. Например, в метрополитене во время усиленного карантина решено контролировать количество пассажиров с помощью закрытия дверей.

«Если количество людей большое в утренние или вечерние часы пик, часть двери в вестибюли станций будет закрываться, и соответственно таким образом поток людей будет минимизироваться», — заявил заместитель Кличко Владимир Бондаренко.

Следует полагать, что часть пассажиров захочет воспользоваться маршрутными такси, количеств мест в которых ограничено распоряжением киевских властей. При этом мэр заявляет: в случае остановки работы маршруток Киев не сможет их заменить.

«Весь транспорт – трамваи, троллейбусы, все автобусы, метрополитен – 100% коммунального транспорта находится на маршрутах. Что-то дополнительно наращивать – откуда?», – заявил Виталий Кличко.

Он не исключает, что если ситуация с коронавирусом в Киеве не улучшится, то власти будут принимать решение по остановке общественного транспорта.

«Толпы в транспорте — это, я считаю, безответственность тех людей, которые не следуют рекомендациям и пренебрегают правилами. Которые делают вид, что у нас ситуация нормальная и нет никакого вируса», — написал Виталий Кличко в Facebook.

Мэр заявил, что, согласно ограничениям «красной» зоны, учреждения, организации, предприятия должны перевести сотрудников на удаленную работу. «Если ситуация не улучшится, и власть, и правительство будут принимать решение по остановке общественного транспорта в столице», — заявил он.

Тарас Корпан

 

 

Читайте также по теме