Киевские власти опять заговорили о неминуемости подорожании проезда в общественном транспорте. Правда, на сколько должен вырасти тариф чиновники пока не уточняют, как и не обозначают сроков внедрения изменений. Как объяснили в киевской мэрии, перед утверждением новых тарифов должны быть проведены расчеты, оценены возможности и состоятся общественное обсуждение. После этого можно переходить к определение новой стоимости проезда.
В свою очередь первый заместитель председателя КГГА Николай Поворозник ранее заявил, что себестоимость одной поездки в общественном коммунальном транспорте составляет 20 гривен.
«Себестоимость пассажира в метро, электрическом и автомобильном транспорте сейчас составляет более 20 гривен, в городской электричке – более 71 гривны», – сказал чиновник, пообещав, что проезд не подорожает до такой величины.
«Но будем искать компромиссы – между возможностью компенсировать эту разницу из бюджета и способностью пассажиров платить, чтобы вывести предприятия из кризиса», — добавил он.
Напомним, последний раз тариф пересматривался в 2018 году. Проезд в коммунальном транспорте, как мы знаем, подорожал до 8 гривен. За это время почти вдвое подорожала электроэнергия, прибавили в цене материально-технические составляющие, увеличилась стоимость топлива и выросла зарплата.
Более того, карантинные меры, введенные с марта прошлого года из-за Covid-19, сильно затронули сектор общественного транспорта столицы.
Если в 2019 году метро перевезло 495,3 млн пассажиров, то в 2020 году число пассажиров сократилось до 279,4 млн.
Наземный транспорт тоже не загружен. В «Киевпасстрансе» заявили, что перевозки (автобус, трамвай и троллейбус) упали почти на 40%.
Из-за падения пассажиропотока развился финансовый дефицит, который нужно перекрывать либо за счет дотаций, либо через повышение тарифа.
«Когда этот тариф устанавливался в доковидные времена, был совсем другой пассажиропоток и другая стоимость топлива. Сейчас цены на топливо выросли, особенно в последние месяцы, даже несмотря на регулирование цен. На зиму дорожает дизельное топливо», — говорит эксперт по вопросам транспорта Иван Черныш.
Сегодня тариф удерживается за счет городской поддержки: на дотации уходит 2 млрд гривен в год, и это происходит на фоне отсутствия компенсаций со стороны центрального бюджета за перевозку льготников. Понятно, что текущая конструкция долго не продержится и городские власти выйдут на решение о повышении стоимости проезда.
К слову, подорожание проезда уже произошло в некоторых столичных маршрутках. Стоимость услуги еще в апреле выросла до 10 гривен.
Реальная стоимость проезда в маршрутных такси Киева уже примерно 15 гривен, но перевозчики не собираются настолько повышать стоимость проезда, потому что пассажиры не способны платить такие деньги, отмечает директор транспортной компании Владимир Назаренко.
«На данный момент эта стоимость не 10 гривен однозначно. При тех процессах, которые есть в стране, это уже от 15 гривен. Но если поставить такую цену, кто будет ездить? У тех, кто ездит в маршрутных такси, вернее, на пассажирском транспорте практически таких денег нет», – сказал он.
Эксперт отметил, что кризис сильно бьет по транспортным организациям.
«В Киеве на данный момент обанкротилось две организации, машины которых выставлены на продажу, и они практически перестали существовать. Транспортных компаний по Киеву осталось около 12», – сказал Владимир Назаренко.
Что касается коммунального транспорта – автобусов, троллейбусов, трамваев и метро – то тут тариф может быть повышен до 12 гривен, считает эксперт по транспортному планированию Дмитрий Беспалов.
«Летом можно было 15 запросто протащить. Сейчас, думаю, дай Бог, чтобы 12 получилось, потому что киевская власть сейчас как никогда политически слаба, поэтому им будет сложно даже это протаскивать», – сказал он.
Эксперт по вопросам транспорта Иван Черныш говорит, что стоимость проезда – «это социально сложная тема, и сильно повышать тариф не получится, потому что будет взрыв».
Он прогнозирует, что новый тариф киевляне увидят уже в начале нового года.
«Реально решение будет не раньше 1 января. Это может быть подготовка к тому, чтобы к новому году иметь возможность запустить новый тариф. Возможно, чиновники рассматривали вариант, что будет новый бюджет, новый тариф и там будут все считать по-новому», — сказал он.