Денис Гонтарь
11:24 02/11/2012

Подземка как предвыборный инструмент

В советское время властьежегодно ко дню Великого октября открывалакакой-то значительный объект. Для столицы однозначно были событием новые станции метро. Первые пять станций киевской подземки – «Днепр», «Арсенальная», «Крещатик», «Университет», «Вокзальная» — открыли еще в 1960 году, 6 ноября, как раз в канун главного праздника СССР. Да и пуск последующих станций чиновники старались подвести под эту дату. Но времена меняются. Даты смещаются, и объемы строительства уменьшаются. «ГолосUA»решил сравнить, как строилось метро раньше и сейчас…

ДАЕШЬ ТРИ СТАНЦИИ В ГОД!    

В былые времена часто сдавались сразу две станции подземки. Так, например, было с «Политехническими институтом» и «Шулявской» в 1963 году. Или с «Дворцом «Украина» и «Лыбидской» в 1984 году.

Впрочем, история помнит случаи, когда за год в эксплуатацию вводили целых три станции. В 1971 году так произошло с «Берестейской», «Нивками» и «Святошин». А в 1965 году для жителей Левого берега открыли «Гидропарк», «Левобережную» и «Дарницу».

А вот «синюю» ветку метрополитена от самого центра до Оболони протянули вообще за каких-то четыре года – с 1976-го по 1980-й, и за это время соорудили шесть станций!  

Плюс ко всему с 1989-го по 1992-й год было пущено семь станций метро на «зеленой» ветке. И это, заметьте, вместе с Южным мостом, по которому ходят поезда метро.  

Дальше темпы строительства подземки значительно замедлились. С 1996-го по 2006 год, то есть за 10 лет, открыли всего-то восемь станций.

А после того, как в 2006 году мэром столицы стал Леонид Черновецкий, киевляне надолго забыли об новых объектах метрополитена. За свою каденцию Леонид Михайлович лишь раз перерезал красную ленточку — на «Красном хуторе».    

«ПОДАРКИ» ОТ ПОПОВА ПРОСТО… ПШИК  

Но уже в 2010 году чиновники ошарашили киевлян, открыв в один день сразу три станции метро: «Демеевскую», «Голосеевскую» и «Васильковскую». Формально тогда мэром еще числился г-н Черновецкий. Но, по сути, всем в городе уже заправлял Александр Попов. 

В прошлом году запустили станцию «Выставочный центр», а в нынешнем горожанам обещали два объекта метрополитена.

Еще весной по всей столице висели билборды, с которых глава КГГА Александр Попов «дарил» к 1530-летию Киева станции подземки «Ипподром» и «Теремки».    

Но летом власти сбавили обороты с обещаниями. Сначала в июле премьер-министр Николай Азаров рассказал, что очень сложно строить метро в Киеве, ведь на это нужно выделять по 100 млн грн ежемесячно. А уже в конце августа было решено в этом году ввести в эксплуатацию только «Ипподром», а «Теремки» — в мае 2013-го. Всему виной – недостаточное финансирование.      

«Была такая ситуация, что мне пришлось выбирать: или ни одной станции, или одну все-таки откроем, — рассказал ГолосUAгендиректор «Киевметростроя» Владимир Петренко. — Вы же знаете, какая ситуация со средствами в государстве. Слава Богу, что правительство хоть так давало деньги. В самые критические моменты я обращался к Александру Попову, но возможности города исчерпаны».

По словам Владимира Петренко, тоннели в сторону «Теремков» строятся, по одному осталось около 150 метров пройти, по второму – 200 метров. «Был большой фактор риска, потому что очень сложные геологические условия в этой местности. В районе Окружной дороги высокий уровень грунтовых вод, потому мы там «набрались» неприятностей, но самую нижнюю точку уже прошли и пересекли Окружную дорогу. К концу года тоннели будут готовы», — отметил гендиректор «Киевметростроя».  А теперь, чтобы достроить полностью станцию «Теремки», нужно еще 650 млн грн.  «Думаю, вполне реально ко Дню Киева сдать этот объект», — подытожил Петренко. 

В свою очередь директор Института города Александр Сергиенко заявил «ГолосUA», что нужно все изначально рассчитывать, а потом уже обещать людям открыть тот или иной объект.   «Строительство метро – это технологический процесс и он должен идти независимо от того, есть финансирование или нет. Сейчас вот говорят, что денег нет и не успевают. Как бы они могли сдать «Теремки» до конца года? Разве что запустят станцию в авральном режиме. Она была бы формально открыта, но на устранение всех недоделок ушло бы еще несколько месяцев», — считает эксперт.

В то же время, говорит Сергиенко, стало известно, что в этом году выборы мэра никто проводить не будет, а ведь Александр Попов не раз заявлял, что собирается баллотироваться.  «Выборы отстрочили на май следующего года. Вот тогда и сдадут станцию метро «Теремки», а это уже будут очки в пользу Попова. А то, что людям придется еще полгода мучиться в маршрутках, добираясь на работу, – это власть не волнует», — подытожил директор Института города.    

Тем временем 25 октября была открыта станция «Ипподром». Причем, стоит заметить, аккурат под выборы…

В ТЕМУ 

Ненужные и замороженные   

В столичной подземке есть еще и две законсервированные станции: «Львовская брама» и «Теличка».  Первую начали сооружать еще в середине 90-х годов. Но выходы из «Львовской брамы» не могли построить из-за отсутствия комплексного решения реконструкции Львовской площади.

«На следующий год эти работы планируют включить в программу строительства, нужно будет 2-2,5  года, чтобы построить выходы, — поведал Владимир Петренко. — Там глубокая станция — более 90 метров. Придется строить промежуточный вестибюль, по типу станции «Арсенальная». На «Львовской браме» есть платформа, нужно сделать еще облицовочные работы». 

А вот работы по сооружению «Телички» стартовали в начале 90-х годов, но потом ее заморозили. Причина? Чиновники постановили, что, поскольку она расположена в промзоне, пассажиропоток будет небольшим и с открытием решили не спешить.

Читайте также по теме