Поход по минному конституционному полю

Украина неуклонно движется в сторону президентской формы правления. Еще 24 августа Президент Янукович послал недвусмысленный сигнал обществу и политикуму: будем обратно менять Конституцию. Как показали 5 лет оранжевого правления, европейская модель государственного устройства крайне неэффективно приживается на украинской почве. 

Достаточно вспомнить, что во время премьерства Юлии Тимошенко, парламентское большинство, на которое по Конституции 2004 года опирается премьер, вообще отсутствовало. То есть, де юре, как бы существовало 226 депутатов, поддерживающих курс Юлии Владимировны. Но всех их вместе в парламентском зале ни разу собрать не удалось. 

Реформированная Конституция не стала преградой и для «творчества» Ющенко, который разогнал в 2007-м году Верховную Раду на основе 4 или 5 неконституционных указов… Не говоря уже о том, что политреформа не «дошла» на места, как изначально предполагалось. Хорошие идеи о децентрализации власти, ответственности местных чиновников, формировании бюджетов снизу так и остались нереализованными, поскольку Виктор Андреевич все время боролся за возвращение себе полномочий так ненавидимого им Леонида Кучмы, а Юлия Тимошенко боролась с Виктором Ющенко. Во время этой борьбы парламент практически был парализован: все помнят блокады трибуны Верховной Рады и метание яиц в спикера Литвина. К слову, законодатели за время работы Верховной Рады не приняли ни одного социального закона! Не до того было… Поэтому «назрела» необходимость прямого президентского правления. Народ, так сказать, требует сильной руки. Власти необходимо реагировать на вызовы общества. И на вызовы экономического кризиса тоже: кто-то должен «закрутить гайки» и жестко контролировать экономические потоки, курс гривны, налоги.

Первой реакцией стали предвыборные бигборды «Строим новую Украину» И портрет Виктора Федорович. Новая страна — новый лидер — новые правила. Аналогия прямая. Правы те, кто не устают напоминать: новое — это хорошо забытое старое. Под «старым» подразумевается время правления Леонида Кучмы, которого так кстати реабилитировали через «дело Гонгадзе». Дескать, во всем виноваты западные спецслужбы, которые дискредитировали Украину и ее прежних лидеров с целью установить здесь марионеточный «оранжевый режим». Чтобы окончательно демонтировать «померанчевую систему власти» и вернуться к привычной схеме «разделяй и властвуй» и появилась необходимость отмены политической реформы, которая слишком много полномочий дает парламенту и слишком мало — главе государства. Если кто помнит, Леонид Данилович не играл ни в какие игры с формированием парламентского большинства: оно автоматически строилось на Банковой или в любом другом месте — например, в «Украинском доме». Да и премьера президент определял сам, делая вид, что советуется с парламентом. Возвращение к этой схеме развязывает руки партии власти: теперь нет необходимости получать контрольный пакет в Верховной Раде, тратя на это безумные средства и усилия. Нет необходимости потакать интересам партнеров по коалиции или вести нудные переговоры с группой Давида Жвании. 

Вопрос только в том, как это сделать с максимальной юридической чистотой? Есть два варианта: как бы вернуться к Конституции-1996 или собрать в парламенте 300 голосов для внесения новых изменений в Основной Закон. Но пока перспектива усиления полномочий Виктора Януковича не устраивает ряд группировок из Партии регионов и лично Рината Ахметова. Недаром же он так активно лоббирует Бориса Колесникова на пост премьера. А значит, рассчитывать на поддержку верных Ринату Леонидовичу депутатских сил в деле расширения конституционных возможностей президента не стоит. 

С другой стороны, автоматически вернуться к Конституции 1996 года невозможно. Есть много нюансов. Например, придется признавать, что все решения (в том числе и электоральные), которые принимались после конституционной реформы 2004 года — нелегитимны. Под сомнение можно даже поставить законность избрания Виктора Януковича главой государства, не говоря уже о парламенте шестого созыва. И наверняка оппозиция попытается разыграть этот козырь, как только начнется процесс правового обоснования отмены политреформы. А начнется он совсем скоро — после вердикта Конституционного Суда. Вряд ли кто верит в случайность замены 4 судей КСУ коллегами из восточных регионов Украины накануне принятия судьбоносного решения. Другое дело, пойдут ли те, кого «попросили» покинуть помещение КСУ на сотрудничество с оппозицией? Без такой поддержки все заявления Тимошенко и ее группы поддержки теряют смысл. Одно дело — слово специалистов конституционного права, и совсем другое — декларации антивластных сил. 

Кроме того, все «сваливать» на Конституционный Суд власть тоже не будет. Это опасно — доверять нескольким судьям перспективы власти. Останавливают и неудачные примеры сотрудничества с КСУ, в частности, в период досрочных парламентских выборов 2007 года. Поэтому обязательно придется привлечь к конституционным «разборкам» Верховную Раду. Именно там был принят в декабре 2004 года странный пакет, объединяющий изменения в Конституцию и возможность третьего тура президентских выборов имени Ющенко. 

Кстати, Владимир Литвин резко поменял свою точку зрения: еще недавно спикер не допускал возможности отмены политреформы, а сегодня заговорил о формировании Конституционной комиссии. К чему бы это? А к тому, что именно Владимиру Михайловичу придется приложить сверхусилия для «настройки» парламента на нужный лад. Форму отмены конституционных изменений пока никто не придумал, но уже понятно, что сделать это через референдум не получиться. Во-первых, парламент прокатил этот закон. Во-вторых, решения референдума все равно имплементирует Верховная Рада. Поэтому в качестве стимула депутатам предъявят не только решение Конституционного Суда, но и перспективу роспуска парламента и досрочных выборов в 2011 году.  

Понятно, что при такой угрозе можно склонить к сотрудничеству в сфере конституционных изменений не только партнеров по коалиции, но и оппозицию почти в полном составе: как все понимают, ни «НУ-НС», ни «Народной Самообороне», ни прочим оранжевым осколкам «не светит» зайти в следующий парламентский набор. Места наперед забронированы «Сильной Украиной», «Фронтом перемен» или «Единым центром». Поэтому придется договариваться. О том, как все будут жить дальше при президентской форме правления. 

После возвращения к прежним правилам политической игры роль парламента понизится, он будет устранен о формирования Кабмина. Автоматически девальвируются золотые и платиновые акции лидеров парламентских фракций и группировок. Они больше не смогут выбивать себе должности в правительстве или заполнять вакансии в областных администрациях в обмен на политическую лояльность. Им остается только надеяться на милость победителя, то есть фракции Партии регионов.. Если кто-то думает, что эта милость будет выражаться в материальных или кадровых благах, то глубоко ошибается. Максимум, на что могут рассчитывать союзники сменщиков Конституции: продление полномочий парламента до 2015 года. В этот период должны пройти одновременные парламентские и президентские выборы. 

Конечно, если кому-то не нужен мандат, может побороться. И такие смельчаки во фракции БЮТ, несомненно, найдутся. Но как мы уже говорили, у них нет опоры: экс-судьи Конституционного Суда вряд ли станут выступать в качестве борцов с режимом, а народ сегодня больше волнует повышение тарифов, чем сужение конституционных полномочий парламента. Да и массовые акции протеста сильно дискредитированы в последнее время. В общем, собрать конституционный Майдан не удастся. />  
Зато следует готовиться к серьезным кадровым рокировкам. Грядет постепенная зачистка Кабмина. Она будет проходить в два этапа. Первая состоится сразу после местных выборов: самые достойные получат бонусы в виде правительственных «пряников». Есть несколько очень неплохих кресел, которые пока занимают представители партнеров по коалиции. 
План-максимум предполагает полною обновление состава Кабмина. Давно уже говорят о «переводе» Николая Азарова в Нацбанк, смене главы Минобороны, сокращении количества вице-премьеров. Но это, так сказать, последствия отмены политреформы. Наверняка, апгрейд правительства произойдет после возвращение к дореформенным правилам игры: Банковая станет решать, кто достоин занять кресло премьер-министра (сегодня на роль премьера активно претендует Борис Колесников), главы Фонда госимущества, Налоговой администрации. Сократят количество вице-премьеров, уменьшат число госкомитетов. Такова суровая реальность в которой всем нам придется скоро жить.

 

Читайте также по теме