21 июля Кабинет Министров, исходя из собственного видения внутренней политико-экономической ситуации в стране, подал на рассмотрение парламента законопроект № 4308а «О внесении изменений в закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2014 год», который корректирует некоторые положения текущего государственного бюджета. В частности, документом предлагается заложить в генеральную смету страны дополнительные расходы в размере 16,9 млрд. гривен на проведение антитеррористической операции и восстановление Донбасса.
Курс на войну
Кроме того, проект вносит поправки в существующий закон в виде нескольких новых статей. Одна из них — статья №28 — гласит о том, что в случае введения военного положения Кабинет Министров (после соответствующего согласования с президентом) получает право делать коррективы и сокращать расходную часть бюджета для обеспечения поступлений в резервный фонд, средства которого будут использоваться для нужд и потребностей Вооруженных сил Украины. Другая — статья №29 — отменят на период военного положения действие закона «О госзакупках» в отношении закупок товаров и услуг для оборонного сектора.
«В резервном фонде на данный момент осталось около 520 млн. А АТО нуждается в около 1,5 млрд. гривен в месяц, нам необходимо искать дополнительные ресурсы», — заявил министр финансов Украины Александр Шлапак, добавив, что в целом Украине нужно 9,1 млрд. гривен до конца года на обороноспособность.
Премьер-министр Украины Арсений Яценюк, комментируя необходимость корректировки сметы, заявил следующее: «Нам нужно финансировать армию. Нужно восстанавливать все уничтоженные территории, нужно удерживать страну на плаву. Правительство не потерпит никаких торгов и шантажа со стороны кого-либо. Это ответственность всей страны перед каждым солдатом, перед каждой семьей этого солдата и перед страной в целом. Мы надеемся, что украинский парламент проявит политическую ответственность и, возможно, мудрость для принятия соответствующих законопроектов».
Однако парламент, в котором развалилась коалиция, не нашел времени на рассмотрение данного проекта: 24 июля народные депутаты не смогли включить его в повестку дня.
Простое прочтение законопроекта дает основание думать, что руководство страны не располагает четким прогнозом по прекращению военных действий в Донецкой и Луганской областях и вместо реализации плана восстановления мира на Донбассе переводит украинское общество на «мобилизационный» режим.
«Вооруженные Силы, Национальная гвардия, Государственная пограничная служба, Служба безопасности получили соответствующие приказы. В реализации поставленных сегодня задач по защите территориальной целостности они больше не ограничены режимом прекращения огня. Мы будем наступать, и будем освобождать нашу землю», — сказал 1 июля президент Украины Петр Порошенко, объявляя возобновление АТО на Донбассе.
Постоянно растущий ущерб
Приобретя более активный и массивный характер, вооруженное противостояние на востоке страны каждый день приносит жертвы среди мирных граждан и участников конфликта, а также разрушает жилые, инфраструктурные и промышленные объекты.
По оценкам Кабмина, на восстановление Донбасса понадобится предположительно 8,1 млрд. гривен.
«Предварительный объем восстановительных работ, которые надо осуществить в Донецкой и Луганской областях, оценивается в 8,1 млрд. гривен. Сейчас мы будем думать, где нам взять деньги. Вероятно, будет обращаться к «донорам»», — сказал А. Яценюк.
По словам уполномоченного по мирному урегулированию конфликта в Донецкой и Луганской областях Ирины Геращенко, западные партнеры по завершению АТО готовы выделить Украине 1,5 млрд. евро (правда, пока точно неизвестно в каком формате на каких условиях).
«Судя по тому, как Европа поступала до сегодняшнего дня, надеяться на ее помощь пока не стоит. На сегодняшний момент Соединенные Штаты настроены на помощь Украине более радикально, чем Европа. Но я бы не стал сейчас обсуждать и гадать, кто и как нам поможет. Как показывает жизнь, все великие державы мира сегодня, прежде всего, думают о себе и о своем народе, а потом уже об Украине и об украинском народе. Поэтому мы должны четко исходить из того, что проблема в Донецкой и Луганской областях – это наша проблема, украинская. Мы должны рассчитывать на собственные силы, как в военной сфере, так и в сфере восстановления нашего хозяйства», — считает бывший министр транспорта и связи Иосиф Винский.
По информации «Укрзализныци», из-за боевых действий в Донецкой и Луганской областях путевое хозяйство предприятия понесло суммарный ущерб в 1,2 млрд. гривен. Реконструкции и замены требуют 200 километров железнодорожных путей.
По словам министра инфраструктуры Максима Бурбака, на ремонт автомобильных дорог в восточных регионах, чье покрытие было повреждено снарядами и минами (а это более 900 км), понадобиться, по предварительным данным, 500 млн. гривен.
Луганская областная государственная администрации уже насчитала более 100 крупных объектов разного профильного назначения, которые нуждаются в восстановлении и эта цифра день ото дня растет. Стоимость ремонтных работ оценена пока в 1,3 млрд. гривен.
По убеждению члена правления ДТЭК Игоря Маслова, масштабные боевые действия на Донбассе, где сконцентрировано огромное количество промышленных предприятий, просто недопустимы.
«Профессионалы понимают, что такое объекты 1 категории, перерыв или снабжение которых недопустимо. Это больницы, роддома, коксохимические заводы, концерн «Стирол» и так далее. Обесточивание то ли Авдеевского коксохимического завода, то ли Ясиновского коксохимического завода на 2 часа приведет к неизбежному выбросу коксового газа. Масштабы распространение этого облака сложно предположить. Если говорить о «Стироле» — речь идут о выбросе аммиака», — объяснил он.
В целом на Донбассе, в результате обстрелов, было повреждено оборудование и сооружения таких крупных предприятий как: «Вода Донбасса», «Стирол», «Авдеевский коксохимический завод», Донбасская энергетическая система НЭК «Укрэнерго», Лисичанский НПЗ, «Краснодонуголь», «Стахановский завод ферросплавов».
Кроме того, атакам подверглись ряд государственных и приватных шахт.
По мнению политолога Андрея Золотарева, актуализируя тему восстановления Донбасса, украинский политикум должен думать не о том, «кто на этом заработает, получит заказы и квоты», а о том, как взвешенно решить данную задачу.
«Возможно создание каких-то новых экономических кластеров, иначе этот регион рискует оказаться непригодным для дальнейшей жизни, и для Украины он станет источником постоянных бедствий и социального напряжения», — подчеркнул эксперт, добавив, что при этом необходимо помнить об экономическом взаимодействии Донбасса с другими регионами Украины.
Вместе с тем, по словам А. Золотарева, говорить о восстановлении региона неуместно до момента, когда на Донбассе будет установлен мир.
«Не договорившись о формуле мира, и о том, как Украина будет жить дальше, рассуждать о восстановлении Донбасса бессмысленно. Можно говорить о каких-то разумных вещах и давать советы, но проекта восстановления не получится, так как должна быть достигнута формула мира. А для этого нужно всестороннее договариваться», — подчеркнул политолог.
С его точкой зрения солидарен социолог, основатель R&B Group Евгений Копатько.
«Поднимать вопрос о восстановлении Донбасса нужно после того, как там стабилизируется социально-политическая обстановка. Эта постановка вопроса хороша в другой период времени, когда уже закончились какие-либо события. Насколько я вижу ситуацию, то обстановка имеет тенденцию к ухудшению», — отметил он.
Не разделяет оптимистического взгляда относительно Донбасса и президент Украинской федерации профессионалов безопасности Сергей Шабовта.
«Мы рискуем, что все это перерастет в партизанскую войну. И вряд ли события будут разворачиваться только на Востоке – не исключен транзит боевых действий в другие регионы», — отметил он.